Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Специфика самоактуализации людей с различным уровнем креативности
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ 5
1.1 Самоактуализация как предмет психологического исследования 5
1.2 Развитие креативности личности: психологический аспект 17
1.3 Креативность как показатель самоактуализирующейся личности студента 22
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ 28
2.1 Организация и проведение исследования 28
2.2 Анализ результатов исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Современная эпоха быстрых социальных изменений вынуждает личность к постоянному преобразованию сложившихся жизненных взглядов и отношений. Наряду с личностной зрелостью и психологическим здоровьем, одной из главных профессионально-значимых характеристик является степень самоактуализации личности. Именно эта характеристика определяет эффективность работы в тех сферах профессиональной деятельности, к которым относится воспитание, обучение и оказание помощи другим людям. Однако чтобы в полной мере развить свой потенциал необходима открытая и доброжелательная форма направленности личности к социуму. Именно такую форму обеспечивает суверенность психологического пространства, что переживается субъектом как чувство покоя и безопасности. Депривация границ пространства ведет к восприятию мира, пропитанному беспокойством и недоверием, из-за ожидания возможных негативных воздействий извне. Соответственно это не способствует тому, чтобы в полной мере открыть свой потенциал, развить свои способности.
Процесс самоактуализации может быть ограничен негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в непродуктивном поведении. Также на саморазвитие могут воздействовать социальные влияния и групповое давление, в том числе внутренние защиты.
Термин самоактуализация, рассматривается в соответствии с концепцией А. Маслоу.
Данный вопрос, в том числе рассматривался в работах Г. Олпорта, К. Роджерса, В. Франкла, А.Г. Асмолова, В.П. Зинченко, Е.И. Исаева, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман и другими.
К настоящему времени накопилось достаточно большое количество работ зарубежных и отечественных исследователей, посвященных проблеме самоактуализации. Наряду с глубокой теоретической проработкой данного понятия и несмотря на то, что проблема креативности личности из чисто теоретической все в большей мере становится практической проблемой, наблюдается недостаток исследований, посвященных механизмам влияния уровня креативности на самоактуализацию личности.
В связи с этим тема исследования считается актуальной.
Цель исследования: изучение специфики самоактуализации людей с различным уровнем креативности.
Объект исследования: креативность личности.
Предмет исследования: особенности самоактуализации личности у студентов с разным уровнем креативности.
Гипотеза: Самоактуализация людей с различным уровнем креативности различна.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретический анализ проблемы самоактуализации людей с различным уровнем креативности.
2. Провести эмпирическое исследование самоактуализации людей с различным уровнем креативности.
Теоретико-методологической основой исследования являются основные положения гуманистического и экзистенциального подходов к самоактуализации (А. Маслоу, Р. Роджерс, В. Франкл, Д.А. Леонтьев), комплексный и акмеологический подходы (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев), психологическая теория деятельности (А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).
Для проведения исследования использовались следующие методы: теоретические: анализ, синтез, систематизация литературы по проблеме исследования; эмпирические: тесты и методики исследования креативности и самоактуализации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Концепция самоактуализации была разработана А. Маслоу на основе собственного эмпирического исследования. Определяя характеристики самоактуализирующихся людей, А. Маслоу выделил принятие себя, принятие других людей и (окружающей) природы, стремление к уединённости, независимость, сосредоточенность на решении проблем, независимость от культурных штампов и окружения, демократический характер
Вслед за Маслоу К. Роджерс описывает основные характеристики самоактуализирующихся людей: 1) они открыты новому опыту, всем внешним и внутренним стимулам, испытывают как положительные, так и отрицательные эмоции, причём не сдерживают последние; 2) живут экзистенциально, постоянно находятся в процессе изменений, обладают гибкостью и способностью приспосабливаться; 3) самоактуализирующиеся люди имеют внутренний локус контроля; 4) креативныи чувствуют реализацию своего потенциала.
Как и в случае с самоактуализацией, креативную личность можно описать с точки зрения когнитивных, социальных и мотивационно-эмоциональных характеристик. К. Мартиндейл выдвинул гипотезу о том, что настоящие креативные достижения возможны только при наличии единства познавательных способностей и матрицы мотивационно-личностных характеристик. Что касается последних, то с креативным поведением связаны самоуважение, высокая энергетика, широта интересов, восприимчивость к проблемам, андрогиния, любознательность, энтузиазм и глубина эмоций, предпочтение труднодостижимых целей.
В. Н. Дружинин вносит в число важных характеристик креативности независимость, широту взглядов, высокий уровень толерантности к неопределённости, развитое эстетическое чувство и уверенность в собственных способностях.
Обобщая, можно сказать, что креативная личность открыта новым знаниям, ей свойственно самопринятие и уверенность в собственных способностях, она эмоционально восприимчива и отдаёт предпочтение труднодостижимым творческим целям.
Таким образом, прослеживаются чёткие параллели между особенностями, характеризующими креативных людей, и особенностями, описанными у самоактуализирующихся личностей.
Несмотря на совпадение некоторых черт креативной и самоактуализирующейся личностей, между ними существуют и различия. Если говорить об эмоциональной сфере, многие исследования показали, что креативная личность характеризуется эмоциональной восприимчивостью, тревожностью, а также более высокой частотой случаев аффективных расстройств. Это не относится к здоровым, в полной мере самоактуализирующимся индивидам. Самоактуализирующиеся личности обладают глубоким чувством эмпатии. Эмпатию определяют как способность разделять, ощущать или представлять переживания других людей и ассоциируют с сочувствием и просоциальным поведением.
Черты креативной и самоактуализирующейся личности во многом совпадают, но в то же время между ними имеются некоторые различия с точки зрения самооценки в эмоциональной и экзистенциальной сферах.
В данной работе было показано, что предикторами креативности и самоактуализации являются различные личностные характеристики. Исходя из этого, креативность, измеряемая психометрическим методом, не соответствует самоактуализирующей креативности.
Несмотря на полученные результаты и теоретические выводы, проведенное исследование имеет некоторые недостатки. В частности, в проведенном исследовании выборка состояла в основном из девушек. По результатам ряда исследований, обнаруживались половые различия в показателях самоактуализации. Эти различия в основном свидетельствовали о более высоком уровне самоактуализации у лиц женского пола.
В недавнем исследовании Okech и Chambers (2012) было обнаружено, что средняя величина дисперсии самоактуализации обусловливалась полом испытуемых. Наши результаты не подтверждают это. Поскольку из-за численного превосходства девушек в выборке «пол» был включен в анализ в качестве коварианта, то полученные результаты могут быть применены для описания особенностей связи креативности и самоактуализации как девушек, так и юношей. Это согласуется с идеей андрогинии применительно к самоактуализирующимся личностям. Более гибкое восприятие концепции пола связано с более высоким уровнем самоактуализации.
Еще один недостаток этого исследования заключается в том, что оно было проведено на выборке, состоящей из студентов. Вероятно, с возрастом связь между самоактуализацией и креативностью становится теснее. Это предположение могло бы положить начало дальнейшим исследованиям.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека