Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Формирование арсенала индивидуальных технических действий юных самбистов
Введение 4
1. Теоретические аспекты формирования арсенала индивидуальных технических действий юных самбистов 11
1.1. Общая характеристика и история становления самбо 11
1.2. Индивидуальные технические действия юных самбистов 24
1.3. Методика обучения юных самбистов основам технических действий 37
2. Разработка экспериментальной программы по формированию арсенала индивидуальных технических действий юных самбистов 53
2.1. Методические приемы формирования технической подготовленности юных самбистов 53
2.2. Исследование времени выполнения бросков через спину в максимальном темпе борцами контрольной и экспериментальной групп 61
2.3. Анализ эффективности разработанной программы по формированию арсенала индивидуальных технических действий юных самбистов 72
Заключение 78
Список использованных источников 83
Актуальность исследования. Самбо признано национальным видом спорта, оно играет одно из ведущих мест в системе физического воспитания подросткового поколения. Самбо считается оборон видом спорта (боевое самбо обучались сотрудники силовых структур) большое разнообразие двигательных действии составляющие основу борьбы, способствует развитию физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), способствует воспитанию морально - волевых качеств, укреплению здоровья населения. Принцип всестороннего физического воспитания юных борцов приобретает особое значение в подростковым и юношеском возрасте, когда ещё не завершено формирование организма. Набатникова М.Я. Матвеев Л.П. Фомин Н.А. Плотников В.Н. рассматривали систему подготовки юных спортсменов, как приоритетную основу теории и практики спорта, а отбор в спорте как первое основное условие спортивной деятельности. Важной проблемой связанной с совершенствованием систем отбора, повышение его качества и эффективности.
Техническая подготовка является основным ведущим звеном всей спортивной подготовки. В настоящий момент особый интерес для подавляющего большинства тренеров представляют вопросы повышения качества и эффективности учебно-тренировочной работы.
Несмотря на то, что многие авторы уделяют большое внимание управлению формированием спортивного мастерства спортсменов-борцов, имеется целый ряд нерешенных вопросов. Практически все аспекты спортивной подготовки борцов самбо нуждаются в улучшении. Мы согласны с данным утверждением и предлагаем рассмотреть вопросы, связанные с формированием технических действий юных борцов самбо. Наверное, лишь специалисты знают, что от прихода ребенка в спортивную секцию до первого выхода на борцовский ковер в самбо может пройти несколько лет.
В правилах борьбы существуют жесткие возрастные ограничения, более того, некоторые приемы вообще запрещены к применению детям до 13 лет. Общепринятая практика набора у тренеров самбо в начальные группы — дети 10 лет. Следовательно, длительность тренировочных воздействий на ребенка составит около 3 лет. Отметим, что данный временной промежуток достаточно важен с позиции формирования базовых технических действий, двигательных способностей и морально-волевых качеств. Любые просчеты, особенно в технике выполнения приемов, негативно скажутся в дальнейшей спортивной деятельности.
Научная разработанность проблемы исследования. Предпосылки для исследования данной проблемы создают работы ряда авторов: теория и методика юношеского спорта (Никитушкин В.Г.[1]); общие методологические принципы обучения самбо (Агафонов Э.В., Хориков В.А.[2], Осипов А.Ю[3], Роджерс Маркс[4]); основы технического мастерства борцов (Осипов А.Ю.[5]) и др.
Обобщение результатов ретроспективного анализа накопленного в педагогической науке обширного теоретического и эмпирического материала позволяет обнаружить противоречия:
- между необходимостью тренировки тактических действий в стойке и в положении лежа и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций по рациональному распределению объема тренировочного времени для подготовки ведения борьбы в стойке и времени для подготовки к осуществлению двигательных действий в борьбе лежа;
- между нацеленностью тактической подготовки на рост спортивных результатов и недостаточной разработанностью методики защиты от болевых приемов путем использования для этого болевых воздействий;
- между необходимостью формирования арсенала индивидуальных технических действий юных самбистов и недостаточной разработанностью методики формирования арсенала индивидуальных технических действий юных самбистов.
Стремление педагогической науки к разрешению данных противоречий послужило основой для определения проблемы данного исследования, которая заключается в ответе на вопрос: какова эффективная программа формирования арсенала индивидуальных технических действий юных самбистов?
Цель исследования: разработать программу по формированию арсенала индивидуальных технических действий юных самбистов.
Объект исследования: индивидуальные технические действия юных самбистов.
Предмет исследования: программа формирования арсенала индивидуальных технических действий юных самбистов
Общая гипотеза исследования: формирование индивидуальных технических действий юных борцов самбо станет более успешным, если будет проанализировано состояние современного учебно-тренировочного процесса, а также будут выполнены и с помощью тестов проверены методические разработки формирования индивидуальных технических действий на основе целенаправленного использования подготовительных действий, выполняемых в движении, и упражнений на развитие функции равновесия.
Частные гипотезы:
- Упражнения на развитие функции равновесия необходимы начинающим борцам, так как формируют способность к своевременным атакам и контратакам, а также к активной защите против приемов соперника.
- Реализация авторской программы по формированию арсенала индивидуальных технических действий юных самбистов будет способствовать повышению технического мастерства юных самбистов.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
- теоретические:
- Дать общую характеристику и рассмотреть историю становления самбою
- Охарактеризовать индивидуальные технические действия юных самбистов.
- Рассмотреть методику обучения юных самбистов основам технических действий.
- эмпирические:
- Разработать методические приемы формирования технической подготовленности юных самбистов .
- Провести исследование времени выполнения бросков через спину в максимальном темпе борцами контрольной и экспериментальной групп.
- Проанализировать эффективность разработанной программы по формированию арсенала индивидуальных технических действий юных самбистов.
Методологические основы и теоретическая база исследования:
- научные труды в области физической культуры и спорта (С. В. Ерегин[6], Крупник Е.Я., Щербакова В.Л.[7], Ивко В.С., Кочурко Е.И., Максимович В.А.[8]);
- теории юношеского спорта, и в частности самбо (Шулика Ю.А., Коблев Я.К., Смаляхо Ю.М., Подорцев Ю.В.[9], Гандельсман А. Б., Смирнов К. М.[10] Сажин А.В.[11], Шестаков В.Б.[12], Шляхтов А.А., Шляхтова С.В.[13]);
- основы специальной физической подготовки спортсменов (Верхошанский Ю. В.[14], Волков Н. И.[15], Кожарский В.Л., Сорокин П.[16])
Методы исследования. С целью оценки технического мастерства исследуемых спортсменов мы провели серию контрольных тестов. Для тестирования был выбран бросок через спину как специфическое техническое действие для борьбы самбо. Для оценки уровня равновесия использовалось прохождение спортсменами пятиметровой дистанции с закрытыми глазами.
Для обработки данных были применены сравнительный анализ, качественный анализ и SPSS-статистика.
Выборка исследования составила 24 борца самбо первого года обучения (12 чел. — контрольная группа, 12 чел. — экспериментальная). Возраст борцов составлял 12-13 лет. Стаж занятий борьбой был около полугода. Контрольная группа тренировалась по общепринятым методикам, экспериментальная — по разработанной нами программе.
Опытно-экспериментальной базой исследования является спортивная школа г. Москвы.
Основные этапы исследования:
Первый этап исследования (2016-2017 гг.) включал: выбор проблемы исследования; анализ педагогической, методологической, теоретической и эмпирической информации; определение объекта, предмета, цели, задач и формулирования гипотез исследования. Этап был направлен: на определение теоретико-методологической основы исследования; на уточнение основных понятий, описывающих специфику формирования арсенала индивидуальных технических действий юных самбистов; на разработку программы по формированию арсенала индивидуальных технических действий юных самбистов.
Второй этап исследования (2017г.) был посвящен эмпирической проверке гипотез. Была завершена опытно-экспериментальная работа: апробирована авторская программа по формированию арсенала индивидуальных технических действий юных самбистов; проведены обработка, анализ и систематизация полученных данных, интерпретация и корректировка основных результатов, формулирование выводов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем уточнена характеристика индивидуальных технических действий юных самбистов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная авторская программа по формированию арсенала индивидуальных технических действий юных самбистов может быть использована для подготовки самбистов.
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью и соблюдением исходных теоретических позиций, связанных с применением комплекса методов, адекватных предмету, цели, задачам, эмпирической проверке гипотез и логике исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
- Формирование индивидуальных технических действий юных борцов самбо станет более успешным, если будет проанализировано состояние современного учебно-тренировочного процесса, а также будут выполнены и с помощью тестов проверены методические разработки формирования индивидуальных технических действий на основе целенаправленного использования подготовительных действий, выполняемых в движении, и упражнений на развитие функции равновесия.
- Формирование арсенала индивидуальных технических действий юных самбистов должно проводиться на основе обязательного использования подготовительных к броску действий (рывков, толчков и т. д.) в движении и упражнений на равновесие.
- Упражнения на развитие функции равновесия необходимы начинающим борцам, так как формируют способность к своевременным атакам и контратакам, а также к активной защите против приемов соперника.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах научно-исследовательской деятельности в спортивной школе г. Москвы.
Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка использованных источников. Общий объем диссертации составляет 88 страниц. Библиография содержит 60 источников, в том числе 4 на иностранных языках.
В рамках выполнения данного исследования свою научную миссию мы видели в том, чтобы по возможности полно, всесторонне и объективно представить программу по формированию арсенала индивидуальных технических действий юных самбистов.
В ходе решения первой задачи, которая состояла в том, чтобы дать общую характеристику и рассмотреть историю становления самбо мы установили, что искусство борьбы самбо создавалось как отдельная спортивная дисциплина в Советской России в начале 1930-х годов. Днем рождения данного вида рукопашного боя считается дата 16.11.1938 г. «Самбо» это аббревиатура слов «САМозащита Без Оружия». Оно вобрало в себя достижения других боевых искусств, таких как японские дзюдо и джиу-джитсу. В арсенал техник самбо вошли приемы национальных видов спорта России и других республик бывшего Советского Союза, а именно грузинской борьбы чидаоба, татарского и узбекского кураша, армянского коха, молдавской трынты, якутского хапсагая и др.
В самбо разрешается применять броски, удержания и болевые приёмы на руки и ноги. В самбо броски можно проводить с помощью рук, ног и туловища. В самбо баллы присуждаются за броски и удержания. Бросок — это приём, с помощью которого самбист выводит соперника из равновесия и бросает на ковёр на какую-либо часть туловища или колени.
При удержании самбист, прижимаясь к сопернику любой частью туловища, удерживает его в этом положении в течение 20 секунд. Самбист может победить досрочно, если выполнит бросок соперника на спину, оставаясь в стойке, проведет болевой прием, наберет на 8 баллов больше соперника.
Вторая задача, которая состояла в том, чтобы охарактеризовать индивидуальные технические действия юных самбистов позволила нам прийти к выводу, что вопросы подготовки борцов высокого класса достаточно подробно освещены в научной литературе. К сожалению, подготовке юных борцов уделено значительно меньше внимания. Техническая подготовка характеризует процесс обучения самбистов основам техники тренировочных или соревновательных действий, предполагает совершенствование избранных вариантов техники самбо. В технической подготовке самбистов можно выделить общую и специальную подготовки.
Решение третьей задачи, которая заключалась в том, чтобы рассмотреть методику обучения юных самбистов основам технических действий привело к выводу о том, что в методике обучения борьбе самбо, так же как и в тренировке, прочно утвердились дидактические принципы: сознательность, активность, доступность, наглядность, систематичность и прочность.
Обучение и тренировка — две стороны единого учебного процесса. Под обучением понимают передачу знаний, выработку умений и привитие навыков, необходимых для участия в соревнованиях по борьбе самбо. Тренировка представляет собой процесс совершенствования в технике, тактике, физических и морально-волевых качествах, направленных на достижение наивысших результатов в соревнованиях. Основные технические действия в борьбе: броски, сваливания, сбивания, переводы - в стойке; перевороты, удержания, дожимания, уходы, болевые приемы - в партере.
В ходе решения четвертой задачи, которая состояла в том, чтобы разработать методические приемы формирования технической подготовленности юных самбистов мы провели педагогический эксперимент с двумя группами самбистов. Возраст борцов составлял 12-13 лет. Стаж занятий борьбой был около полугода.
Мы предполагали, что формирование индивидуальных технических действий юных борцов самбо станет более успешным, если будет проанализировано состояние современного учебно-тренировочного процесса, а также будут выполнены и с помощью тестов проверены методические разработки формирования индивидуальных технических действий на основе целенаправленного использования подготовительных действий, выполняемых в движении, и упражнений на развитие функции равновесия.
В педагогическом эксперименте участвовали 24 борца самбо первого года обучения (12 чел. — контрольная группа, 12 чел. — экспериментальная). Контрольная группа тренировалась по общепринятым методикам, экспериментальная — по разработанной нами программе.
Методика формирования индивидуальных технических действий юных борцов самбо концептуально отличалась от существующих методических программ следующими аспектами: целенаправленное развитие чувства равновесия; использование подготовительных и сопутствующих броскам двигательных действий, выполняемых в движении.
Основными методическими приемами были введение в процесс разучивания и обучения техническим действиям предварительных и сопутствующих двигательных действий и уменьшение времени на выполнение каждого технического действия.
Пятая задача, которая состояла в том, чтобы провести исследование времени выполнения бросков через спину в максимальном темпе борцами контрольной и экспериментальной групп позволила нам через три месяца после начала эксперимента провести серию контрольных тестов с целью оценки технического мастерства исследуемых спортсменов. Поскольку в практике научных исследований по борьбе часто применяют в качестве теста выполнение испытуемыми различных приемов, то мы для тестирования выбрали бросок через спину как специфическое техническое действие для борьбы самбо.
Броски выполняли самбисты и контрольной, и экспериментальной групп. Регистрировалось как общее время, затраченное на выполнение приемов, так и время выполнения каждого броска в отдельности.
Проведенные нами исследования, позволили получить результаты, подтверждающие перспективность и необходимость включения специальных средств развития равновесия, а также подготовительных и сопутствующих выполнению приемов двигательных действий в систему технической подготовки юных борцов. Для оценки уровня равновесия использовалось прохождение спортсменами пятиметровой дистанции с закрытыми глазами. Оценивалось количество отклонений (ошибок) от прямой линии движения.
Оценка уровня динамического равновесия, тестируемого в условиях прохождения пятиметровой дистанции с закрытыми глазами, также позволяет отметить преимущество целенаправленного развития равновесия у борцов экспериментальной группы. Высокая достоверность результатов подтверждает преимущество предлагаемой нами методики.
Решение шестой задачи, которая заключалась в том, чтобы проанализировать эффективность разработанной программы по формированию арсенала индивидуальных технических действий юных самбистов привело к выводу о том, что учебно-тренировочный процесс по борьбе самбо у юных самбистов должен строиться на привлечении новых методик по развитию у спортсменов равновесия и сопутствующих броску двигательных действий, выполняемых в движении, которые показали высокую эффективность у борцов экспериментальной группы. По данным контрольных тестов, среднее время выполнения заданий в контрольной группе составило 51,5±0,1с, а в экспериментальной группе — 41,2± 0,05с, что достоверно быстрее.
Для получения оптимального тренировочного эффекта юным борцами необходимо, чтобы целенаправленные комплексы упражнений для развития равновесия и повышения качества двигательной деятельности были представлены на каждом тренировочном занятии в необходимом объеме (не менее получаса).
Целенаправленная тренировка функции равновесия оказывает положительное влияние на качество двигательной деятельности юных спортсменов. Число ошибок при движении по прямой линии у самбистов экспериментальной группы достоверно уменьшилось (Р<0,01) с 12±5 до 4±1, что дает им несомненное преимущество в передвижениях над борцами контрольной группы.
Проведенные нами исследования, позволяют сделать выводы об эффективности разработанной нами программы по формированию арсенала индивидуальных технических действий юных самбистов.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
Перспективы дальнейшего исследования мы видим в дальнейшем совершенствовании арсенала индивидуальных технических действий юных самбистов.
Подобные работы
- Адаптация к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры
- Акробатическая подготовка юных прыгунов в воду с трамплина (на этапе спортивного совершенствования)
- Актуальные задачи по внедрению физической культуры и формированию здорового образа жизни детей и молодёжи
- Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания девушек 18-20 лет
- Бизнес-планирование деятельности организаций дополнительного образования детей спортивной направленности
- Биоэнергетические процессы при мышечной деятельности
- Верховая езда как средство физической реабилитации и оздоровления лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов
- Влияние занятий лыжными гонками на психическое состояние мальчиков в 12-13 лет
- Влияние физической культуры и спорта на формирование личностных качеств курсантов: социологическое исследование
- Влияние фитнес-программы «Antigravity» на физическое развитие детей 6-8 лет