Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Учебная успеваемость подростков и их самооценка
Введение 3
1. Представление о самооценке в отечественной и зарубежной психологии 5
2. Психические особенности подростков 11
3. Учебная успеваемость подростков и их самооценка……………………….23
Выводы………………………………………………………………………...…28
Литература………………………………………………………………...……..31
Самооценка представляет собой оценку личностью самого себя, своих способностей, своих качеств, сильных и слабых сторон и места среди других людей; это также степень, в которой человек воспринимается как хороший, компетентный, уважительный. Самооценка как черта личности тесно связана с целями ее жизни и работы, ценностными ориентациями, что является важнейшим фактором формирования и стабилизации его единства.
Адекватная самооценка человека – очень мощный инструмент в жизни. Точное представление о себе и своих особенностях помогает человеку выстроить оптимальную стратегию в жизни для достижения намеченных целей. Появляется уверенность и вера в успех, в то, что все получится, а если и не получится, всегда можно рассмотреть, почему не вышло и сделать «работу над ошибками».
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что наибольший интерес изучение самооценки представляет в подростковом возрасте, в период, когда развитие самосознания и самооценки претерпевает значительные качественные изменения и становится одним из новообразований данного возрастного периода. Для педагогов и родителей наиболее острой проблемой подросткового возраста является снижение школьной успеваемости, поиск путей мотивации подростков к учебной деятельности. Самооценка относится к числу значимых личностных факторов продуктивности учебной деятельности.
Объект исследования – самооценка, как компонент самосознания личности.
Предмет исследования – самооценка подростков.
Цель исследования – провести анализ психологической литературы по проблеме самооценки подростков с разным уровнем учебной успеваемости.
Задачи для рассмотрения:
1. Используя данные психологической литературы, рассмотреть представления о самооценке в зарубежной и отечественной психологии;
2. Используя данные возрастной психологии, рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
3. На основе анализа психологической литературы рассмотреть понятие учебной успеваемости и ее особенности в подростковом возрасте.
Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, выводов, списка литературы. Общий объем работы составил 24 стр. Список литературы содержит 31 источник.
1. Самооценка понимается в психологии как неотъемлемая часть самосознания, это оценка себя, своих способностей, качеств среди других.
2. В качестве основных характеристик самооценки выделяют три уровня когнитивного аспекта самооценки. Первый, наиболее высокий, характеризуется обоснованностью, реалистичностью, разносторонним содержанием оценочных суждений, высказываемых в проблематичной форме, что свидетельствует о наличии у ребенка рефлексивности при оценивании себя. Средний, второй уровень, отличается менее последовательной реалистичностью и обоснованностью, более узким содержанием оценочных суждений, появление категоричных форм их реализации. Третий уровень, самый низкий, характеризуется неадекватностью, и слабой обоснованностью самооценки, неглубоким содержанием оценочных суждений, формируемых по преимуществу в категоричных формах.
3. По мнению специалистов, самооценка выполняет следующие функции: стимулирующая мотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку; регулирующая обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений; эмоциональная позволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни; защитная формирует стабильность личности; контролирующая обеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий; развивающая мотивирует к саморазвитию, совершенствованию.
4. Среди факторов, определяющих формирование самооценки обычно выделяют: сопоставление образа реального Я с образом идеального Я; интериоризация социальных реакций на данного индивида; реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности; семейные и социальные факторы; принцип «самости».
5. Подростковый возраст характеризуется периодом бурного и неравномерного роста и развития организма, интенсивным ростом тела и совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. В этом возрасте происходят следующие изменения: сменяется ситуация развития: у подростка возникает устойчивое стремление к независимости, самостоятельности, хотя ближайшее окружение (родители, педагоги) относятся к подростку как к ребенку; меняется ведущий вид деятельности: учебная деятельность младшего школьника сменяется эмоционально-личностным общением со сверстниками в подростковом возрасте; появляются физиологические и психологические новообразования, обеспечивающие процесс взросления.
6. Актуальным аспектом развития подростка является интенсивное развитие его самосознания. В этом возрасте наблюдается изменение структуры самосознания. Существенные изменения касаются и самооценки подростков. Для самооценки подростков характерно то, что возникает самооценка, основанная на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности. Развитие рефлексии у подростка не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. И к концу подросткового периода существенной особенностью личностной рефлексии является возросшая критичность подростков по отношению к особенностям своей личности. Подростки по-особому начинают смотреть на особенности своего характера, выделяя в нем негативные черты и стремясь их преодолеть.
7. Важное, хотя и неоднозначное место в жизни подростка занимает учебная деятельность. Показателем успешности учебной деятельности является учебная успеваемость обучающегося.
8. Учебная успеваемость понимается в психологии как соответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования. Учебная успеваемость подростков во многом определяется следующими факторами: уровень тревожности, уровень самооценки и тип акцентуации личности. Можно предположить наличие определенной связи самооценки подростков с их учебной успеваемостью.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека