Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Формирование мотивации к занятиям художественной гимнастикой у детей и младших подростков
Введение 3
1 Теоретические особенности формирования мотивации к занятиям художественной гимнастикой у детей и младших подростков 6
1.1 Мотивационно-потребностная сфера личности современного ребенка и младшего подростка как педагогическая категория 6
1.2 Направленность личности на самореализацию в художественной гимнастике 10
1.3 Педагогическое исследование конструктивных и неконструктивных мотивов к занятиям спортом у детей и младших подростков 17
1.4 Критерии оценивания динамики сформированности мотивационных конструктов к занятиям художественной гимнастикой у детей и младших подростков 23
Выводы по главе 1 32
2 Задачи, методы и организация исследования 34
2.1 Задачи исследования 34
2.2 Методы исследования 34
2.3 Организация исследований 37
Выводы по главе 2 38
3 Экспериментальное обоснование эффективности процесса формирования мотивации к занятиям художественной гимнастикой у детей и младших подростков 39
3.1 Методика формирования мотивации к занятиям художественной гимнастикой у детей и младших подростков 39
3.2 Результаты педагогического эксперимента 44
3.3 Обсуждение результатов исследования 48
Выводы по главе 3 50
Заключение 52
Список использованной литературы 55
Здоровье и физическая подготовленность детей и подростков -важнейшие слагаемые здоровья и физического потенциала всего общества. Весь этот потенциал закладывается в школьные годы. В настоящее время физическое воспитание учащихся практически отодвинуто на последний план, и неудивительно, что уровень физической подготовленности детей и молодежи оценивается как крайне неудовлетворительный.
Актуальность темы в том, что состояние физического воспитания школьников признано неудовлетворительным. В связи с чем в этом документе были определены основные пути реорганизации физического воспитания школьников в следующих направлениях; формирование у учащихся надлежащих объемов современных знаний о здоровом образе жизни; о роли и месте в нем различных средств и форм организации художественной гимнастики; привитие соответствующих мотиваций; обучение минимально необходимым методическим приемам их самостоятельной реализации и только на этой базе проведение надлежащим образом организованных практических занятий. Естественно, что действующие в настоящее время программы и планы физического воспитания в художественной гимнастике, основанные на старых воззрениях не соответствуют современным требованиям и нуждаются в коренной перестройке. Эффективными и рациональными основаниями этой перестройки могут явиться только специально организованные научные исследования.
Объект исследования - процесс формирования мотиваций к занятиям художественной гимнастикой у младших школьников.
Предмет исследования - пути и средства формирования мотивации к занятиям художественной гимнастикой у младших школьников.
Целью данной работы является изучение формирования мотивации к художественной гимнастике у учащихся начальных классов, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- раскрыть теоретические особенности формирования мотивации к занятиям художественной гимнастикой у детей и младших подростков;
- разработать методику формирования мотивации к занятиям художественной гимнастикой у детей и младших подростков;
- провести экспериментальное обоснование эффективности процесса формирования мотивации к занятиям художественной гимнастикой у детей и младших подростков.
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение научно-методической литературы; анкетирование.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определены мотивы вызывающие интерес к занятиям художественной гимнастикой у детей 7-12 лет;
- разработаны интегрированные тренировки по художественной гимнастике, соревновательные игры, теоретические занятия для детей 7-12 лет.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в работе учителей художественной гимнастики, учителями начальных классов, а также студентами педагогических училищ и вузов.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Виленская Т. Е., Ковалько И. А., Холодов Ж. К., Барчуков И. С., Кожухова Н. Н., Дубровский В. И., Смирнов В. М., Коваль В. И., Прокофьева В. Н., Нищеева Н. В., Багнетова Е. А. и др.
Методической базой исследования стали основные положения психологической теории формирования личности в спорте (А.В. Шаболтас, И.Г. Келишев, Г.Д. Горбунов, Л.П. Дмитриенкова, Р.А. Пилоян, Б.Д. Кретти, Е.П. Ильин, А.Ц. Пуни, В. Гошек, М. Ванек и Г.П. Фураев), теории и методики физического воспитания (В.Н. Платонов, Л.П. Матвеев), современные тенденции идеи спортизации школьного физического воспитания (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева).
Структура данной работы состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
Специфической чертой этапа начального обучения является несформированность психологической структуры спортивной деятельности, прежде всего несформированность мотивации занятий. Мотивы начала занятий спортом отличаются диффузностью, к получению удовлетворения от нее без понимания сути спорта. Речь идет о маленьких детях, то во многих случаях их побуждают к занятиям спортом взрослые. В этом случае мотивом занятий оказывается желание заслужить их одобрение, доставить им удовольствие, даже если самих детей занятия не очень интересуют, а иногда и противоречат их желаниям.
Актуальность темы состоит в формировании положительной и устойчивой мотивации занятий в художественной гимнастике с детьми на этапе начального обучения. Поэтому объяснимо то внимание, которое уделяется исследованию возникновения и сохранения у детей интереса к занятиям спортом.
Для выяснения мотивации детей в сфере физического воспитания и определения путей ее формирования необходимо установить побуждения, которыми руководствуются дети в своих поступках, желаниях в условиях учебной и внеклассной деятельности. Мотивационная сфера всегда состоит 3 ряда побуждений: идеалов и ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов и др. Эти побуждения выполняют различную роль в общей картине мотивации, на разных этапах возрастного развития получают то больше, то меньше значения, поэтому знание их поможет учителю и родителям влиять на мотивацию школьников к физическому самосовершенствованию. Мотивационные факторы включают педагогические, коммуникативные, личностные и социально-экономические факторы.
К педагогическим факторам относятся: семейное воспитание, учебный процесс в школе, внеурочное и внеклассное воспитание. Среди коммуникативных факторов необходимо отметить: телевидение, периодические издания, микро среду (друзья, одноклассники), получение информации при посещении соревнований. Личностные факторы включают наличие знаний о спорте, интереса к занятиям, желание заниматься спортом, состояние собственного здоровья, наличие свободного времени для занятий спортом. Показатели, характеризующие социально-экономические факторы включают оплату труда тренера, материальный статус семьи и наличие спортивных сооружений вблизи дома.
Изучение факторов, влияющих на формирование мотивации детей к занятиям спортом, и причин, которые препятствуют реализации желания систематически заниматься физическими упражнениями, позволяет определить их структуру, однако иерархия в разные возрастные периоды переменная. Именно потому целесообразно экспериментально изучить структуру мотивации на примере коллектива детей и по результатам определить основные направления мотивации школьников к занятиям художественной гимнастикой.
Цель исследования заключается в изучении мотивов детей возрастной категории от 6 до 12 лет к занятиям художественной гимнастикой и их систематизация.
Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных:
Исследование проводилось в несколько этапов на базе Автономного учреждения «Красногорский спортивно-оздоровительный центр» и Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа с углублённым изучением английского языка № 1285», Школа гимнастики "Анлер" с августа 2018 по апрель 2019 года. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 40 человек, занимающихся художественной гимнастикой в группах начальной подготовки. Испытуемые были разделены на две группы: контрольная и экспериментальная, по 20 человек в каждой.
Экспериментальная методика формирования мотивации к занятиям художественной гимнастикой у детей и младших подростков апробировалась с испытуемыми экспериментальной группы. Испытуемые контрольной группы занимались по методике утвержденной в ДЮСШ. Тренировочные занятия проводились 3 раза в неделю по 1,5 часа. В программу по художественной гимнастики экспериментальной группы нами были включены теоретические занятия, включающие основы знаний о художественной гимнастике. Для формирования положительных мотиваций у учащихся к занятиям художественной гимнастикой нами проводились игры соревновательного характера. В содержание разработанной нами методики формирования мотивации к занятиям художественной гимнастики включены следующие взаимосвязанные компоненты: теоретический, организационно-методический, практический.
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы повысилась успеваемость учащихся, значительно уменьшились пропуски учебных занятий по состоянию здоровья, появился интерес к занятиям художественной гимнастикой и к учебе в целом. Поэтому соревновательные игры вызывают повышенный интерес со стороны младших школьников, так как способствуют полнейшему удовлетворению потребности в движении; теоретические занятия по художественной гимнастики необходимы для расширения общего кругозора, в частности дают углубленные знания о художественной гимнастике и др.
Подобные работы
- Адаптация к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры
- Акробатическая подготовка юных прыгунов в воду с трамплина (на этапе спортивного совершенствования)
- Актуальные задачи по внедрению физической культуры и формированию здорового образа жизни детей и молодёжи
- Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания девушек 18-20 лет
- Бизнес-планирование деятельности организаций дополнительного образования детей спортивной направленности
- Биоэнергетические процессы при мышечной деятельности
- Верховая езда как средство физической реабилитации и оздоровления лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов
- Влияние занятий лыжными гонками на психическое состояние мальчиков в 12-13 лет
- Влияние физической культуры и спорта на формирование личностных качеств курсантов: социологическое исследование
- Влияние фитнес-программы «Antigravity» на физическое развитие детей 6-8 лет