Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Эмоционально-ценностный компонент самосознания подростков из полных и неполных семей
Введение 3
Глава 1. Понятие эмоционально-ценностного компонента самосознания 5
1.1. Понятие самосознания, его функции, структура 5
1.2. Эмоционально-ценностный компонент в отечественной и зарубежной психологии: самооценка и самоотношение 14
Глава 2. Особенности самосознания подростков 21
2.1. Самооценка и самоотношение подростков 21
2.2. Влияние полных и неполных семей на самосознание подростка 28
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложения 37
Семья выступает в качестве первого социализирующего института, чье влияние на развитие является самым длительным и всеобъемлющим. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений ребенка с родителями приобретает еще большее значение, чем прежде. Это обусловлено тем, что в последние десятилетия отмечается значительный рост неполных семей, что вызвано рядом причин: расторжением браков и воспитанием ребенка одним родителем, внебрачным рождением детей, смертью одного из родителей и т.д.
Воспитание в неполной семье негативно влияет на развитие и формирование личности подростка. Вместе с тем остаются невыясненными психологические механизмы воздействия условий неполной семьи на душевный мир ребенка, парциальность или глобальность этих воздействий, возможности целенаправленной коррекции эмоционально-ценностного компонента самосознания у подростков из неполных семей и др.
Существует огромное количество подходов к понятию «самосознание» и зарубежных, и отечественных исследователей (И. С. Кон, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Р. Бернс, У. Джемс, К. Роджерс и др.).
В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки также не обделена вниманием; наиболее полную разработку, ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой, в зарубежной: У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования.
В то же время, анализ современной специальной научной литературы показывает, что в отечественной психологии уже сложились определенные предпосылки для углубления теоретико-методологического анализа и обоснования категории самосознания личности, но недостаточно четко прослеживаются особенности самосознания, становления его компонентов у подростков в разрезе полных и неполных семей.
Актуальность изучения самосознания детей подросткового возраста из полных и неполных семей определяется особым влиянием данного феномена на всестороннее развитие личности и формирование определенного ценностного отношения к окружающему миру. С другой стороны, оценка самосознания подростков из полных и неполных семей является еще малоразработанным направлением работы.
Цель – исследование специальных психологических условий изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха.
В соответствии с поставленной целью были выделены задачи исследования:
- раскрыть понятие самосознания, его функции, структуру;
- рассмотреть эмоционально-ценностный компонент в отечественной и зарубежной психологии: самооценка и самоотношение;
- выявить особенности самооценки и самоотношения подростков;
- проанализировать влияние полных и неполных семей на самосознание подростка.
Объект исследования – эмоционально-ценностный компонент самосознания.
Предмет исследования – самооценка и самоотношение детей подросткового возраста из полных и неполных семей.
Самосознание – это процесс определения личностью себя самого в виде отдельной, активной единицы общества. С психологической точки зрения рассматривается и процесс этой деятельности, и тот результат, который, в итоге, достигается. С первой точки зрения, самосознание – это осознание человеком себя в виде активного участника социальных процессов, понимание им своей уникальности, независимости, идентичности с миром. Со второй точки зрения, самосознание – это понимание личностью своего уникального «я». Самосознание – это система, постоянно находящаяся в динамическом развитии. Ежедневно в ней происходят изменения, усложнения структуры, это формирует глубокий и собирательный образ собственного «Я». Это знание необходимо человеку, оно делает его успешным и здоровым, позволяет выстраивать гармоничные отношения с другими членами общества.
Обобщенные результаты познания себя эмоционально-ценностного отношения к себе закрепляются в соответствующую самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих моментов. Самооценка является стержнем самосознания, показатель индивидным уровнем его развития, интегрирующим начало и его личностным аспектом, органично включенным в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самосознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, отражающие специфику понимания ею самой себя. Мы рассмотрели определения понятия «самоотношение», а также определения схожих по своему значению и содержанию понятий в западной и отечественной психологии. Большинство авторов отмечают неразрывную связь самоотношения личности с окружающей культурной и социальной средой, с ее деятельностью, многокомпонентность самоотношения, динамичность ее содержания, а также интеграцию разных ее составляющих в единое образование «Я».
Подростковый возраст является наиболее благоприятным для формирования и оптимизации самооценки и самоотношения. Данные изменения можно скорректировать путем формирования осознанного восприятия своего «Я», принятия своих недостатков и достоинств, формирования интереса к саморазвитию и путем развития адекватно выражать свои эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей, что не всегда получается сделать в условиях неполной семьи.
Структура самосознания подростков из неполных и полных семей имеет существенные отличия. У подростков из полных семей чаще проявляются позитивное отношение к себе, симпатия, принятие себя; они реже используют психологические защиты. У подростков же из неполных семей, напротив, в большей степени проявляется негативное и конфликтное само-отношение, им свойственны внутренняя напряженность и склонность к самообвинению. Они более интенсивно используют психологические защиты.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить важность эмоционально-ценностного компонента самосознания подростков, и необходимости его оптимизации у подростков из неполных семей.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека