Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Перспективы развития государственного управления в области спорта
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ СПОРТА 9
1.1 Спорт и физическая культура как объект управления 9
1.2 Задачи органов управления в области спорта 16
1.3 Особенности государственного управления в области спорта 20
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СПОРТА 33
2.1 Приоритеты современной России в области спорта и физической культуры 33
2.2 Место Министерства спорта Российской Федерации в системе органов государственной власти 41
2.3 Реализация государственной политики в области спорта в субъектах Российской Федерации 49
3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ СПОРТА 60
3.1 Актуальные проблемы в области управления спортом и физической культурой 60
3.2 Проект модернизации системы государственного управления в области спорта 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой Правительством РФ в 2009 году и подтвердившей высокое значение спорта в развитии человеческого потенциала и улучшении качества жизни граждан России, были определены цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития спорта. К числу основных направлений государственной политики в сфере спорта отнесены разработка и формирование организационной основы управления развитием спорта, совершенствование взаимодействия субъектов спорта, совершенствование системы управления спортом на всех уровнях. При этом в комплекс мер по решению задач в этой сфере включено совершенствование нормативного правового регулирования, в том числе уточнение функций и полномочий субъектов спорта.
Современной тенденцией развития общественных отношений в области спорта, фиксируемой во многих странах мира, выступает повышение роли государственного управления, в том числе государственного регулирования, в указанной области в пределах обоснованных полномочий государства одновременно с повышением роли самоуправления, в том числе саморегулирования, в этой области, что направлено на обеспечение условий для устойчивого функционирования национальных и международной систем спортивных отношений, защиты публичных и частных законных интересов, а также общепризнанных нравственных ценностей в рассматриваемой области. Усложнение взаимодействия двух указанных регулирующих систем определяет потребности в научном исследовании механизмов их взаимодействия и критериев их оптимального сочетания.
Необходимость повышения эффективности государственного управления в области спорта, включая совершенствование нормативного обеспечения в этой области, обусловлена также состоянием общественных отношений и правоприменительной практики в области спорта в России. Решение этого комплекса задач требует модернизации системы государственного управления в области спорта. Этим обусловлена актуальность темы исследования.
Степень научной разработанности. Анализ научных работ по управлению разными объектами физической культуры и спорта позволяет заключить следующее. В основе большинства подходов к управлению физической культурой и спортом лежат положения общей теории управления. В середине XX века в отечественных исследованиях доминировали работы по формированию теоретических основ управления отраслью (были определены принципы, функции и методы управления), исследовалась управленческая деятельность руководителей государственных и общественных физкультурно-спортивных организаций и ряд других проблем.
Существенное влияние на развитие теоретико-методологических основ государственного управления физической культурой и спортом в обозначенный выше период времени внесли работы В.У. Агеевца, С.Н. Братоновского, С.И. Гуськова, В.И. Жолдака, В.Н. Зуева, В.Г. Камалетдинова, В.В. Кузина, И.И. Переверзина, В.С. Родиченко, С.Г. Сейранова, С.С. Филиппова, В.А. Черепова и др.
Определенный вклад в разработку вопросов управления современными общественными физкультурно-спортивными организациями внесли Л.Я. Аркаев, С.С. Драчев, В.В. Ермилова, Л.В. Михно, И.М. Сидоркевич и др.
Формирование современной отечественной системы физической культуры и спорта, представляющей собой многоуровневую структуру на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также физкультурно-спортивных организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм, управление ими потребовало проведения соответствующих научных исследований.
В конце XX века и в начале XXI века было проведено несколько крупных исследований по вопросам управления различными объектами физической культуры и спорта. Управление развитием региональных систем физической культуры и спорта рассматривались в научных работах С.А. Важенина; В.А. Голова, М.Д. Гуляева, В.В. Новокрещенова, В.И. Михалева, В.К. Пельменева, И.А. Соколова и др.
Развитие систем физической культуры и спорта на муниципальном уровне исследовались в работах Г.З. Аронова, М.С. Братановской, В.В. Жгутовой, А.П. Лопатина, Ю.Д. Мологина, С.С. Филиппова и др.
Однако, несмотря на эти и другие научные работы в области управления и развития системы физической культуры и спорта различного уровня, в настоящее время перспективы развития государственного управления в области спорта остаются малоизученными.
Целью диссертационного исследования является исследование организации и перспектив развития государственного управления в области спорта, а также разработка проекта модернизации системы государственного управления в области спорта.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать спорт и физическую культуру как объект управления.
2. Исследовать задачи органов управления в области спорта.
3. Выявить особенности государственного управления в области спорта.
4. Проанализировать приоритеты современной России в области спорта и физической культуры.
5. Выявить место Министерства спорта Российской Федерации в системе органов государственной власти.
6. Проанализировать реализацию государственной политики в области спорта в субъектах Российской Федерации.
7. Исследовать актуальные проблемы в области управления спортом и физической культурой.
8. Разработать проект модернизации системы государственного управления в области спорта.
Объект исследования – система управления физической культурой и спортом.
Предмет исследования - перспективы развития государственного управления в области спорта.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы анализа: изучение федеральных и региональных отраслевых законов, нормативно-правовых документов в сфере физической культуры и спорта; изучение литературных источников по социальным проблемам физической культуры и спорта, управлению отраслью; обобщение, синтез и анализ.
К методологическим основам исследования относятся:
- положения диалектики, описывающие всеобщую взаимосвязь явлений и процессов действительности, через которую осуществляется развитие и выраженную через категорию «единичного, особенного, общего»; диалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта; принципы государственной политики в сфере физической культуры и спорта;
- основные положения программно-целевого подхода как разновидности системного подхода (В.Г. Афанасьев, Д.М. Гвишиани, Л.И. Евенко, А.Г. Лобко, Б.З. Мильнер, Г.Х. Попов, Б.А. Райзберг);
- основные положения теории физической культуры (Л.П. Матвеев, Ю.Ф. Курамшин);
- основные положения теории управления физической культурой и спортом (В.В. Кузин, В.И. Жолдак, И.И. Переверзин, С.Г. Сейранов, С.С. Филиппов).
Теоретической, нормативной и эмпирической основой диссертационной работы явились:
- материалы педагогических исследований по решению проблем сферы физической культуры и спорта (М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, С.П. Евсеев, Ю.Ф. Курамшин, А.Т. Паршиков, Л.А. Рапопорт, В.А. Таймазов и др.);
- базовые положения формирования государственной политики в сфере физической культуры и спорта на федеральном уровне (В.У. Агеевец, С.Э. Воронин, С.С. Драчев, В.Н. Зуев, В.В. Кузин, И.И. Переверзин, П.А. Рожков, С.Г. Сейранов и др.);
- материалы исследований по социальным проблемам развития физической культуры и спорта (В.К. Бальсевич, П.А. Виноградов, А.А. Горелов, В.И. Жолдак, Л.И. Лубышева, Н.И. Пономарёв, В.Д. Чепик, В.А. Черепов и др.);
- теоретико-практические аспекты управления физической культурой и спортом (С.Н. Братановский, Р.Г. Гостев, С.И. Гуськов, А.П. Душанин, В.Г. Камалетдинов, В.В. Новокрещенов, Р.А. Пилоян, А. Н. Починкин и др.);
- законодательные и нормативные акты Российской Федерации и субъектов РФ в сфере физической культуры и спорта;
- статистические данные по теме исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлены особенности государственного управления в области спорта; проанализирована реализация государственной политики в области спорта в субъектах Российской Федерации; выявлены актуальные проблемы в области управления спортом и физической культурой; разработан проект модернизации системы государственного управления в области спорта.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Финансовая деятельность в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне требует коренных изменений, так как огромные диспропорции в этом направлении работы оказывают негативное влияние на развитие физической культуры и спорта в стране. Эффективное вложение финансовых средств в отрасль «Физическая культура и спорт» обеспечит оптимальные условия для укрепления здоровья и повышения физкультурно-спортивной активности населения субъекта Российской Федерации.
2. Для достижения поставленных задач в области финансирования физической культуры и спорта необходимо эффективное использование бюджетных средств в соответствии с принятой в субъектах РФ государственной программой по следующим целевым направлениям: развитие массовой физической культуры, привлечение населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом; развитие адаптивной физической культуры и спорта; развитие системы подготовки спортивного резерва, повышение эффективности деятельности образовательных организаций; развитие спорта высших достижений.
3. В настоящее время развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений России. Это подтверждается количеством международных спортивных мероприятий, в которых Россия в ближайшее время примет участие и которые планирует принять на своей территории. В связи с этим для массового и профессионального спорта необходимы значительные инвестиции как государственного, так и частного секторов экономики. Использование механизма ГЧП позволяет: осуществить более качественное и более комплексное развитие физической культуры и спорта в России; повысить инвестиционную привлекательность данной отрасли; снизить долю государственных затрат на финансирование физической культуры и спорта; уменьшить временные рамки на осуществление политики по развитию отрасли.
Теоретическая значимость исследования заключается в характеристике теоретических основ государственного управления в области спорта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан проект модернизации системы государственного управления в области спорта.
Физическая культура и спорт - это один из видов человеческой деятельности, направленной на физическое совершенствование как человеческой популяции в целом, так и каждого отдельного человека, оказывающей оздоровительное, воспитательное, политическое и социально-экономическое воздействие на общественное развитие человечества.
Управление физической культурой и спортом представляет собой систему конкретных форм и методов сознательной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования и развития отрасли физической культуры и спорта в целях наиболее полного удовлетворения людей в физическом совершенствовании.
Органы управления физической культурой и спортом представляют собой физкультурно-спортивную организацию, являющуюся в системе управления субъектом, воздействующим на другие физкультурно-спортивные организации как объекты. Компетенцию органов управления физической культурой и спортом определяют закон «О физической культуре и спорте в Российской федерации» и органы исполнительной власти.
В рыночных условиях существенно возрастает роль физической культуры и спорта в удовлетворении потребностей людей в совершенствовании, в формировании здорового образа жизни, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности. Государственная политика включает в себя организационную деятельность по проведению массовых соревнований и физкультурно-спортивных мероприятий.
В государственном управлении физической культурой и спортом важное значение имеет не только наличие управленческих воздействий, оказываемых непосредственно на объекты управления - физкультурно-спортивные организации, но и на население - как особенный участник процесса управления - получатель физкультурно-спортивных услуг.
Деятельность органов власти показывает хорошие результаты, в том числе и тенденцию постоянного роста количества людей, занимающихся спортом. Подводя итоги, нельзя оспорить тот факт, что наша страна старается активно развивать массовый и профессиональный спорт, выделяя на это большие финансы, но важно понимать, что это лишь первые шаги на большом пути к воспитанию сильных и здоровых граждан.
Государственным органом, ведающим на федеральном уровне вопросами управления развитием физической культуры и спорта, является Министерство спорта Российской Федерации, на которое возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере.
Министерство спорта Российской Федерации, а также отраслевые министерства непосредственно входят в структуру правительства России и подчиняются президенту Российской Федерации. Правительство и президент на своем уровне принимают определенные управленческие решения по вопросам развития физической культуры и спорта.
Финансовая деятельность в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне требует коренных изменений, так как огромные диспропорции в этом направлении работы оказывают негативное влияние на развитие физической культуры и спорта в стране. Эффективное вложение финансовых средств в отрасль «Физическая культура и спорт» обеспечит оптимальные условия для укрепления здоровья и повышения физкультурно-спортивной активности населения субъекта Российской Федерации.
Для достижения поставленных задач в области финансирования физической культуры и спорта необходимо эффективное использование бюджетных средств в соответствии с принятой в субъектах РФ государственной программой по следующим целевым направлениям: развитие массовой физической культуры, привлечение населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом; развитие адаптивной физической культуры и спорта; развитие системы подготовки спортивного резерва, повышение эффективности деятельности образовательных организаций; развитие спорта высших достижений.
В последнее десятилетие изменился подход регионов к поиску и порядку признания указанных проблемных зон. Ранее происходила ориентация субъектов Федерации на программные установки федерального центра, вследствие чего наблюдалось дублирование положений федеральных физкультурно-спортивных программ в соответствующих официальных документах регионального уровня.
Заметен переход руководства многих регионов к самостоятельному поиску и выражению проблем физической культуры и спорта на подведомственной территории, что свойственно государствам с федеративной формой устройства.
В настоящее время развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений России. Это подтверждается количеством международных спортивных мероприятий, в которых Россия в ближайшее время примет участие и которые планирует принять на своей территории. В связи с этим для массового и профессионального спорта необходимы значительные инвестиции как государственного, так и частного секторов экономики. Использование механизма ГЧП позволяет: осуществить более качественное и более комплексное развитие физической культуры и спорта в России; повысить инвестиционную привлекательность данной отрасли; снизить долю государственных затрат на финансирование физической культуры и спорта; уменьшить временные рамки на осуществление политики по развитию отрасли.
Подобные работы
- Адаптация к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры
- Акробатическая подготовка юных прыгунов в воду с трамплина (на этапе спортивного совершенствования)
- Актуальные задачи по внедрению физической культуры и формированию здорового образа жизни детей и молодёжи
- Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания девушек 18-20 лет
- Бизнес-планирование деятельности организаций дополнительного образования детей спортивной направленности
- Биоэнергетические процессы при мышечной деятельности
- Верховая езда как средство физической реабилитации и оздоровления лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов
- Влияние занятий лыжными гонками на психическое состояние мальчиков в 12-13 лет
- Влияние физической культуры и спорта на формирование личностных качеств курсантов: социологическое исследование
- Влияние фитнес-программы «Antigravity» на физическое развитие детей 6-8 лет