Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Эмоциональное (психическое) насилие как вид жестокого обращения в семье
Доклад к презентации:
Слайд №1. Тема: Эмоциональное (психическое) насилие как вид жестокого обращения в семье
Слайд №2. Насилие, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.
Слайд №3. Жестокое отношение к детям – это умышленное или неосторожное обращение и действия (или бездействие) со стороны взрослых, которые приводят к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, или угрожают его правам и благополучию.
Слайд №4. Выделяют следующие виды домашнего насилия
Психологическое – подавление личности.
Сексуальное. Например, принуждение к близости против воли женщины.
Экономическое – манипуляция деньгами.
И последняя стадия — это физическое насилие.
Слайд №5. Эмоциональное насилие — это любое не физическое действие, которое может иметь негативные эмоциональные и психологические последствия для другого человека.
Эмоциональное насилие часто имеет место в отношениях, когда один человек чувствует себя зависимый от другого и терпит многое из-за страха его потерять.
Эмоциональное насилие над ребенком – это любое действие, которое вызывает у него состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни.
Слайд №6. К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:
изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;
угрюмость, отказ от обсуждения проблем;
«травля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять);
оскорбление;
терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;
поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;
брань, издевки; •запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе – и я возьмусь за ремень»);
моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).
Слайд №7. Виды эмоционального насилия
Эмоциональное равнодушие – несоблюдение эмоциональных потребностей ребёнка. Такое поведение родителей или опекунов не даёт ребёнку необходимого ему внимания и поддержки, или их уровень не соответствует эмоциональным нуждам ребёнка.
Эмоциональное насилие – модель поведения родителей или опекунов, которая включает в себя такие воспитательные методы, как унижение, высмеивание, пренебрежение и т.п.
Слайд №8. Так же, как и другие формы насилия, эмоциональное насилие напрямую связано с вопросами власти и контроля над ребёнком. Самыми распространёнными его формами являются:
1. Отталкивание
2. Игнорирование
3. Изолирование
4. Терроризирование
5. Безразличие, равнодушие
6. Эксплуатация
7. Несоответствующее контролирование может выражаться в трёх различных вариантах: недостаточный контроль; чрезмерный контроль; неадекватный контроль
8. Унижение
9. Безжалостность
10. Непоследовательность
11. Холодность в отношении к ребёнку
12. Деградация
Слайд №9. Часто насильственные методы воспитания используют те родители, которые сами испытывают чрезмерно большой стресс. Причины этого стресса могут быть самые разные:
Финансовые проблемы
Социальная изоляция
Проблемы в браке
Недостаток знаний
Болезнь
Зависимость от алкоголя и наркотиков
Другие причины эмоционального насилия над детьми:
- Некоторые родители считают, что ребёнка не надо хвалить и уделять ему слишком много внимания, т.к. боятся избаловать и испортить его.
- Некоторые взрослые считают, что ребёнок должен молчать пока его не спросят, и вообще «прилично себя вести». Запугивание и унижение, по их мнению, являются способами сохранить контроль и порядок.
- Некоторые взрослые сами в детстве были сильно травмированы и привыкли к такому стереотипу общения.
Слайд №10. Факторы риска психического
(эмоционального) насилия
Данный вид насилия чаще всего применяется:
- Как воспроизведение в собственной семье моделей поведения, усвоенных в детстве.
- Молодыми матерями, не имеющими навыков по уходу за ребенком, которые в собственной семье воспитывались в условиях недостатка любви и внимания.
- Лицами, заменяющими родителей (Пожилыми родственниками, которые становятся опекунами после смерти родителей или лишения их родительских прав.
- Лицами, усыновляющими, или берущими под опеку детей из детских домов).
- Матерями, для которых беременность и рождение ребенка были средством вступления в брак или средством сохранении распадающегося брака.
Слайд №11. Признаки эмоционального насилия над ребенком
- замкнутость в себе, задумчивость, нежелание делиться впечатлениями и мыслями, агрессивность;
- неуверенность в своих поступках;
- некоммуникабельность, неумение общаться со сверстниками;
- недоверие к окружающим, к близким в том числе;
- не умение проявлять чувства к другим людям, равнодушие, отсутствие эмпатии;
- неоправданная капризность, с целью привлечь к себе внимание;
- нарушение сна, аппетита;
- надуманные страхи;
- частые болезни.
Слайд №12. Группы риска детей, наиболее часто подвергающихся психологическому (эмоциональному) насилию:
Дети от нежеланной беременности
Дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями
Дети из семей с авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений
Дети, хотя бы один родитель которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией
Дети, в семье которых много социально- экономических и психологических проблем
Слайд №13. Реакция детей на эмоциональное насилие может выражаться в:
Дистанцировании (в отчуждении в связи с разочарованием, чувством опасности) от насильника
Создается определенное отношение к взрослым
Благодаря оскорбительным оценкам у ребенка формируется сопротивление путём оскорбления насильника
Могут формироваться болезненные привязанности, или склонности детей (жертв) винить себя в совершённом по отношению них насилии
Возникает беспомощность
Формируется чрезмерно пассивное поведение
Слайд №14. Главными последствиями эмоционального насилия являются:
- Низкая самооценка – дети на самом деле считают, что взрослый всегда прав, и действует в его интересах. Поэтому ребёнок, старадающий от эмоционального насилия, вырастает с уверенностью, что он плохой, бестолковый и заслуживает плохого отношения.
- Эмоциональные проблемы – замедляется эмоциональное развитие ребёнка. Позже появляются трудности в проявлении собственных эмоций, ему тяжело понять чувства других.
- Проблемы в построении отношений – слабое эмоциональное развитие и отсутствие доверия к людям серьёзно мешают ребёнку строить и поддерживать отношения с людьми.
Слайд №15. Психологическая помощь детям и подросткам, пережившим насилие и жестокость, должна быть направлена на возможно полное устранение их последствий и принятие мер по прекращению насильственных действий.
Эта работа включает меры профилактического, диагностического и коррекционно-терапевтического характера. Специалисты выделяют ряд особенностей такого рода помощи:
а) полное признание основных прав детей и подростков: на жизнь, личную неприкосновенность, защиту и достойное существование;
б) анонимность и конфиденциальность, повышающие вероятность обращения жертв насилия за помощью.
Слайд №16. Различают 3 вида профилактики жестокого обращения с детьми: Первичная профилактика направлена на информирование родителей, общественности, социальных работников, педагогов, психологов, юристов, медицинских работников о видах жестокого обращения с детьми и его последствиях. Особенно важна роль средств массовой информации, общественных организаций и специальных программ, направленных на информирование населения о данной проблеме
Слайд №17. Вторичная профилактика проводится в семьях, в которых есть риск жестокого обращения с ребенком (семья с тяжелыми материальными трудностями, неполная семья, подростковый возраст матери и др.). Патронаж таких семей, обеспечение их социальной помощью, реализация целенаправленных программ снижают частоту жесткого обращения с детьми
Слайд №18. Третичная профилактика направлена на семьи, в которых уже имели место случаи жестокого обращения с детьми. Без постороннего вмешательства такие дети периодически подвергаются жестокому обращению, а некоторые из них погибают. Третичная профилактика направлена на дальнейшее предупреждение жестокого обращения с ребенком.
Слайд №19. Ответственность за жестокое обращение к детям
Наиболее важным из обязанностей родителей является их право на воспитание. Родители имеют не только право, но и обязаны воспитывать своих детей; заботиться об их здоровье – как физическом, так и психическом; обязаны следить и способствовать нравственному и духовному развитию ребенка. За неисполнение или исполнение ненадлежащим образом своих обязанностей по воспитанию детей Российским законодательством установлено несколько видов ответственности.
Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие.
Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (или лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом РФ. Самая крайняя мера гражданско-правового воздействия к родителям, злостно уклоняющимся от воспитания детей – это лишение родительских прав.
Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа (ст. 5.35 КоАП РФ).
Слайд №20. В заключение следует отметить, что лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье, или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»
Слайд №22. На слайде 22 представлена литература, использованная при подготовки данной работы.
Слайд №22. На этом доклад окончен. Спасибо за внимание!
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека