Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Социализация учащихся с легкой степенью умственной отсталости в период адаптации к школе средствами адаптивного физического воспитания
Введение 3
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме социализации детей с умственной отсталостью 5
1.1 Социализация детей с умственной отсталостью как педагогическая проблема 5
1.2 Психофизиологические особенности детского контингента с легкой степенью умственной отсталости 15
1.3 Адаптивное физическое воспитание как средство социализации детей с особыми образовательными потрбеностями 21
Глава 2. Методы и организация исследования 32
2.1 Методы исследования 32
2.2 Организация исследования 35
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 39
3.1 Обоснование программы социализации детей с легкой степенью умственной отсталости средствами адаптивного физического воспитания 39
3.2 Оценка эффективности программы социализации детей с легкой степенью умственной отсталости средствами адаптивного физического воспитания 42
Заключение 50
Список литературных источников 53
Приложения 59
В последние годы, в условиях происходящих изменений в политической, экономической и социальной жизни, а также постоянного увеличения притока умственно отсталых детей, встает важнейшая задача: признать безусловную ценность любой личности, в том числе и с особенностями псиофизического развития, обеспечить её право быть защищенной государством и всеми его институтами; уделить особое внимание проблемам гуманного отношения государства и общества к ребенку с интеллектуальной недостаточностью, исключающие какие бы то ни было формы его социальной изоляции.
Одним из важнейших средств, способствующих социальной адаптации учащихся с легкой степенью умственной отсталости, является процесс формирования целой совокупности принципов, убеждений, взглядов, определяющих отношение личности к действительности.
Правильно организованная учебно-воспитательная работа будет способствовать максимально возможной социальной адаптации учащихся с легкой степенью умственной отсталости.
Физическая культура в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида по праву считается важным компонентом учебно-воспитательного процесса, поскольку направлена на формирование и развитие личности ребенка, а также на оказание коррекционно-развивающего воздействия на организм, на исправление или ослабление отклонений в развитии. Вышеизложенные аспекты подтверждают актуальность темы исследования.
Проблема исследования заключатся в недостаточной разработанности вопросов социализации учащихся с легкой степенью умственной отсталости в период адаптации к школе средствами адаптивного физического воспитания.
Объект исследования – процесс социализации учащихся с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования – средства адаптивного физического воспитания, применяемые с целью социализации учащихся с легкой умственной отсталости.
Гипотеза исследования. В работе мы предположили, что направленное использование средств адаптивного физического воспитания в период поступления ребенка в кроме того школу будет способствовать улучшению его социальной адаптации к обучению в школе.
Цель исследования – разработать программу социализации детей с легкой степенью умственной отсталости в период адаптации к обучению в школе.
Задачи исследования:
- Провести анализ литературных источников по проблеме социализации детей с легкой степенью умственной отсталости.
- Теоретически обосновать и разработать программу социальной адаптации детей с легкой степенью умственной отсталости в период поступления в школу.
- Экспериментально оценить эффективность программы социальной адаптации детей с легкой степенью умственной отсталости.
Научная новизна заключается в том, что исследовано влияние средств адаптивного физического воспитания на социализацию детей с умственной отсталости в период обучения в школе.
Практическая значимость результатов исследования заключается, в том что программу социализации учащихся с легкой степенью умственной отсталости в период адаптации к школе средствами адаптивного физического воспитания можно использовать в специальных (коррекционных) школах VIII вида и коррекционных классах общеобразовательных организаций.
Создание определенных условий для занятий спортом и учебы решает основную задачу — социализации личности умственно отсталых детей, поднятия уровня его жизни, наполнения её новым содержанием, смыслом. Опираясь на анализ специальной литературы, мы можем с уверенностью сказать, что приучение к соблюдению норм кроме того поведения умственно отсталых детей должно предшествовать разъяснению и убеждению, кроме того поскольку они (дети) часто оказываются не в состоянии понять смысл той или иной поведенческой нормы. Во многих случаях это должен быть четкий, доступный показ образца поведения, которыйнуждается в неоднократном повторении (механизм формирования поведенческого стереотипа). Авторы методик работы с умственно отсталыми детьми считают принципиально важнымпедагогическим требованием создание у детей-олигофренов положительного отношения кроме того к той норме поведения, которую формируют педагоги. На возникновение такого личностного отношения умственно отсталого ребёнка влияют различные факторы, но главными являются кроме того эмоциональность той деятельности, в которой отрабатываются кроме того поведенческие навыки, и наличие обособленной микросреды, которая выдвигает требование эти навыки отрабатывать. Эта микросреда, где общесоциальные понятия переводятся на индивидуальный язык и получают личностную репрезентацию, представляет кроме того собой малую контактную группу. Её сущностной характеристикой является феномен непосредственности общения.
Умственнаяотсталость – это состояние, при котором отмечается стойкое, необратимое нарушение кроме того преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость кроме того и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности кроме того психической и эмоционально-волевой сферы детей.
Характеристика физического развития детей с умственной отсталостью свидетельствует о своеобразии их отдельных систем и внутренних органов, что является следствием проявления органического поражения центральных и периферических отделов коры головного мозга. Мышление умственно отсталых детей отличается выраженным своеобразием и кроме кроме того того особенностями развития по сравнению с мышлением детей с нормальным психическим развитием.
Важной особенностью адаптивной физкультурной деятельности в современном обществе является то, что она превращается в самостоятельную отрасль кроме того социальной жизни, имеет огромный социализирующий и воспитательный потенциал, способность выполнять разнообразные социальные функции. Процесс коррекционного обучения учащихся легкой степенью умственной отсталости с использованием средств АФК может успешно выполнять свою функцию по оптимизации возможностей обучения каждого ребенка, повышения двигательной активности и повышения качества жизни детей данной категории. Одним из средств социализации в рамках адаптивного физического воспитания является олимпийское движение.
Для решения поставленных кроме того задач в работе использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогическое тестирование - тестирование уровня социализации; педагогический эксперимент – программа социализации; метод математической обработки данных. Педагогический эксперимент проводился на базе государственного казенного образовательного учреждения города Москвы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида № 79. Контингент испытуемых составили 16 детей младшего школьного возраста (6-7 лет) с легкой степенью умственной отсталости.
Разработанная программа предусматривает максимально разнообразное ведение работы по повышению уровня социализации. Комплексное воздействие программы физического воспитания будет способствовать общему развитию школьников, коррекциии преодолению отклонений в психическом и физическом развитии, что будет благотворно влиять на их социализацию. Разница в результатах, полученных в экспериментальной и контрольной группах, позволяет выявить общую тенденцию и сделать вывод о том, что процесс социализации младших школьников протекает наиболее эффективно в ЭГ, где внедрялась авторская программа социализации.
Подобные работы
- Адаптация к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры
- Акробатическая подготовка юных прыгунов в воду с трамплина (на этапе спортивного совершенствования)
- Актуальные задачи по внедрению физической культуры и формированию здорового образа жизни детей и молодёжи
- Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания девушек 18-20 лет
- Бизнес-планирование деятельности организаций дополнительного образования детей спортивной направленности
- Биоэнергетические процессы при мышечной деятельности
- Верховая езда как средство физической реабилитации и оздоровления лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов
- Влияние занятий лыжными гонками на психическое состояние мальчиков в 12-13 лет
- Влияние физической культуры и спорта на формирование личностных качеств курсантов: социологическое исследование
- Влияние фитнес-программы «Antigravity» на физическое развитие детей 6-8 лет