Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Эмпирическое исследование мотивационно-ценностных аспектов профессионального самоопределения российских и иностранных студентов
Введение 3
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивационно-ценностных аспектов профессионального самоопределения российских и иностранных студентов 6
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования 6
2.2. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций российских студентов, обучающихся по направлению «Психология» 9
2.3. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций иностранных студентов 15
Заключение 22
Список литературы 25
Приложения 27
Для Российской Федерации актуальна проблема модернизации профессионального образования, в соответствии с которой необходимо внесение существенных изменений в процесс подготовки будущих специалистов с учетом потребностей личного и социального заказа. В связи с растущими требованиями к качеству профессиональной подготовки студентов университета особое внимание в работе исследователей уделялось в последнее время проблемам профессионального самоопределения и становления будущих специалистов, решение которых будет способствовать повышению их конкурентоспособность на рынке труда.
На развитие теории профессионального самоопределения и развития повлияли исследования А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Ю.М. Забродина, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, А.К. Маркова, Л.М. Митиной, Ю.П. Поваренкова, Н.С. Пряжникова, Э.Ф. Зеера, А.К. Осицкого и др., в которых отмечается, что профессиональное становление будущих специалистов является многогранным, многомерным и чрезвычайно сложным явлением.
Существуют различия в подходах к проблеме профессионального становления. В то же время общее мнение исследователей заключается в том, что, выбирая профессию, осваивая ее, профессионально совершенствуясь, происходят изменения личности: формируются опыт и компетентность, обогащается мотивационно-ценностная направленность на будущую профессиональную деятельность, развиваются профессиональные качества. Следует отметить, что почти все исследователи в области профессионального развития включают в его состав мотивационный компонент.
Формирование и развитие будущего высококвалифицированного специалиста возможно только при сформированном мотивационно-ценностном отношении в его профессиональном становлении. В связи с этим мотивационно-ценностная направленность личности на профессиональную деятельность рассматривается как сложное динамическое явление, меняющееся в процессе профессиональной подготовки. Она включает в себя взаимосвязанные профессиональные мотивы, интересы, цели, профессиональные ценностные ориентации, идеалы, убеждения, установки, которые обеспечивают активность студентов в профессиональном самоопределении и становлении, а также потребность в непрерывном профессиональном самосовершенствования. Это определяет актуальность нашего исследования.
Объект исследования - российские и иностранные студенты.
Предмет исследования - мотивационно-ценностные аспекты профессионального самоопределения личности.
Цель исследование - изучить содержание и выраженность мотивационно-ценностных аспектов профессионального самоопределения у российских и иностранных студентов.
Гипотеза: мотивационно-ценностные аспекты профессионального самоопределения российских студентов отличаются от мотивационно-ценностных аспектов профессионального самоопределения иностранных студентов.
Задачи:
1. Подобрать методики исследования мотивационно-ценностных аспектов профессионального самоопределения личности.
2. Провести исследование мотивационно-ценностных аспектов профессионального самоопределения российских и иностранных студентов.
3. Обобщить, интерпретировать и обобщить результаты исследования мотивационно-ценностных аспектов профессионального самоопределения российских и иностранных студентов.
Исследование проводилось с ноября 2019 года по май 2020 года. Исследование осуществлялось на базе Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, Института педагогики и психологии. В состав выборки вошли 22 российских студента обучающихся по направлению «Педагогика и психология» и 24 иностранных студента. Студенты обучаются на третьем курсе. Возраст студентов – 20-23 года.
В ходе эмпирического исследования применялись следующие методики:
1. Методика «Мотивы выбора профессии».
2. Методика М. Рокича «Ценностные ориентации»
Согласно проведенному эмпирическому исследованию мотивации мотивационно-ценностных аспектов профессионального самоопределения российских и иностранных студентов были получены следующие результаты:
1. У российских студентов высокие ранги имеют такие значимые мотивы, как: уверенность, что избранная сфера деятельности соответствует собственным способностям; интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии; привлекает данная профессиональная деятельность; желание приносить пользу людям; мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное; стремление сделать свою жизнь интересной, насыщенной и увлекательной; желание приобрести профессиональные знания; уверенность, что избранная сфера деятельности соответствует собственным способностям; возможность удовлетворить свои материальные потребности.
2. Тогда как у иностранных студентов высокие ранги имеют такие значимые мотивы, как: убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе; желание приобрести материальную независимость от родителей; стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельность; хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности; мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное; необходимость материально помогать семье.
3. В иерархии терминальных ценностей у российских студентов наиболее значимыми оказались ценности личной жизни («любовь», «счастливая семейная жизнь», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «уверенность в себе», «удовольствия»), ценности профессиональной самореализации («интересная работа», «интеллектуальное развитие», «познание»), эстетические ценности («красота природы и искусства»). Наиболее значимыми инструментальными ценностями для российских студентов-психологов 3 курса являются ценности межличностного общения («честность», «воспитанность») и такая ценность как «независимость». Далее следуют альтруистические ценности («самоконтроль» и «твердая воля»), ценности непосредственно-эмоционального отношения («чуткость» и «жизнерадостность»), ценности дела («ответственность» и «эффективность в делах»), а также интеллектуальные ценности («широта взглядов», «рационализм»).
4. Тогда как в иерархии терминальных ценностей у иностранных студентов наиболее значимыми оказались ценности личной жизни («уверенность в себе», «любовь», «свобода»), ценности профессиональной самореализации («интересная работа», «интеллектуальное развитие»). Наиболее значимыми инструментальными ценностями для иностранных студентов 3 курса являются ценности межличностного общения («воспитанность» и «честность»), ценности дела («ответственность») и альтруистические ценности («самоконтроль»).
Таким образом, и у российских и у иностранных студентов в иерархии терминальных ценностей наиболее значимыми оказались ценности личной жизни и ценности профессиональной самореализации, а наиболее значимыми инструментальными ценностями и у российских и у иностранных студентов являются ценности межличностного общения, альтруистические ценности, ценности дела. Другие ценности у российских и иностранных студентов являются различными.
Изучение мотивации выбора профессии, ценностных ориентаций, целей получения высшего образования остается актуальной, так как знание всех этих аспектов позволяет модернизировать учебный процесс с учетом тенденций развития современной молодежи. В дальнейшем, в период обучения в университете, своевременное выявление несформированной профессиональной мотивации и ценностных профессиональных ориентаций позволяет планировать и проводить профилактику возможных кризисов профессионального становления студентов, предотвращая их возникновение, когда профессия уже выбрана, успешно пройден конкурс при поступлении в вуз, начато профессиональное обучение. Важным направлением деятельности психологической службы университета является углубленное изучение факторов и причин, влияющих на выбор профессии, изменение мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность в период обучения в вузе.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза подтвердилась: мотивационно-ценностные аспекты профессионального самоопределения российских студентов отличаются от мотивационно-ценностных аспектов профессионального самоопределения иностранных студентов.
Подобные работы
- А. Адлер и индивидуальная психология. Отличия от классического психоанализа
- А.Н. Леонтьев о жизненном пути и формировании индивидуального сценария
- Адаптация образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптация первоклассников к обучению в школе
- Акселерация психического развития детей
- Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
- Акцентуация характера в старости
- Взаимодействие специалистов по вопросам детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
- Взаимосвязь мотивации управленческой деятельности с эффективностью работы руководителя
- Виды деятельности человека