Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Становление «Образа Я» в подростковом и юношеском возрасте
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ «ОБРАЗА Я» В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Проблема «Образа Я» в зарубежных и отечественных психологических исследованиях 6
1.2 Психологические особенности «Образа Я» подростков и юношей 15
1.3 Условия построения адекватного «Образа Я» в подростковом и юношеском возрасте 22
Выводы по главе 1 25
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ОБРАЗА Я» У ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ 27
2.1 Цель, объект, предмет, задачи эмпирического исследования 27
2.2 Характеристика выборки исследования 28
2.3 Методы и методики, использованные в исследовании 28
2.4 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа эксперимента 32
2.5 Содержание формирующего этапа эксперимента 45
2.6 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 51
Выводы по эмпирической части исследования 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, обучающиеся должны быть готовы и способны к саморазвитию и личностному самоопределению, иметь сформированную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, быть включены в значимые социальные и межличностные отношения, обладать системой определенных ценностно-смысловых установок, быть способными ставить цели и строить жизненные планы и пр. Исходя из этого, создание оптимальных условий для личностной и социальной самореализации обучающихся является одной из важнейших задач образования на современном этапе его развития.
Постановка данной задачи трактуется требованиями и изменениями российского общества. С одной стороны, утрачены или стали неактуальны существовавшие ранее представления об определенном образе жизни и о самих себе, с другой – существуют огромные возможности выбора пути своего саморазвития и самореализации. В таких реалиях подрастающее поколение сталкивается с трудностями определения личностной идентичности. Чтобы реализовать свои потенциальные возможности подростку необходимо опираться на имеющиеся у него представления о себе, о своих потребностях, ценностях и способностях, то есть иметь положительный «Образ Я».
Проблема «Образа Я» человека привлекает внимание исследователей. В работах психологов представлены следующие аспекты. Во-первых, содержание «Образа Я» (Л.С. Выготский, У. Джемс, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин); во-вторых, его структурные компоненты (Р. Бернс, А.А. Бодалев, Г. Германс, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, И.И. Чеснокова); в-третьих, процесс формирования «Образа Я» (М. Мид, И.С. Кон, М.И. Лисина А.И. Липкина, Т.Ю. Андрющенко, А.И. Прихожан, А.Н. Леонтьев, В.Г. Ананьев); в-четвертых, регулятивная функция «Образа Я» (А.Г. Абдуллин, Р. Викланд, Д.Б. Эльконин, С.Г. Якобсон). Тем не менее изучение «Образа Я» не теряет своей актуальности, особенно в вопросе его формирования у детей разного возраста. В исследованиях Е.Г. Богослова, Г.Л. Драндрова, М.С. Мантровой и других подчеркивается социальная значимость формирования положительного «Образа Я» у подростков и необходимость ориентации современной школы на достижение этой цели.
В процессе анализа психолого-педагогической литературы выявлено противоречие: между необходимостью формирования у подростков и юношей «Образа Я» и недостаточной изученностью становления «Образа Я» в подростковом и юношеском возрасте.
Указанное противоречие позволило установить проблему исследования: каковы содержание, формы и методы работы по формированию положительного «Образа Я» в подростковом и юношеском возрасте.
В рамках этой проблемы сформулирована тема исследования: «Становление «Образа Я» в подростковом и юношеском возрасте».
Объект исследования – «Образ Я» в подростковом и юношеском возрасте.
Предмет исследования – процесс формирования у подростков и юношей «Образа Я».
Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать содержание, формы и методы организации работы по формированию положительного «Образа Я» в подростковом и юношеском возрасте.
Выявленное противоречие, обозначившаяся проблема, поставленная цель исследования позволили сформулировать гипотезу: существуют различия в психологическом содержании «Образа Я» у подростков и юношей.
Для достижения цели исследования и верификации гипотезы необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить отражение проблемы «Образа Я» в зарубежных и отечественных психологических исследованиях;
- исследовать психологические особенности «Образа Я» подростков и юношей;
- выявить условия построения адекватного «Образа Я» в подростковом и юношеском возрасте;
- провести эмпирическое исследование «Образа Я» у подростков и юношей.
Экспериментальная база исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ – школы №52 г. Орла в 2020-2021 гг. Выборку исследования составили 92 испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Из них 40 девочек и 52 мальчика. Испытуемые организованы в две равных по количеству человек группы (по 46 человек): в группу 1 вошли подростки в возрасте 12-14 лет; в группу 2 вошли испытуемые юношеского возраста (15-17 лет).
Для решения поставленных задач был реализован метод эксперимента с использованием теста-опросника самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); опросника «Шкала самоуважения» Розенберга; теста двадцати высказываний М. Куна «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой); теста на самооценку Дембо-Рубинштейн. Статистическая обработка данных производилась с помощью метода φ* – углового преобразования Фишера (критерий Фишера).
Научная новизна исследования: заключается в систематизации представлений о сущности понятия «Образ Я»; обобщении психологических особенностей «Образа Я» подростков и юношей; выявлении условий построения адекватного «Образа Я» в подростковом и юношеском возрасте.
Практическая значимость исследования: разработанная программа может быть использована для формирования положительного «Образа Я» в подростковом и юношеском возрасте.
Структура и объем выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание, результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Анализ состояния изучения «образа Я» в психологической литературе, выявил многозначность этого понятия, его зависимость от теоретического и исследовательского контекста, преобладание тенденции фрагментарности в исследованиях Я-концепции. Образ Я определятся как совокупность установок, направленных на себя. В ней выделяют три структурных компонента: когнитивный компонент, включающий в себя «образ Я», к которому относится содержание представлений о себе; эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, к своей внешности, деятельности и т.д.; к этому компоненту относят систему самооценок; поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении. «образ Я» – это целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны между собой.
Период с 9-12 до 15-17 лет в психологии принято называть подростковым или отроческим. Формирование новообразований в подростке осуществляется неравномерно, поэтому подростковая личность имеет следы и детского и взрослого сознания одновременно. Основным специфическим новообразованием периода ученые считают так называемое чувство взрослости. В связи с этим подросток стремится выглядеть как взрослый. Учение как основная сфера деятельности передает инициативу общению со сверстниками. Значительные трансформации переживают также мотивационная, интеллектуальная сферы. Постепенно начинает формироваться «Я-идентичность». Формирование «Я-концепции» и Я-образа способствует углублённому проникновению в свой внутренний мир, успешному построению поведения молодого человека, обретению собственного места в окружающем мире.
Под адекватностью образа «Я» подразумеваются точность и полнота понимания собственной личности и личности другого человека. На адекватность образа «Я» прежде всего влияет самоуважение и отсутствие внутренней конфликтности, которые находятся между собой в обратной корреляционной связи. Самосознание подростка обладает определенными особенностями, отличающими его от самосознания, например, младшего школьника или юноши. К таким особенностям в первую очередь относятся: способность рассуждать абстрактно, логически, по аналогии, изменение содержания самоописаний и т.п.
Эмпирическое исследование «Образа Я» подростков и юношей было проведено в три основных этапа: на первом, подготовительном, этапе эмпирического исследования была разработана и описана процедура выявления психологических особенностей «образа Я» подростков и юношей; на втором, диагностическом, этапе эмпирического исследования была проведена диагностика «образа Я» в выборке подростков и юношей; было реализовано сравнение полученных данных; выполнена математико-статистическая обработка данных; на третьем, итоговом, этапе эмпирического исследования были подведены итоги исследования и разработана программа формированию положительного «Образа Я» в подростковом и юношеском возрасте.
В исследовании приняли участие 92 испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Из них 40 девочек и 52 мальчика. Испытуемые организованы в две равных по количеству человек группы (по 46 человек): в группу 1 вошли подростки в возрасте 12-14 лет; в группу 2 вошли испытуемые юношеского возраста (15-17 лет).
Для данного исследования были использованы следующие методики: «Кто Я?» М. Куна, МИС (С.Р. Пантилеева), методика исследования самоотношения к Образу Физического Я (МИСОФ) А.Г. Черкашиной, Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн, методика Романовой Е.С.
Программа развития «Образа Я» подростков представлена шестью основными блоками со своими целевыми ориентирами: «Интересно обо мне», целевой ориентир – мотивировать подростков к самопознанию и саморазвитию, способствовать развитию позитивного самоотношения; «Я управляю своей жизнью», целевой ориентир – формировать у подростков навыки саморегуляции и прогнозирования результатов своего поведения; «Я среди других людей», целевой ориентир – развивать навыки конструктивного общения, отстаивания своей позиции в диалоге, споре; «Я и цели в жизни», целевой ориентир – обучения подростков навыкам построения жизненных перспектив; «Выбери меня», целевой ориентир – стимулирование развития базовых лидерских качеств у подростков; «Моя динамика», целевой ориентир – способствовать развитию у подростка рефлексии, осознания собственных изменений.
Таким образом, качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что существуют различия в психологическом содержании «Образа Я» у подростков и юношей.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека