Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Верховая езда как средство физической реабилитации и оздоровления лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов
Введение 3
1. Теоретические основы верховой езды как средства физической реабилитации и оздоровления лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов 5
1.1. История появления и особенности реабилитационной верховой езды 5
1.2. Характеристика функциональных нарушений позвоночника и суставов 13
1.3. Механизм действия реабилитационной верховой езды для лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов: психическое и физическое воздействие 24
2. Организация и методы исследования 32
2.1. Организация исследования 32
2.2. Методы исследования 32
3. Оценка эффективности реабилитационной верховой езды для лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов 40
3.1. Программа реабилитационной верховой езды для лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов 40
3.2. Оценка динамики физического и психического состояния лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов 44
Заключение 52
Список использованной литературы 56
Верховая езда - один из самых древних и весьма распространенных способов передвижения человека. Ее благоприятное воздействие на больных и раненых было известно еще в глубокой древности, о чем свидетельствуют записи в трудах античных врачей, целителей средневековья. Однако несмотря на то, что верховая езда знакома человечеству с незапамятных времен, изучением ее целостного влияния на организм человека и возможностей использования в лечебных целях стали заниматься относительно недавно - в конце прошлого столетия.
Верховую езду инвалидов условно делят на иппотерапию, лечебно-педагогическую верховую езду, лечебно-педагогическую вольтижировку, конный спорт, рекреационную верховую езду и конный туризм.
Верховая езда укрепляет мышцы спины, появляется стабильность тазового пояса, мотивация к двигательной активности, улучшается моторика рук. Кроме того, верховая езда повышает эмоциональную активность ребенка, он лучше идет на контакт, начинает общаться со сверстниками, уходят страхи перед домашними животными. Также, верховая езда улучшает показатели нервно-психических процессов, улучшает межличностные отношения, появляется уверенность в себе, снижаются тревожные переживания, появляется жизнерадостность.
Актуальность представленной работы обусловлена тем обстоятельством, что число лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов увеличивается в разных странах с каждым годом.
Для специалистов, занимающихся проблемами их реабилитации и интеграции в обществе в нашей стране, изложенные данные представляют несомненный интерес, поскольку занятия верховой ездой, назначаемые в дополнение к медицинской реабилитации, позволяют не только укрепить физическое состояние лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов, но и стабилизировать их социальный и психический статус.
Цель исследования - экспериментально доказать эффективность использования верховой езды в физической реабилитации и оздоровлении лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов.
Гипотеза исследования - предполагается, что организация занятий по верховой езде будет способствовать эффективной реабилитации и оздоровлению лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов.
Задачи:
- раскрыть теоретические основы верховой езды как средства физической реабилитации и оздоровления лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов;
- описать организацию и методы исследования;
- разработать программу реабилитационной верховой езды для лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов;
- провести оценку динамики физического и психического состояния лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов.
Объект исследования - процесс реабилитации и оздоровления лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов.
Предмет исследования - лечебная верховая езда в реабилитации и оздоровлении лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов.
Реабилитационная верховая езда (иппотерапия) представляет собой метод кинезиотерапии, при применении которого лечебное воздействие производится с помощью лошади. В ходе сеансов иппотерапии человек занимается под руководством инструктора, выполняя разработанные и показанные ему упражнения, сидя верхом на лошади. Лошадь может вести коновод, либо занимающийся человек управляет ей самостоятельно. Иппотерапия применяется для приобретения изначально отсутствовавших или утраченных психомоторных навыков у человека любого возраста и пола, что стимулирует процесс развития и облегчает социализацию детей и взрослых. Процесс приобретения или восстановления утраченных психомоторных навыков в ходе иппотерапии обеспечивается мобилизацией психического и физического потенциала человека, высвобождаемого и активируемого в процессе езды и эмоционального контакта с лошадью. Иппотерапию можно считать самостоятельным методом психотерапии.
Позвоночный столб и суставы являются единой биологической системой, моментально включающейся в патологический процесс при любой болезни человека. Основные виды функциональных нарушений в позвоночнике развиваются по типу сглаженности или увеличения изгибов. Позвоночник является единым осевым органом, разделение его на разные анатомические отделы условно, поэтому не может быть гиперлордоза в шейном отделе позвоночника при сглаженности лордоза в поясничном, и наоборот. Одним из наиболее распространённых функциональных нарушений позвоночника является сколиоз. Сколиоз – серьезный дефект характеризируется искривлениями позвоночника в разных направлениях. Нарушения функций сустава (НФС) — это врождённые или приобретённые дефекты суставных и околосуставных элементов организма. Симптом — выраженный признак присутствия заболеваний разной локации и характера, который препятствует нормальной работе опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. НФС сопровождается болезненными ощущениями, ограничением подвижности, хрустом и тугоподвижностью суставов. Своевременная диагностика и лечение позволяют эффективно избавиться от боли и наладить качество жизни. Диагностикой и лечением занимаются ортопед, травматолог, реаниматолог, хирург.
Лечебный эффект ипотерапии основан на комплексном воздействии верховой езды на организм пациента. Температура у лошади выше, чем температура человека. Поэтому при езде лошадь согревает и массирует мышцами своей спины сидящего на ней всадника. Это является хорошим стимулом для улучшения кровообращения человека. При спокойном шаге лошади тело человека вынужденно следовать за ее движениями. Происходит пассивные движения в мышцах, позвоночнике и суставах. Таким образом, тренируются суставная и мышечная системы, а от наездника же в ответ не требуется значительных усилий. Еще один плюс - занятия лечебной верховой ездой происходят на свежем воздухе, поэтому общеукрепляющее действие на организм увеличивается, дополнительно иппотерапия способствует закаливанию организма и повышению сопротивляемости инфекциям.
В исследовании приняли участие 7 спортсменов, специализирующихся в баскетболе (возраст – 17-23 года, спортивная квалификация – I взрослый разряд), которые перенесли травмы коленного и голеностопного суставов. Наше исследование направлено на проведение комплексного анализа состояния спортсменов с использованием методов оценки их физической работоспособности, подвижности суставов и функционального состояния нейромышечного аппарата нижних конечностей, особенностей нейродинамических свойств нервной системы и качества жизни до и после проведения предложенной программы реабилитационной верховой езды для лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов. Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; педагогическое тестирование; методы математической статистики.
Нами была разработана и апробирована программа реабилитационной верховой езды для лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов, целью которой является переход на более высокий уровень возможностей испытуемых, то есть улучшение как физического так и психического состояния испытуемых. Курс реабилитационной верховой езды для лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов проводился в четыре основных этапа. На I, адаптационном, этапе происходит знакомство испытуемого с инструктором и лошадью, отрабатывается посадка на лошадь и спешивание. На II этапе происходит создание общего функционального базиса занятий. III этап реабилитационного курса включает собственно реабилитационные мероприятия. На IV, заключительном, этапе реабилитационного курса происходит закрепление результатов.
После апробирования разработанной программы была проведена оценка динамики физического и психического состояния лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов. Программа реабилитационной верховой езды для лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов оказала благотворное влияние на психическое и физическое состояние занимающихся. Об этом свидетельствуют результаты оценки их физической работоспособности, подвижности суставов и функционального состояния нейромышечного аппарата нижних конечностей, особенностей нейродинамических свойств нервной системы и качества жизни до и после проведения программы реабилитационной верховой езды для лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов.
Таким образом, верховая езда объединяет в себе два лечебных направления. ЛФК, работает как тренажер (тренажер будущего — воздействует на все группы мышц, обладает массажным эффектом и физиотерапевтическим) и неоспоримое психологическое воздействие (недостаточно изученное, но эффективное). Статистика и практика показала, что верховая езда является действенным методом при лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятиях направленных на оздоровление организма.
В целом, можно сделать вывод что гипотеза исследования доказана, решены все поставленные ранее задачи, следовательно цель работы достигнута.
Подобные работы
- Адаптация к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры
- Акробатическая подготовка юных прыгунов в воду с трамплина (на этапе спортивного совершенствования)
- Актуальные задачи по внедрению физической культуры и формированию здорового образа жизни детей и молодёжи
- Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания девушек 18-20 лет
- Бизнес-планирование деятельности организаций дополнительного образования детей спортивной направленности
- Биоэнергетические процессы при мышечной деятельности
- Влияние занятий лыжными гонками на психическое состояние мальчиков в 12-13 лет
- Влияние физической культуры и спорта на формирование личностных качеств курсантов: социологическое исследование
- Влияние фитнес-программы «Antigravity» на физическое развитие детей 6-8 лет
- Воспитание волевых качеств на уроках физической культуры у обучающихся начальных классов