Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Административно-территориальное устройство РФ
Введение 3
Глава 1. Правовые основы административно-территориального устройства Российской Федерации 8
1.1. Понятие и принципы административно-территориального устройства 8
1.2. История становления нормативно-правового регулирования административно-территориального устройства Российской Федерации в советском и постсоветском периоде 22
1.3. Элементы административно-территориального устройства Российской Федерации 35
Глава 2. Административно-территориальное устройство Российской Федерации на современном этапе: проблемы и перспективы 46
2.1. Проблемы асимметричности и укрупнения субъектов Российской Федерации 46
2.2. Особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации 59
2.3. Перспективы развития административно-территориального устройства Российской Федерации 70
Заключение 78
Библиографический список 83
Административно-территориальное устройство в современном обществе — это не просто перечень географических названий территории, а сложный государственно-правовой механизм, который тесно связан с государственной и общественной формой управления и служит базой для экономической, политической, идеологической и организаторской деятельности государства и его субъектов.
Государственный строй любой страны характеризуется формой правления и формой административно-территориального устройства. Необходимость определённым образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения — организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т. п. — государство ведёт разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т. п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы) и т.д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах вид государства становится объективно невозможным в связи с вид ассиметричностью.
Одной из наиболее насущных проблем современного вид государственного строительства в России является формирование оптимального вид административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации, как важнейшей вид составляющей территориальной организации общества. На необходимость совершенствования территориальной организации государства в последнее время указывают не только ученые, но высшее политическое руководство страны.
Потребность в рассмотрении указанного вопроса вид в значительной степени определяется актуальностью процессов оптимизации вид федеративного устройства, происходящих на фоне модернизации всей вид политико-правовой системы государства, многие из которых являются вид вполне традиционными для практики федерализма. В первую вид очередь, это создание новых укрупненных субъектов Российской вид Федерации за счет объединения двух или более ранее существовавших субъектов Российской Федерации, а также сопровождающая этот процесс практика образования в их составе административно-территориальных единиц с особым статусом в границах автономных округов – ранее самостоятельных субъектов Российской Федерации.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы вид обосновывается тем, что административно-территориальное устройство государства является одной из важнейших составляющих территориальной организации вид общества. На основе административно-территориального устройства государства строится вид система органов государственной власти, органов местного самоуправления, вид совокупность рыночных институтов.
Россия в силу вид объективно сложившихся факторов и обстоятельств обладает отличительными вид признаками, которые не могут не сказаться как вид на организации и функционировании публичной власти, так вид и на государственно-территориальном управлении. В силу этого вид управление государством приобретает некоторые особенности и специфические вид черты. Достаточно большие размеры территории Российской Федерации, вид количество ее субъектов, многонациональный состав и неравномерность вид численности населения, проживающего в субъектах Федерации, требуют вид выверенного подхода в организации административно-территориального устройства вид с учетом проводимых реформ, направленных на совершенствование вид государственного управления. От оптимальной организации административно-территориального устройства, вид включая административно-территориальное деление государства, зависит успешность организации вид органов государственной власти Федерации и ее субъектов.
Актуальность данного исследования определила цель и вид задачи работы.
Цель настоящей работы – вид исследовать проблемы и перспективы развития административно-территориального устройства вид РФ и внести предложения по совершенствованию административно-территориального устройства РФ.
Для достижения обозначенной цели в выпускной квалификационной работе поставлены следующие исследовательские задачи:
- раскрыть понятие и принципы административно-территориального устройства;
- проанализировать историю вид становления административно-территориального устройства Российской Федерации;
- охарактеризовать элементы вид административно-территориального устройства Российской Федерации;
- выявить проблемы асимметричности вид и укрупнения субъектов Российской Федерации;
- исследовать особенности вид разграничения предметов ведения и полномочий между органами вид государственной власти Российской Федерации и органами государственной вид власти субъектов Российской Федерации;
- выявить перспективы развития вид административно-территориального устройства Российской Федерации;
- предложить ряд практических рекомендаций по совершенствованию отдельных правовых актов, регулирующих административно-территориальное устройство Российской Федерации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в государстве при реализации административно-территориального устройства.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с административно-территориальным устройством Российской Федерации.
В вид настоящее время особое внимание уделяется развитию административно-территориального вид устройства Российской Федерации. Поэтому в правовой литературе вид немало работ посвящено административно-территориальному устройству Российской Федерации. вид Среди ученых, внесших вклад в развитие положений вид об административно-территориальном устройстве Российской Федерации можно отнести вид следующие фамилии: Авакьян С.А.; Венгеров А.В.; Енгибарян Р.В.; Захаров А.; Корельский В.М.; Малько А.; Марченко М.Н.; Романович Н.А.; вид Сахно А.В.; Умнова И.А.; Хропанюк В.Н.; Чиркин В.Е и многие другие.
На сегодняшний день вид имеются исследования, посвященные общим проблемам правового регулирования вид статуса субъектов Российской Федерации (научные труды С.А. вид Авакьяна, А.С. Автономова, Ю.Н. Ваганова, А.Н. Галкина, В.В. Гончарова, Ю.И. Губина, В.Б. Евдокимова, А.С. Емельянова, В.В. Иванова, Черткова, Б.С. Эбзеева и др.), а также непосредственно затрагивающие проблемы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации (работы А.В. Андреева, С.С. Артоболевского, Н.С. Кисилёвой, К.Н. Княгинина, Е.Г. Коваленко, А.Н. Черткова, И.А. Яровиковой и др.).
Нормативную основу выпускной квалификационной работы составляют вид Конституция Российской Федерации 1993 г., конституции и вид уставы субъектов Российской Федерации, федеральное законодательство и вид законодательство субъектов Российской Федерации, а также договоры вид и соглашения, определяющие административно-территориальное устройство Российской Федерации.
Методологической основой исследования правовых основ административно-территориального устройства Российской Федерации являются положения диалектики, гносеологии, формальной логики, социологии, юриспруденции, социального управления и иных отраслей научного познания. В процессе исследования применялись общенаучные методы (дедукция, индукция, синтез, анализ, системный анализ изучаемых явлений и результатов, а также анализ судебной практики и результатов деятельности правоприменительных органов, анализ регионального законодательства, аналогия, наблюдение, сравнение), а также частные методы научного познания (формально-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой), способствующие реализации познавательного интереса и достижению поставленной цели.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Стабильность территориально-административного устройства – это важнейший признак успешного развития государства как в целом, так и в отдельных сферах его жизнедеятельности. Устойчивость государственной структуры зависит от ее оптимального формирования, которое происходит по ряду критериев: историческому, национальному, географическому, религиозному, экономическому и прочим. В связи с активным развитием капиталистических взаимоотношений на территории бывшего СССР поиск наиболее эффективного устройства РФ является актуальным вопросом и имеет свои особенности.
Административно-территориальное устройство – это деление государства на конкретные территориальные части, согласно которым строится и функционирует система местных органов государства. Где указание на правовоые документы? Большое количество авторов выделяют четыре принципа административно-территориального устройства: социально-экономический; географический; демографический; исторически-национальный. Основополагающие принципы устройства российского государства прописаны в статьях 4 и 5 главы 1 Конституции РФ, а самому устройству государства посвящена третья глава Конституции. Конституция Российской Федерации не регламентирует вопросы административно-территориального устройства субъектов Федерации, и не закрепляет критерии (принципы) этого устройства, поэтому они получают непосредственное закрепление в региональных законодательных актах. При этом субъекты Российской Федерации по-разному подходят к определению перечня принципов своего административно-территориального устройства. Все государственное устройство федерации, как на федеральном, так и на региональном уровне должно быть подчинено данным принципам и следовать им в любой своей деятельности для поддержания грамотного подчинения и взаимодействия на всех этапах формирования федеративного государства и его субъектов.
Огромная территория России, многонациональный состав граждан, большое разнообразие экономических, природно-географических зон, значительные различия в численности и плотности населения отдельных субъектов Российской Федерации обусловили и определенную сложность для эффективного реформирования административно-территориального устройства. Административно-территориальное устройство, складываясь под воздействием определенных политических и социально-экономических условий, не является чем-то застывшим и раз навсегда данным, оно неизбежно будет видоизменяться, приспосабливаясь к новым задачам и потребностям государственного строительства. Поэтому, исследуя эволюцию административно-территориальное устройства, автор исходит не только из того, что уже осуществлено в нашей стране, но и из того, что предстоит сделать на переходе к новым экономическим рыночным отношениям, учитывая опыт зарубежных стран.
История формирования территориального устройства России отличается от других стран. Российская Федерация следуя из названия, является федерацией. В большинстве случаев формирование федеративного государства происходило путем объединения двух и более ранее независимых субъектов. Путь становления государственности РФ был вид иной, поскольку Российская Федерация образовалась не объедением, вид а созданием в составе страны автономных образований.
В вид результате основополагающим документом формы административно-территориального устройства является вид не договор, а Конституция. Данный процесс был вид длительным и имеет прямое влияние на современную вид ситуацию.
В настоящее время Российская Федерация в административном отношении состоит из 85 субъектов (регионов). Они равноправны. Среди них есть области, края, республики, автономные округа, а также три города федерального значения и одна автономная область. Эти субъекты сильно отличаются по экономическому потенциалу, численности населения, территории (в тысячи раз). Однако все они относятся к одному уровню районирования, так как обладают одним и тем же правовым статусом.
Одной из основных проблем изменения формы административно-территориального устройства страны является соотношение структур федерального управления и муниципального самоуправления. Система местного управления на территории России была реализована только в 90-е гг. Соответственно, в процессе реформ возник ряд проблем (отсутствие нормативной базы, экономическая зависимость местных органов власти и прочее). Неоконченная реформа местного самоуправления не дает возможности проведения территориально-административной реорганизации на межрегиональном и федеральном уровнях.
Проблемы соотношения структур федерального управления и местного самоуправления заключаются в двойственности сути административно-территориального деления любой страны.
Деление территории вид государства с целью наиболее эффективного управления центральной вид властью: общегосударственные программы, оборона, взимание налогов, использование вид стратегических ресурсов и прочее. Данное явление было вид характерно для Российской империи и СССР, что вид в итоге стало одной из причин их вид краха.
Деление территории государства согласно национальным, религиозным, историческим и прочим признакам. Было характерно для позднего этапа Киевской Руси, когда под угрозой внешнего врага не произошло объединение страны.
В первом случае возникает игнорирование интересов местного населения. Во втором – интересы отдельной группы преобладают над государственными. Баланс между этими крайностями будет являться признаком эффективности территориально-административного устройства России.
Проведенное исследование позволяет внести следующие предложения по совершенствованию административно-территориального устройства России:
В наследство от СССР Россия получила громоздкую государственною структуру, необходимость реформирования которой была очевидна. Однако в условиях перехода к рыночным взаимоотношениям и создании системы местного самоуправления, процесс административной реформы не был завершен. Для решения проблем требуется укрупнение субъектов Федерации и необходимо при этом избежать ошибок, совершенных в СССР. То есть необходимо объединение субъектов России.
Также не окончено становление системы муниципального управления, в ходе которого возникли культурные, этнические, экономические, религиозные и другие противоречия. Решение данных вопросов требует комплексного подхода: усиление федеративного центра и приобретение экономической независимости регионов, посредством нормативно-правовых актов.
Для решения проблем асимметрии административно-территориального устройства Российской Федерации вовсе не обязательно менять названия. Достаточно только уровнять права субъектов, оставив им права на самоопределение только в рамках национальных и исторических индивидуальных особенностей. Данное предложение не исключит в корне асимметрию административно-территориального устройства РФ, но сведет ее на более низкий уровень, и асимметрия будет проявляться не на 4уровне государственного управления, а на уровне индивидуальных особенностей каждого субъекта, связанного с его экономическим, культурным, историческим, национальным, географическим и иными особенностями, что будет напротив, еще больше учитывать и подчеркивать независимость и самобытность каждого субъекта не ущемляя его прав и свобод.
В целях нормализации процесса разграничения предметов ведения и полномочий в план законотворческой деятельности Государственной Думы необходимо ускорить принятие федерального закона «О порядке и принципах разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Осознание принадлежности к авторитетному могущественному Российскому государству сплачивает его народы, обеспечивает мир и согласие между ними.
Подобные работы
- Аннотированный список электронных ресурсов по теме: «Доказывания и доказательства в конституционном судебном процессе»
- Гарантии законности
- Законодательный процесс
- Защита конституционного права граждан на информацию при использовании интернет-ресурсов
- Исторические предпосылки развития англо-саксонской системы права
- Конституционно-правовая ответственность: понятие, виды и особенности
- Конституционные полномочия органов государственной власти РФ в системе противодействия коррупции
- Конституция Республики Польша
- Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и контроль за их исполнением
- Обстоятельства, подлежащие доказыванию в конституционном судебном процессе