Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Связь психологического благополучия и эмоционального интеллекта в зрелом возрасте
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психологического благополучия и эмоционального интеллекта в зрелом возрасте 9
1.1. Научный анализ понятия «психологическое благополучие» 9
1.1.1. Анализ содержания понятия психологического благополучия 9
1.1.2. Подходы к изучению психологического благополучия личности и его структуры 14
1.1.3. Предикторы психологического благополучия личности 21
1.2. Основные подходы к изучению эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологической науке 26
1.3. Зрелый возраст и его психологические особенности 33
1.4. Эмоциональный интеллект как основа психологического благополучия личности в зрелом возрасте 40
Выводы по 1 главе 44
Глава 2. Программа и методики эмпирического исследования связи психологического благополучия и эмоционального интеллекта в зрелом возрасте 47
2.1. Программа эмпирического исследования 47
2.2. Методики исследования 49
Выводы по 2 главе 51
Глава 3. Анализ и обсуждение результатов исследования связи психологического благополучия и эмоционального интеллекта в зрелом возрасте 53
3.1. Оценка взаимосвязи психологического благополучия и эмоционального интеллекта женщин и мужчин зрелого возраста 53
3.2. Программа занятий по повышению уровня психологического благополучия и эмоционального интеллекта лиц зрелого возраста 57
Выводы по 3 главе 63
Заключение 66
Библиографический список 71
Приложения 82
Актуальность темы. Традиционно психологическое благополучие рассматривалось через противопоставление психологическому нездоровью и неблагополучию, что не позволяло выйти за рамки дихотомии «здоровье-болезнь», акцент в исследованиях фокусировался на изучение отклонений в поведенческом функционировании, трудностях развития, при этом упускался момент исследования психологического благополучия позитивно функционирующей личности.
В последние десятилетия проблема исследования психологического благополучия, основываясь на концепции, созданной американским психологом К. Рифф, который вслед за Э. Динером отметил, что исследование психологического благополучия должно учитывать не только непосредственно измеряемый уровень благополучия, но и принимать во внимание внутреннюю, индивидуальную систему координат, с которой человек соотносит собственное психологическое благополучие, выдвигает иные задачи.
Психологическое благополучие стало рассматриваться, как интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования (личностного роста, управления средой, самопринятия, автономии, цели в жизни, позитивных отношений с окружающими), а также степени реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью.
Проблема психологического благополучия, таким образом, непосредственно связывается с проблемой позитивного развития, без учета этого аспекта становится невозможным процесс оптимизации психологического благополучия. Чтобы изучать успешное развитие, нужно, прежде всего, подумать о тех жизненных циклах, внутри которых это развитие и происходит, и оценить степень влияние возрастных особенностей.
Возрастная специфика каждого периода связана с решением тех задач, которые встают перед личностью: новообразованиями, ведущим типом деятельности, различными условиями социальной действительности. Кризисное проживание личностью периода средней зрелости, в котором происходят значимые изменения в структурных компонентах психологического благополучия, обусловленные переходом к новой ступени развития, меняют направленность личности на общечеловеческие и экзистенциальные ценности. Данные изменения позволяют включить личности духовные резервы развития, тем самым гармонизируя внутренний мир, выявляя более целостное восприятие и проживание своей жизни.
Одним из ресурсов повышения уровня психологического благополучия в данном возрастном периоде является эмоциональный интеллект. Современное общество ставит перед человеком задачу непрерывного совершенствования своих знаний и профессионального мастерства, расширения сферы общения и реализации. В силу новых тенденций и развития кризисных явлений к человеку предъявляется все больше требований, будь то профессиональная среда или сфера межличностных отношений. В этом контексте эмоциональный интеллект, то есть способности человека регулировать собственное поведение, взаимодействовать с окружением, справляться с жизненными задачами и трудностями, то есть использовать внутренние ресурсы, обеспечивающие психологическую сохранность и развитие, приобретают все большее значение.
Исследования психологического благополучия человека идут по нескольким направлениям. Это изучение возрастных особенностей субъективного благополучия: у подростков (О.А. Елисеева), у студентов-психологов (Л.Б. Козьмина), в пожилом возрасте (Ю.Б. Дубовик), у людей с ограниченными возможностями здоровья (А.А. Лебедева); исследования взаимосвязи благополучия с различными психологическими аспектами: с самоактуализацией (Г.Л. Пучкова), с образом жизни (О.И. Мотков).
Изучается также психологическое благополучие подростков и юношей с различными направлениями профессиональной подготовки (М.В. Бучацкая, М.В. Капранова), людей, работающих в условиях различной регламентации профессиональной деятельности (Н.С. Терехина); в различных условиях и жизненных ситуациях: в экстремальных условиях, при переживании кризисов (Е.В. Бенко).
Исследуются отдельные аспекты психологического благополучия, в частности субъективного экономического благополучия (Е.А. Угланова, В.А. Хащенко, Т.С. Киселева). Появляются исследования, посвященные изучению внутренней структуры благополучия как сложного интегративного образования: личностного благополучия (С.А. Башкатов), эмоционально-личностного благополучия (Т.В. Карапетян).
Исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и субъективного благополучия можно проследить в работах, выполненных под руководством Е.А. Сергиенко, в которых эмоциональный интеллект понимается как эмоциональный компонент контроля поведения (Н.С. Терехина, Е.А. Сергиенко).
Тогда как взаимосвязи психологического благополучия и эмоционального интеллекта в зрелом возрасте не уделено достаточного внимания, что еще раз подтверждает актуальность и научную новизну темы исследования.
Проблема исследования заключается в определении взаимосвязи психологического благополучия и эмоционального интеллекта в зрелом возрасте.
Объект исследования: психологическое благополучие и эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: связь психологического благополучия и эмоционального интеллекта в зрелом возрасте.
Цель исследования: выявление связи психологического благополучия и эмоционального интеллекта в зрелом возрасте, и разработка тренинговой программы по их повышению.
Задачи исследования:
- провести научный анализ понятия «психологическое благополучие»;
- исследовать основные подходы к изучению эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологической науке;
- охарактеризовать зрелый возраст и его психологические особенности;
- дать характеристику эмоциональному интеллекту как основы психологического благополучия личности в зрелом возрасте;
- разработать программу и подобрать методики эмпирического исследования связи психологического благополучия и эмоционального интеллекта в зрелом возрасте;
- провести оценку взаимосвязи психологического благополучия и эмоционального интеллекта женщин и мужчин зрелого возраста;
- разработать программу занятий по повышению уровня психологического благополучия и эмоционального интеллекта лиц зрелого возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют значимая связь психологического благополучия и эмоционального интеллекта в зрелом возрасте; между показателями эмоционального интеллекта и психологического благополучия в группе лиц зрелого возраста существует взаимосвязь позитивного характера, а именно, чем выше сформированы способности к пониманию и управлению эмоциями, тем выше удовлетворенность собой, отношениями с другими людьми и жизнью в целом.
Методы и методики исследования:
1. методы теоретического анализа;
2. обобщение и интерпретация научных данных;
3. психодиагностические методики:
- шкала психологического благополучия К. Рифф, адаптированная Шевеленковой Т. Д., Фесенко П. П. (2005).
- тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина.
4. математическая обработка данных в программе SPSS 20.0. с применением метода U – критерия Манна-Уитни для выявления значимых различий по двум независимым выборкам.
Эмпирическая база и выборка исследования: г. Москва. Выборку составили 40 человек. Первая группа испытуемых (20 человек) принадлежат к возрастному периоду 36-50 лет (средний возраст по выборке 43), что соответствует среднему зрелому возрасту. Вторая группа испытуемых (20 человек) принадлежит в подростковому возрастному периоду (10-14 лет).
Теоретико-методологическая основа исследования: гуманистически ориентированные направления, основанные на изучение факторов, определяющих позитивное функционирование с позиции потенциальных возможностей, как субъктивного отражения личностью своих возможностей (К. Рифф, А. Вотерман, Р. Райн, Э. Диси); позитивное направление, направленное на исследование личности, как позитивного потенциала, определяющего ее благополучие (Н. Брэдберн, Э. Динер); теории самодетерминации, предлагающей связь личного благополучия с базовыми потребностями А. Маслоу (Р. Райн, Э. Диси); отечественные исследования в рамках категории «переживаний», как степень направленности личности на целостное, гармоничное функционирование, как субъективное отражение составляющих компонентов этого функционирования в индивидуальном бытие на данный момент времени (П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленкова); личностный подход, как модель личностных характеристик (В. Ковалев); субъектно-средовой в рамках суверенного психологического пространства жизнь личности, исходящей из своих потребностей и возможностей (О. С. Ширяева); анализ влияния объективных и субъективных факторов на психологическое благополучие личности (Д.А. Леонтьев и др.); анализ теорий, описывающих различные аспекты позитивного функционирования личности (теории А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта, К.Г. Юнга, Э. Эриксона, и др.). В целях исследования возрастных особенностей проведен анализ концептуальной проблемы модели роста А. Маслоу, Э. Эриксон, Д. Левинс и др.
Теоретическая значимость заключается в проведенном научном анализе и обобщении понятий «психологическое благополучие» и «эмоциональный интеллект».
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы, как материал для дальнейшего изучения обозначенной проблемы; в психотерапевтической практике, как обращение клиента к своим внутренним ресурсам через эмоциональный интеллект; в работе психолога-консультанта, как релаксационные упражнения для гармонизации внутреннего состояния и как обучающие упражнения для умения справляться со стрессовыми ситуациями.
Структура магистерской диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав (в первой главе раскрываются теоретические основы психологического благополучия и эмоционального интеллекта в зрелом возрасте; во второй главе представлена программа и методики эмпирического исследования связи психологического благополучия и эмоционального интеллекта в зрелом возрасте; в третьей главе проведен анализ и обсуждение результатов исследования связи психологического благополучия и эмоционального интеллекта в зрелом возрасте; представлена авторская программа занятий по повышению уровня психологического благополучия и эмоционального интеллекта лиц зрелого возраста), заключения, библиографического списка (98 источников) и приложений (3 приложения). Объем основного текста составляет 80 страниц.
Обзор представлений о содержании термина «психологическое благополучие» показал, что, во-первых, на сегодняшний день нет удовлетворяющей всех исследователей дефиниции психологического благополучия личности, во-вторых, психологическое благополучие рассматривается либо как интегративное личностное относительно устойчивое образование, либо, как один из иерархических уровней общего благополучия человека; в-третьих, психологическое благополучие как понятие не имеет на сегодняшний день обособленности от близких, но не тождественных ему по смыслу терминов. В рамках нашей работы, при изучении психологического благополучия с динамических позиций и опираясь на определение К. Рифф понимаем его как актуальное переживание отражающее восприятие и оценку своего функционирования с точки зрения использования потенциальных возможностей в перспективе и ретроспективе.
Обзор научной литературы по проблеме психологического благополучия личности показал, что оно рассматривается с точки зрения эвдемонистического, гедонистического, психологического, объективного, системно-структурного, личностного, субъектно-средового подходов и может быть рассмотрено с точки зрения темпорального подхода. Применяя темпоральный подход к пониманию психологического благополучия личности, можно определить его как актуальное переживание, отражающее восприятие и оценку человеком своего функционирования с точки зрения реализации потенциальных возможностей в перспективе и ретроспективе.
Анализ исследования детерминант психологического благополучия позволяет утверждать, что его уровень может зависеть от баланса позитивных и негативных эмоций, возраста, пола, родительского отношения и предписаний, культурной принадлежности, семейного статуса, особенностей среды жизнедеятельности. Выявлена его связь с рядом личностных черт: экстраверсией, альтруизмом, оптимизмом, толерантностью, жизнестойкостью. К детерминантам психологического благополучия также относят способность к любви, дружбе, наличие веры во что-либо, осмысленность жизни и позитивный характер межличностных отношений.
Основа эмоционального интеллекта – понимание эмоций и управление ими. Характерной особенностью эмоционального интеллекта является его направленность на анализ значимой для личности информации. На развитие эмоционального интеллекта оказывают влияние когнитивные и нейродинамические особенности, ценностные ориентации личности. В настоящее время в отечественной и зарубежной психологии сосуществуют различные подходы к пониманию эмоционального интеллекта. Новым и перспективным направлением представляются подходы к исследованию эмоционального интеллекта, которые учитывают влияние социальных и культурных факторов на развитие и проявление эмоционального интеллекта.
В рамках возрастной психологии, период зрелости характеризуется обогащением Я-концепции, мотивационной сферы личности, т.е. зрелая личность самостоятельно управляет своим развитием и своей жизнью. Основная особенность данного периода признание своей ограниченности в рамках проживаемой жизни, в выстраивании адекватных притязаний на основе прожитого и проживание данного периода на основе целостности и удовлетворенности, что соотносится с психологическим благополучием.
Эмоциональный интеллект помогает формировать психологическое благополучие личности в зрелом возрасте. Адаптация личности в зрелом возрасте является одним из результатов проявления эмоционального интеллекта в деятельности. Достижение адаптации приводит к субъективному ощущению зрелой личности своего психологического благополучия. Так как человек в настоящее время рассматривается как биопсихосоциальное существо, то биологические, психологические, социальные аспекты его психики являются равнозначными для создания у него состояния своего счастья. Находясь в обществе, человек непосредственно взаимодействует с ним через общественные контакты. Создание хорошего общественного контакта – очень сложный процесс, который требует наличия у зрелой личности высокого эмоционального интеллекта. Нужность человека в обществе создаёт у него своё субъективное ощущение счастья, которое зависит от того, насколько человек соответствует общественным представлениям о нормах поведения личности. Человек с высоким эмоциональным интеллектом лучше будет соответствовать этим представлениям, что поможет ему лучше сформировать у себя своё ощущение психологического благополучия.
Цель эмпирического исследования – разработка и апробация модели и технологии формирования психологического благополучия лиц зрелого возраста.
В исследовании приняли участие 40 человек. Все испытуемые принадлежат к возрастному периоду 36-50 лет (средний возраст по выборке 43).
Выбор методов и методик проведен в соответствии с обозначенной гипотезой. Для осуществления экспериментального исследования были использованы методики: шкала психологического благополучия К. Рифф, адаптированная Шевеленковой Т. Д., Фесенко П. П. (2005); тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина. Представленные методики в целом направлены на изучение уровня психологического благополучия и эмоционального интеллекта в зрелом возрасте.
Сочетание данных методик в проверке гипотезы предоставляет возможность более объемно изучить данный феномен «психологическое благополучие» в его взаимосвязи с таким психологим феноменом как «эмоциональный интеллект».
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, репрезентативностью выборки, применением комплекса методов, адекватных психологической сущности изучаемых явлений, использованием математико-статистических процедур обработки данных в соответствии с целью и задачами исследования, соблюдением требований, предъявляемых к валидности и надежности используемых методов исследования.
На основании проведенного статистического анализа и выявленных значимых различий, мы можем выделить следующие личностные особенности, влияющие на связь психологического благополучия и эмоционального интеллекта в период зрелого возраста. Лица зрелого возраста, демонстрируют высокие показатели по межличностному эмоциональному интеллекту, личностному росту (открытость новому, самореализация), эмоциональному интеллекту, понимание эмоций, автономия (самостоятельность, независимость, ответственность). Мы пришли к выводу, что высокие показатели по этим шкалам связанны с возрастом испытуемых.
На основании обработанных результатов можно сделать заключение, что выдвинутая ранее гипотеза подтвердилась, существует значимая связь психологического благополучия и эмоционального интеллекта в зрелом возрасте. Также подтвердилось, что между показателями эмоционального интеллекта и психологического благополучия в группе лиц зрелого возраста существует взаимосвязь позитивного характера, а именно, чем выше сформированы способности к пониманию и управлению эмоциями, тем выше удовлетворенность собой, отношениями с другими людьми и жизнью в целом.
Разработанная нами программа тренинга направлена на стимулирование участников к рефлексии и саморазвитию. При составлении программы мы ориентировались на рефлексивный принцип – переживанию эмоционального благополучия существенно способствует рефлексия, в частности, глубокое осознание индивидом развития своего эмоционального интеллекта. Разработанный специальный психологический тренинг содержит в себе четыре основных блока. Первый блок был направлен на развитие эмоционального интеллекта, который, способствует как развитию такой сферы позитивного благополучия как позитивное отношение к другим и косвенно, таких сфер как компетентность и автономия. Второй блок направлен на развитие сферы самопринятия. Третий блок включал в себя определение жизненных целей и стратегию их достижения и последний. Четвертый блок был ориентирован на развитие личностного роста, хотя почти все занятия были так или иначе связаны с развитием данной сферы психологического благополучия. В результате сделан вывод, что посредством психологического тренинга можно повышать психологическое благополучие и эмоциональный интеллект у лиц зрелого возраста. В результате формируется более позитивный взгляд на себя и свою жизнь, тем самым повышается вера в свои возможности в планировании своей жизни. Стоит заметить, что это имеет значение не только для конкретного человека, для его самоощущения счастья и удовлетворенностью своей жизнью, но и в целом для общества, так как чем больше людей будет довольных своей жизнью и при этом позитивно функционировать, тем ниже будет психоэмоциональное напряжение в обществе. Также мы считаем, что конкретный психологический тренинг стоит совершенствовать, и в дальнейшем саму программу тренинга можно улучшать, корректируя старые и внося в нее новые методологические средства. Ориентиром для изменений может быть, как диагностика до тренинга — и изменения под конкретных участников, так и после тренинга, и спустя определенное время, для совершенствования программы в целом.
Таким образом, проведенное исследование показало, что между показателями эмоционального интеллекта и психологического благополучия в группе лиц зрелого возраста существует взаимосвязь позитивного характера, а именно, чем выше сформированы способности к пониманию и управлению эмоциями, тем выше удовлетворенность собой, отношениями с другими людьми и жизнью в целом.
Перспективы дальнейшего исследования усматриваем в апробации представленной тренинговой программы развития эмоционального интеллекта и анализе ее продуктивности.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека