Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Защита конституционного права граждан на информацию при использовании интернет-ресурсов
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ
1.1 Природа и содержание понятия «право на информацию» в Российской Федерации
1.2 Правовые свойства и аспекты конституционного права на информацию
1.3 Правовой анализ природы сети Интернет и правовых отношений в сети Интернет
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
2.1 Проблемы ограничения прав граждан на доступ к информации при использовании интернет- ресурсов
2.2 Защита информации в интернете: технология, методы, средства
2.3 Совершенствование конституционно-правового регулирования права граждан на информацию в сети Интернет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования состоит в том, что на сегодняшний день информация является, пожалуй, одним из наиболее часто используемых ресурсов человечества. Кроме того, как в теории, так и на практике отмечается важность и значимость данного ресурса. Несомненно, трудно не согласиться со словами: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Данная поговорка неспроста плотно утвердилась в обиходе. Средства массовой информации являются важнейшим орудием передачи информации, кроме того, СМИ юристы сегодня называются четвертой ветвью власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной.
Из информации мы черпаем не только состояние окружающей нас действительности, но и узнаем какие-либо данные в абсолютно любой отрасли. Это еще раз подтверждает факт, что информация на злобу дня стала тем ресурсом, от которого наиболее сильно зависит человечество.
Для того, чтобы строить общество с развитой системой прав и свобод человека и гражданина необходим доступ последних к информации. Одна из ключевых сессий Генеральной Ассамблеи ООН, которая состоялась в 1946 году утвердила постулат о том, что «Свобода информация является основополагающим правом человека и является пробным камнем всех свобод для который освящается Организацией Объединенных Наций».[1]
Тогда это был документ, единственный в своем роде. В настоящее время существует значительное число международных документов, направленных на защиту права доступа к информации. Так, например, статья 19 Всеобщей декларации прав человека устанавливает: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».[2]
Это право также предусмотрено статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливающий, что «Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору».[3] Данные положения также закреплены и в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в практике Европейского суда по правам человека. В этой связи интерес представляет Рекомендация № R (81) 19 Комитета Министров Европейского Совета от 25.11.1981, в котором излагаются принципы, лежащие в основе права доступа к информации.
Поэтому мы можем смело утверждать, что теоретическая база вопроса что такое право на информацию, значительно подкреплена и развита в отечественной теоретической науке и в законодательстве различного уровня и содержания. Как множество устоявшихся юридических понятий, понятие «право на информацию» изучается с различных научных аспектов.
Существует мнение, что это свобода выражения мнений или право искать, получать информацию. Поскольку в Российской Федерации право на информацию – конституционно закреплено, государство взяло на себя обязательство данной право гарантировать. Согласно п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В эпоху развития цифровой экономики реализация какой-либо деятельности в Интернете выходит на новый уровень. Ряд государств препятствует этому, в том числе и Российская Федерация. Но по Конституции РФ каждый может свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, также каждый имеет право на тайну переписки. Более того, в России гарантируется свобода массовой информации, а цензура запрещена. Однако данные конституционные права и свободы зачастую попадают под необоснованный контроль государства, что привело к переводу России из группы стран с частично свободным Интернетом в группу несвободных по рейтингу исследования Freedom on the Net.[4]
Таким образом, актуальность темы исследования состоит в том, что в современном обществе наиболее популярным источником, «хранилищем» информации мы можем назвать интернет. Интернет наиболее прост и удобен в использовании, кроме того, данные появляющиеся в сети не только опережают печатные издания, радио и теле вещание, но и предоставляют возможность избирать информацию по определенному критерию на свое усмотрение.
Необходимо подчеркнуть, что для эффективной реализации и защиты конституционных прав граждан к доступу к информации о деятельности государственных органов и местных властей, получению государственных и муниципальных услуг, участию в государственных программах, необходимо неоднократно размещать персональные данные в сети Интернете, к примеру, регистрируясь на портале государственных услуг. Это неизбежно налагает дополнительные обязательства по гарантии безопасности размещенной информации на субъекты этих правоотношений.
С другой стороны, определенные персональные данные, такие как уровни квалификации, списки научных трудов, другие характеристики личности, опубликованные в открытом доступе в Интернете, могут стать основанием для положительных конструктивных предложений, к примеру, о выгодном трудоустройстве.
Объектом исследования выступают общественные отношения, способы, механизмы защиты конституционное право граждан на информацию при использовании интернет – ресурсов.
Предметом исследования выступает конституционное право граждан на информацию при использовании интернет – ресурсов.
Целью нашей работы является комплексный анализ теоретических и практических проблем, возникающих при защите конституционных прав граждан на информацию в сети интернет.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- исследование природы и содержания понятия «право на информацию» в РФ;
- изучение правовых свойств и аспектов конституционного права на информацию;
- проведение правового анализа природы сети интернет и правовых отношений в сети интернет;
- исследование проблем ограничения прав граждан на доступ к информации при использовании интернет ресурсов.
- разработать пути совершенствования конституционно-правового регулирования права граждан на информацию в сети Интернет
Для решения поставленных задач в данной работе использовались следующие методы исследования: метод диалектической логики, индукция и дедукция, сравнительно-правовой, социологический, исторический, формально-юридический, системно-структурный.
Степень разработанности проблемы. Вопросы, связанные с защитой права на информацию, правом на информацию при использовании Интернет ресурсов изучали известные ученые и практики, такие как Бачило И.Л., Копылов В.А., Ключко Н.В., Плешкевич Е.А., Сокова А.Н., Терещенко Л. К., Стрельцов А.А., Коротков А.В., Жарова А.К.
Эмпирическую и нормативно-правовую базу составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативно-правовые акты.
Основные положения, выносимые на защиту:
- Необходимо дополнить общепризнанное определение «право на информацию» как юридически обоснованную систему реализации действий различных субъектов в рамках производства (создания, получения, доступа, сбора, хранения, использования и распространения) информации в целях, не противоречащих свободам, правам и интересам личности, общества и государства вне зависимости от формы предоставления такой информации. То есть, субъективное право гражданина, состоящее в возможности свободно осуществлять любые операции с информацией как правило безотносительно к ее назначению и содержанию.
- Защита информации – разработка средств и методов (прескриптивных, организационных, инженерных) которые бы были направлены на полноценную сохранность информации в сети Интернет и которые бы регламентировались для каждого отдельно взятого случая.
- Средства защиты информации необходимо классифицировать на в следующем порядке: прескриптивные, организационные, инженерные. Первые призваны защищать информацию в нормативно-юридическом плане, вторые – организационные, связаны с выработанными правилами функционирования объектов защиты, инженерные – криптографические, программные.
- Для более полного регулирования и защиты права граждан на информацию при использовании интернет-ресурсов поисковым системам следует активнее сотрудничать с Роскомнадзором и не выдавать ссылки при запросе на сайты, которые запрещены. Здесь на лицо будет не жесткого ограничения пользователей в праве на информацию. Но при этом получить доступ к противоправной информации пользователь не сможет.
- Создание организации международного характера, которая курировала и контролировала сеть. Также в пределах РФ мы предлагаем вменить в обязанность сайтам, которые зарегистрированы на территории нашего государства удалять или скрывать оспариваемые сведения, пока суд по данному делу не вынесет конкретное решение.
- Создание государственной платформы на базе интернета без ограничения доступа граждан к всеобщей сети. Государственная интернет-платформа могла бы стать инструментом обеспечения полной информационной безопасности государства, включающим в себя данные, носящие конфиденциальный характер и обеспечивающие стабильное функционирования государственной власти, при этом никоим образом не уничижающим и не противоречащим конституционным правам граждан.
Практическая значимость работы состоит в том, что сделанные выводы могут быть использованы для совершенствования действующего законодательства и практики его реализации.
В первой главе определена природа и содержание понятия «право на информацию» в Российской Федерации, выявлены правовые свойства и аспекты конституционного права на информацию, проведен правовой анализ природы сети Интернет и правовых отношений в сети Интернет.
Во второй главе рассмотрена проблемы ограничения прав граждан на доступ к информации при использовании интернет- ресурсов, изучены технология, методы, средства защиты информации в интернете, а также разработаны пути совершенствования конституционно-правового регулирования права граждан на информацию в сети Интернет.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя три параграфа, заключения и списка использованной литературы.
[1] Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета.- N 67. - 05.04.1995.
[2] Там же.
[3] Международный пакт о гражданских и политических правах: принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР. - 28.04.1976. - N 17. - Ст. 291.
[4] Кабакова В.М., Ахматова Д.Р. Анализ конституционных начал свободного интернета в эпоху цифровой экономики. Плехановский барометр. 2018. № 4. С. 14-18.
Интернет как отражение повседневной реальности впитывает в себя весь спектр взглядов и идей, вплоть до радикальных и экстремистских. Социальные сети, блоги и форумы в российском сегменте Интернета традиционно пользуются популярностью среди наиболее политически активной части населения. Очевидно, что конституционные ограничения свободы слова и права доступа к информации имеют большое значение для реализации иных прав и свобод граждан. Следует ли допустить, что указанные ограничения применимы и к Интернету? С точки зрения обеспечения реализации иных прав и свобод граждан, по нашему мнению, да - вполне применимы. Судебной и правоприменительной практикой Интернет воспринимается - как в международном праве, так и в российском законодательстве - как некое «общественное место», пространство, в котором запрещены определенные виды поведения, находящиеся под запретом и вне Сети.
Основная проблема здесь заключается в том, чтобы найти баланс между обеспечением защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц, обороны страны и безопасности государства и защитой свободы слова и права на доступ к информации в Интернете.
Для того чтобы найти такой баланс, законодателю и правоприменителю необходимо проанализировать законодательство и судебную практику различных стран, учитывая необходимый международный опыт правового регулирования. С правовой точки зрения мы сталкиваемся с ситуацией, когда законодательство и правоприменительная практика в области реализации прав и свобод человека не успевает за развитием Интернета. Речь идет не просто о законодательном урегулировании деятельности электронных средств массовой информации, а о том, чтобы обозначить концептуальное отношение законодателя к тем новым явлениям, которые появились в последнее время и, в связи с которыми необходимо в полной мере обеспечить права и свободы человека в Интернете.
Следует обеспечить условия для участия сетевых сообществ в управлении соответствующими ресурсами. Для этого необходимо, во-первых, упорядочить регламентацию правил пользования такими ресурсами, а во-вторых, внедрить жесткую систему контроля за их соблюдением.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. Информация как один из катализаторов развития общества и сформировала право на нее.
Также, сегодня наблюдается размытие четких границ и формулировок тех действий, которые попадают под категорию неправовых. Мы считаем, что запрет деятельности сайтов должен производиться исключительно по решению суда, а не иных органов за исключением случаев, подлежащих немедленному отстранению из сети интернет (сайты, имеющие террористическую, порнографическую, информацию относительно запрещенных веществ). Кроме того, лицо, подлежащее ответственности за правонарушение в области всемирной сети должно иметь возможность обжалования решения о вопросе его привлечения, в том числе при помощи привлечения специалистов и общественности.
Также нами был сделан вывод о том, что защита информации – разработка средств и методов (прескриптивных, организационных, инженерных) которые бы были направлены на полноценную сохранность информации в сети Интернет и которые бы регламентировались для каждого отдельно взятого случая. Средства защиты информации необходимо классифицировать на в следующем порядке: прескриптивные, организационные, инженерные. Первые призваны защищать информацию в нормативно-юридическом плане, вторые – организационные, связаны с выработанными правилами функционирования объектов защиты, инженерные – криптографические, программные.
Для более полного регулирования и защиты права граждан на информацию при использовании интернет-ресурсов поисковым системам следует активнее сотрудничать с Роскомнадзором и не выдавать ссылки при запросе на сайты, которые запрещены. Здесь на лицо будет не жесткого ограничения пользователей в праве на информацию. Но при этом получить доступ к противоправной информации пользователь не сможет.
Также необходимостью является создание организации международного характера, которая курировала и контролировала сеть. Также в пределах РФ мы предлагаем вменить в обязанность сайтам, которые зарегистрированы на территории нашего государства удалять или скрывать оспариваемые сведения, пока суд по данному делу не вынесет конкретное решение.
В результате исследования мы пришли к выводу, что необходимо создание государственной платформы на базе интернета без ограничения доступа граждан к всеобщей сети. Государственная интернет-платформа могла бы стать инструментом обеспечения полной информационной безопасности государства, включающим в себя данные, носящие конфиденциальный характер и обеспечивающие стабильное функционирования государственной власти, при этом никоим образом не уничижающим и не противоречащим конституционным правам граждан.
Проведенное исследование с очевидностью доказывает, что право доступа человека к информации в информационную эпоху стали одними из основных прав человека, а Интернет - безусловно, одним из самых ценных доступных человечеству в наши дни общественных ресурсов и наиболее эффективным каналом для реализации этих прав.
Нахождение в киберпространстве стало не просто интересным и познавательным, как на ранних этапах его развития, не только расширяет горизонты и увеличивает потенциал для развития личности. В наше время оно становится, с одной стороны, необходимым условием обеспечения жизнедеятельности людей, с другой - особым полем человеческих правоотношений, которые, как и любые другие, требуют установления и обеспечения необходимых прав и свобод, первые из которых здесь - свобода слова и право доступа к информации.
С политической точки зрения Интернет предстает как форум для эффективного самовыражения, открытый для каждого, который, непрерывно развиваясь, предлагает все новые средства для разрешения политических конфликтов и защиты конституционных прав и свобод граждан.
Подобные работы
- Административно-территориальное устройство РФ
- Аннотированный список электронных ресурсов по теме: «Доказывания и доказательства в конституционном судебном процессе»
- Гарантии законности
- Законодательный процесс
- Исторические предпосылки развития англо-саксонской системы права
- Конституционно-правовая ответственность: понятие, виды и особенности
- Конституционные полномочия органов государственной власти РФ в системе противодействия коррупции
- Конституция Республики Польша
- Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и контроль за их исполнением
- Обстоятельства, подлежащие доказыванию в конституционном судебном процессе