Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Содержание детей в детских учреждениях
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 6
1.1 Виды детских учреждений. Особенности форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 6
1.2 Права детей, лишенных родительского попечения и содержащихся в детских учреждениях, в России 8
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 13
2.1 Проблемы организации социального обслуживания детей в детских учреждениях 13
2.2 Анализ судебной практики по вопросам содержания детей в детских учреждениях 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
Содержание детей в детских учреждениях является разновидностью социального обслуживания.
Согласно ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государство предоставляет детям, оставшимся без попечения родителей и детям-сиротам полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Российская Федерация полностью содержит несовершеннолетних лиц, которые по стечению жизненных обстоятельств оказались в сложном положении – это дети, оставшиеся без попечения родителей и дети-сироты. Каждый из регионов определяет свой уровень социальной поддержки, привилегий и денежных начислений.
Совсем неважно, сколько времени находятся сироты в домах детства. Их никто не может лишить недвижимости и другого имущества, доставшегося им от родителей и других родственников, а их доходы (пенсионные выплаты, алименты) подлежат обязательному накоплению на сберегательных книжках.
Депутаты государственной думы РФ приняли Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором понятия «дети, оставшиеся без попечения родителей» и «дети-сироты» имеют различные определения. Детьми-сиротами именуются жители России до 18 лет, которые потеряли одного или обоих родителей. А к детям, оставшимся без попечения родителей, относят несовершеннолетних, чьи мать и отец: неизвестны; лишились возможности растить и воспитывать ребенка либо их частично отстранили от этого; пропали без вести, их объявили умершими (это должно быть официально признано); стали недееспособными или суд ограничил их дееспособность; являются заключенными в тюремных учреждениях; совершили преступное деяние и находятся в следственных изоляторах; отказались их воспитывать, защищать и материально содержать.
Граждане, которые лишились единственного или обоих родителей до наступления 18 лет, могут рассчитывать на дополнительную поддержку со стороны государства до того времени, пока им не исполнится 23 года.
Все воспитанники сиротских учреждений наделены следующими правами: обеспечение питанием, одеждой, проживание и прохождение школьной программы; развитие таланта в творчестве, спорте, науке и т. д.; содействие в учебном процессе и коррекция обнаруженных отклонений.
Чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей и дети-сироты развивались всесторонне, им предоставляется право на посещение факультативов разнообразных профилей, секций во всех видах заведений, а также возможность участия в конкурсах или олимпиадах.
Кроме того, Российская Федерация приняла на себя обязательства по выполнению Конвенции о правах ребенка, где указывается, что детям как одной из самых незащищенных групп населения должно уделяться внимание и как личностям, и как членам общества, наделенным определенными правами.
Около 700 тыс. официально признанных по статистике детей-сирот и около трех млн. беспризорных детей (по экспертным оценкам) поставили проблему социализации этой категории детей в ряд наиболее приоритетных национальных проблем. Фактически общество переживает состояние растерянности по поводу возможности разрешить тот комплекс проблем, который обусловлен ситуацией сиротства. Оно ставит перед психологией, педагогикой и медициной как социально ориентированными системными науками острые социальные запросы. Проблема сиротства была включена в сферу научных и практических интересов медицины и психологии относительно недавно, во время второй мировой войны, когда многие дети, лишившись родителей, стали нуждаться в замещающей заботе. В последние годы в связи с небывалым ростом числа детей-сирот в Российской Федерации актуальность данной проблемы для нашей страны резко возросла. Согласно данным исследований, дети, воспитывающиеся в сиротских учреждениях, отстают от своих сверстников по основным показателям интеллектуального, эмоционального и социального развития.
Защита прав ребенка в современной России является актуальной проблемой, и порождена она явным неблагополучием несовершеннолетних как в обществе, так и в семье.
Актуальность выбранной темы заключается в стремительном росте детей — сирот и отсутствии эффективных моделей их социальной защиты. Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — одна из важнейших задач государства и общества. Проблема сиротства сегодня — это актуальнейшая из проблем современной действительности России.
Степень разработанности. Рассматриваемая тема широко освещена в литературе, такими авторами как: П.Д. Павленок, Е.И. Холостова, М.В. Фирсов, Н.Ф. Дементьева, Э.В. Устинова, А.В Мартыненко и др.
Цель исследования: проанализировать содержание детей в детских учреждениях.
Задачи исследования:
- охарактеризовать виды детских учреждений и выявить особенности форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- проанализировать права детей, лишенных родительского попечения и содержащихся в детских учреждениях, в России;
- исследовать проблемы организации социального обслуживания детей в детских учреждениях;
- провести анализ судебной практики по вопросам содержания детей в детских учреждениях.
- В настоящее время в Российской Федерации действует Приказ Росстата от 15.12.2015 № 635 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций», который устанавливает следующие виды детских учреждений:
I тип - Дошкольное образовательное учреждение.
II тип - Общеобразовательное учреждение.
III тип - Общеобразовательная школа-интернат
IV тип - Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
V тип - Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением.
VI тип - Образовательное учреждение начального профессионального образования.
Сироты – несовершеннолетние граждане, оставшиеся без родителей (обоих или единственного) в результате их смерти. Дети, оставшиеся без попечения – лица до 18-летнего возраста, чьи мать и/или отец не в состоянии выполнять родительские обязанности по следующим причинам: лишения соответствующих прав; ограничения этой функции; признания не дееспособными; заболевания, не позволяющие воспитывать и содержать несовершеннолетних; назначения уголовного наказания в форме лишения/ограничения свободы; уклонения от воспитания; безвестного отсутствия, признанных умершими по суду.
Распространены ситуации социального сиротства, когда родители осознанно снимают с себя всю ответственность за ребенка. Эти люди могут быть социально и экономически не состоятельны или вполне успешны в жизни, но всегда ребенок для них помеха. Государство никогда не должно равнодушно относиться к детям, находящихся в опасной жизненной ситуации: детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, которым необходима государственная помощь, поддержка и защита.
За последнее десятилетие приняты основополагающие документы (Семейный Кодекс РФ, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др.) определяющие целый комплекс прав, свобод, дополнительных льгот для этой категории детей.
- Государство гарантирует детям, лишенных родительского попечения и содержащихся в детских учреждениях повышенную правовую защиту, которая охватывают основные аспекты жизни: жилищные вопросы; получение образования различных ступеней; трудовые гарантии; медицинское обслуживание.
Меры социальной поддержки рассматриваемой категории детей направлены на реализацию их материальных и нематериальных прав и свобод. Существует большое количество общественных организаций, которые помогают в решении проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Есть должность Уполномоченного по правам детей. Однако процесс защиты прав детей в этой области не должен стоять на месте, есть много проблем, требующих своего разрешения, в то числе усовершенствования законодательства.
- В целях защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации проводится целенаправленная и планомерная работа по реализации федеральных законов и других нормативных актов, закрепляющих их права, выделяются из бюджетов необходимые средства на содержание этой категории детей в государственных учреждениях, выплачиваются пособия на детей, находящихся под опекой (попечительством), воспитывающихся у родственников, в приемных семьях.
Проблемы при организации работы учреждений социального обслуживания связаны с необходимостью оформления неоправданно большого количества сопровождающих документов (обслуживание клиента в половине случаев займет в разы меньше времени, чем процесс оформления всех требуемых бланков в установленные № 442-ФЗ сроки).
- За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Судебная практика по проблемам обеспечения доступности дошкольного образования остается противоречивой по ряду вопросов.
Во-первых, сохраняется противоречие по вопросу о правомерности самого наличия очереди в детские сады. Одни суды не считают наличие очереди нарушением конституционного права на образование, в то время как другие приходят к выводу, что реализация конституционного права на образование, в том числе дошкольное, не может быть поставлена в зависимость от фактического наличия мест в дошкольных образовательных организациях.
Суды расходятся в понимании гарантии предоставления места в детском саду по месту жительства и с учетом выбора родителями формы посещения. Некоторые суды признают право на выбор режима посещения (группа полного дня или группа по уходу и присмотру) и места получения дошкольного образования, в то время как другие допускают, что при наличии факта зачисления режим посещения и место уже не имеют значения и обязанность органов местного самоуправления по обеспечению реализации ребенком права на дошкольное образование считается выполненной.
Подобные работы
- Законный режим имущества супругов
- Особенности исполнительного производства по алиментным обязательствам, на примере Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия
- Преступления против семьи и несовершеннолетних
- Специфические черты алиментов на несовершеннолетних в соответствии с Российским законом
- Усыновление (удочерение) ребенка