Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Возрастные и гендерные аспекты проблемы доверия в психологии
Введение 3
1 Феноменология доверия 5
2 Возрастные аспекты проблемы доверия 16
3 Гендерные аспекты проблемы доверия 24
Выводы по теоретическому анализу 28
Заключение 30
Список использованных источников 31
Доверие ‒ один из наиболее важных и значительных аспектов жизни, напрямую влияющих на межличностное общение. Оно определяет, как мы будем взаимодействовать с другими людьми, как выбираем друзей, на что опираемся при покупке дорогостоящих вещей и т.д. Интерес к этому феномену особенно возрос в начале 21 века, что связано с актуальной политической и социальной ситуацией.
Многие проблемы в современном мире на уровне отдельных людей, коллективов и даже стран связаны с недостатком доверия. Недоверие порождает подозрения, которые провоцируют тревогу и служат почвой для развития недоброжелательства и других негативных эмоциональных проявлений, которые оказывают деструктивное воздействие на отношения.
В современной отечественной науке можно выделить три признанных концепции доверия: концепция доверительных отношений личности (Т.П. Скрипкина), социально-психологическая концепция доверия (И.В. Антоненко) и концепция доверия/недоверия как относительно самостоятельных социально-психологических явлений (А.Б. Купрейченко).
При всем различии исходных методологических позиций, можно выделить некоторый тренд, который прослеживается при сопоставлении концепций. Речь идет о некоторой «пропорции» (Т.П. Скрипкина) доверия человека к миру и к себе, «подвижного равновесия» между доверием и недоверием, когда преобладание доверия к себе еще не означает отсутствия доверия к миру. И.А. Антоненко пишет о «разной степени доверия и недоверия», которые вместе составляют пространство одного явления, имеющего два полюса. А.Б. Купрейченко подчеркивает преимущества «оптимального баланса» доверия и недоверия в регуляции отношений.
Вместе с тем, доверительные отношения, проходят ряд стадий в своем развитии и зависят от возраста, и в меньшей мере от половой принадлежности.
Важность феномена доверия определяет интерес к нему исследователей. Ученые рассматривают различные аспекты доверия: о связи доверия миру и себе и психологического здоровья личности (А. Бандура, Д.В. Винникот, С. Джурард, Ф. Перлз, К. Роджерс, Дж. Роттер); о вере в справедливость мира (К. Дальберт, М. Лернер, Л. Монтада, М. Шмитт); о доверии в межличностных отношениях (Л.Я. Гозман, И.С. Кон, А.А. Кроник, В.А. Лосенков, В.Н.Куликов, И.С.Полонский, М. Занна, Дж. Ремпел); о доверии как отдельном социально-психологическом феномене (Т.П. Скрипкина, А.Б. Купрейченко).
В целом, феномен доверия, по сути, на сегодняшний день еще не исследован. Отечественная наука только начала осваивать проблематику доверия, во многом ориентируясь на западные концепции. Поэтому предстоит не только исследовать социально-психологическое содержание доверия в различных областях, но и разработать концепции и теории доверия разного уровня обобщения, проанализировать феномен доверия, выделить его факторы, функции и определить его роль на различных уровнях социальной организации, а также разработать психологические технологии эффективного управления доверием.
Цель работы – исследовать возрастные и гендерные аспекты проблемы доверия в психологии.
Задачи:
- исследовать феноменологию доверия;
- проанализировать возрастные аспекты проблемы доверия;
- изучить гендерные аспекты проблемы доверия.
Объект исследования – феномен доверия.
Предмет исследования – возрастные и гендерные аспекты проблемы доверия.
Целью данной работы было изучение возрастных и гендерных аспектов проблемы доверия в психологии.
Доверие – важный аспект в жизни людей, отражающий ценностное отношение субъекта к партнеру, предполагающее позитивное прогнозирование поведения партнера, а также интерес, уважение, готовность проявить по отношению к нему добрую волю.
В современной отечественной психологии доверие понимается как одно из важнейших условий взаимодействия человека и мира. Доверие выступает интегрирующим фактором, объединяя человека и мир в единую систему, и является механизмом регуляции активности человека в процессе жизненного самоосуществления.
Доверие к самому себе и другим людям тесно связано с личностными особенностями человека и в свою очередь само влияет на личность. В частности, можно предположить существование тесных связей между возрастными и гендерными аспектами доверия.
Имеются индивидуальные гендерные и возрастные различия по степени выраженности доверительных отношений. Установлено, что у мужчин выше уровень доверия к себе, а для женщин свойственно более высокое доверие к другим. У младших подростков общий показатель доверия к себе более низкий, чем у респондентов других возрастных групп, а в юношестве уровень доверия к себе в профессиональной деятельности и интеллектуальной сфере наиболее высокий в сравнении с другими возрастными группами. Подростки обладают более высоким уровнем доверия к другим и более низким недоверием, чем юноши.
Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что задачи исследования были решены, а цель достигнута.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека