Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Возрастные и гендерные аспекты проблемы любви в психологии
Введение 3
1. Любовь как психологический феномен 4
2. Возрастные аспекты проблемы любви 15
3. Гендерные аспекты проблемы любви 22
Выводы по теоретическому анализу 29
Заключение 30
Список использованных источников 32
Один из самых главных феноменов в отношении между мужчиной и женщиной является любовь, который основывается на глубоких и драматических переживаниях. Несмотря на то, что на тему любовных переживаний велись многозначительные дискуссии, научное изучение данного явления началось в ХХ веке на Западе, а потом и в России.
На данном этапе в современной психологии нет единой теоретической базы, предоставляющей понятие любовного переживания. Однако, в работах З. Фрейда, В. Франкла, К. Хорни, Д. А. Ли и др. повествуется о различных сторонах любовных отношений и переживаний. Также данному феномену посвящено некоторое количество эмпирических исследований (Р. Стернберг,1986, С. И К. Хендрик, 1980).
На сегодняшний день психологи всё больше акцентируют своё внимание на изучении гендерных отличий любовных переживаний юношей и девушек. Традиционные взгляды на функции юношей и девушек в социуме изменились. Юноши и девушки осваивают новые виды деятельности и проявляют себя в разных социальных ролях, формируя определенное отношение к любовному взаимодействию с противоположным полом, ориентируясь на свои приоритеты и потребности. Интимно-личностная сфера является главным побудителем для самореализации и раскрытия личностных ресурсов, осознания своей общности с партнером. Взаимоотношения юношей и девушек являются основой стабилизации жизни социума, от данных отношений зависит успешность функционирования в обществе социальных институтов брака, семьи, социализация детей и, прежде всего счастье в браке.
Наша работа актуальна в связи со сменой гендерных стереотипов и размыванием гендерных границ. Важность изучения гендерных характеристик личности представляется в осознании особенностей людей разных гендерных типов и в устранении недопонимания в любовных отношениях девушек и юношей в соответствии с их измененными гендерными установками. Теоретические положения о гендерных особенностей и изменении гендерных стереотипов в социуме представлены в научных трудах таких авторов как И.С. Кон, С. Бэм, Р. Столлер, П. Бергер, Т. Лукман, О. А. Воронина и др.
Цель исследования – провести анализ научных подходов к проблеме любви в психологии.
Объект исследования – любовь как психологический феномен.
Предмет исследования – гендерно-возрастные аспекты любви.
Задачи:
- раскрыть психологическое содержание феномена любовь;
- охарактеризовать возрастные аспекты проблемы любви;
- выявить и описать гендерные аспекты проблемы любви.
Курсовая работа включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных источников.
В нашей работе мы рассматриваем понятие «любовь» с точки зрения Э. Фромма. «Любовь – это эмоционально позитивное стремление субъектов друг другу, которое включает в себя заботу, уважение, доверие, интимность, а также определяющееся в потребности быть в полной мере, представленным в жизни другого человека».
Концепция любви Д. А. Ли, в которой он раскрывает особенности стилей любовного взаимодействия, таких как эрос, агапе, сторге, прагма, мания, людус также легла в основу нашего исследования.
Р. Стернберг раскрывает компоненты любовного взаимодействия: забота, интимность и ответственность.
Исследования З. Рубина поспособствовали различению любви с такими феноменами как влюбленность и симпатия. Любовь проявляется в привязанности, заботе и желании сблизиться, симпатия, строится на уважении, восхищении и схожести. Любовные отношения позволяют видеть положительные и отрицательные стороны человека, познавать и принимать его уникальность в действительности, нежели влюбленность, которая способна строить иллюзии насчет партнера в соответствии со своим идеалом.
Для любви характерно постепенное зарождение чувств, основанное на долговременном общении, стадиальное развитие.
Главным элементом в любовном переживании является стремление быть рядом с любимым человеком, при наличии желания интимной близости с партнёром (Э. Фромм, А. Адлер, Р. Стернберг, З. Фрейд, А. В. Петровский и др.).
Гендер характеризует социальное поведение личности, обусловленное общественными и культурными детерминантами (С. Бэм, Р. Столлер, П. Бергер, Т. Лукман, О. А. Воронина и др.).
Гендерные особенности мы рассматривали согласно концепции С. Бэм, в которой она выделяет три гендера у юношей и девушек: маскулинный, феминный, андрогинный, выделяя третий гендер как интеграцию мужского и женского, что способствует усвоению разных видов деятельности и выполнению разного рода функций. Андрогинный тип является, оптимальны вариантом адаптации к изменяющимся условиям жизни и позволяет играть мужские и женские роли в зависимости от ситуации.
В. Е. Каган и Е. Таслер выделили общие и отличительные черты каждого гендера у юношей и девушек: маскулинные юноши агрессивны, настойчивы, ревнивы. Маскулинные девушки конкурентоспособны, энергичны, выражен высокий уровень к риску, целеустремленность; феминные юноши осторожны, боязливы, ценят семейную жизнь, застенчивы, выражен высокий уровень гетероагрессивности; феминные девушки конформны, коммуникабельны, высокий уровень эмпатии, склонны к самообичеванию, выражен высокий уровень аутоагрессии, эмоциональная закрытость; андрогинные юноши и девушки умеют работать в команде, адаптивны, эмоционально открыты.
Согласно И. С. Кону современное общество переживает гендерную революцию, которая характеризуется размыванием гендерных границ и изменением гендерных стереотипов, что приводит юношей и девушек к проявлению личностных черт, которые ранее они не демонстрировали в социуме.
Таким образом, любовь в психологии – эмоциональное отражение своего отношения к другому субъекту, который рассматривается с точки зрения предоставления возможности единения с ним и удовлетворения обоюдных любовных потребностей и личностных желаний (забота, привязанность, интимность). В зависимости от гендерного типа личности формируются предпочтения в отношениях с противоположным полом, определенный стиль любовного взаимодействия и отрицательные или положительные переживания, связанные с любимым человеком.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека