Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Система оказания психологической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью
Введение 3
1. Дети с интеллектуальной недостаточностью: характеристика и психологическая диагностика развития детей с нарушениями интеллекта 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта 5
1.2. Психологическая диагностика развития детей с нарушениями интеллекта 11
2. Анализ системы оказания психологической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью 17
2.1. Адаптация ребенка к имеющемуся дефекту как основной блок в системе оказания психологической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью 17
2.2. Обучение родителей адекватному способу поведения с ребенком как основной блок в системе оказания психологической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Вопросы, связанные с изучением системы оказания психологической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.
Внимание к проблемам психологической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью вызвано тем, что количество детей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании эффективной системы оказания психологической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью
Основная цель психологической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью — это гармонизация их личностного и интеллектуального потенциала, исправление имеющихся нарушений в психическом развитии, профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического дизонтогенеза (тяжесть и структура дефекта), так и внешним влиянием (средовые факторы).
Система оказания психологической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью должна учитывать сложные системно-структурные и онтогенетические модели их психического дизонтогенеза. Именно это и позволяет разработать дифференцированные методы психокоррекционных воздействий с ориентацией на степень тяжести и специфическую структуру дефекта. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования.
Цель работы – проанализировать теоретические и практические аспекты системы оказания психологической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику детей с нарушениями интеллекта, рассмотреть психологическую диагностику детей с интеллектуальной недостаточностью;
- проанализировать адаптацию ребенка к имеющемуся дефекту как основной блок в системе оказания психологической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью;
- охарактеризовать обучение родителей адекватному способу поведения с ребенком как основной блок в системе оказания психологической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования - система оказания психологической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.
Объект исследования - дети с интеллектуальной недостаточностью.
Особенности психики детей с интеллектуальной недостаточностью освещены достаточно полно (Л.В. Занков, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.).
Интеллектуальная недостаточность — врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации.
Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость нарушения и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей.
При умственной отсталости ведущим симптомом является также диффузное (количественное) поражение коры головного мозга. Но не исключаются и отдельные (локальные) поражения, что приводит к разнообразию нарушений в развитии психических, особенно высших познавательных, процессов (восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи и др.) и их эмоциональной сфере (повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, вялость).
Нередко у умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии (дисплазии, деформация формы черепа и размеров конечностей, нарушения общей, мелкой моторики).
При нарушениях интеллекта ведущими неблагоприятными факторами являются слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость нового.
Система оказания психологической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью является комплексным процессом, включающим в себя два основных блока: адаптация ребенка к имеющемуся дефекту; обучение родителей адекватному способу поведения с ребенком.
Важную роль в эффективности психологической коррекции играет семья ребенка с проблемами в развитии. Это требует обязательного включения в психокоррекционный комплекс семейной психокоррекции, направленной на гармонизацию семейных отношений и формирование адекватных стилей семейного воспитания.
Сложность, многообразие и специфика аномального развития ребенка требует системного подхода к разработке психокоррекционных технологий. Психокоррекционные технологии мы рассматриваем как совокупность знаний о способах и средствах проведения психокоррекционного процесса.
Главные направления психологической коррекции детей с интеллектуальной недостаточностью определяются ведущими симптомокомплексами, лежащими в основе дефекта ребенка.
Для детей с выраженной церебрально-органической недостаточностью (умственная отсталость, детские церебральные параличи, задержка церебрально-органического генеза, и пр.) — это коррекция интеллектуальных, гностических и эмоционально-волевых функций.
Для больных с легкой степенью церебрально-органической недостаточности (соматогенные формы задержки психического развития, церебрастенические нарушения вследствие травм и инфекций) — это коррекция нейродинамических характеристик познавательных процессов и личностного развития.
Для детей с поврежденным развитием — дифференцированная коррекция познавательных процессов и личности в зависимости от тяжести последствий повреждения мозга (астения, церебрастения, церебропатия).
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека