Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Гармонизация когнитивно-соматического развития детей в онтогенезе, с использованием средств физического воспитания
Введение 3
1 Современные аспекты изучения когнитивно-соматического развития детей 7
1.1 Сущность когнитивно-соматического развития детей в онтогенезе 7
1.2 Роль средств физического воспитания в гармонизации когнитивно-соматического развития детей в онтогенезе 19
1.3 Психолого-физиологическая характеристика детей дошкольного возраста 32
2 Экспериментальная оздоровительно-развивающая программа, направленная на гармонизацию когнитивно-соматического развития детей дошкольного возраста с использованием средств физического воспитания 42
2.1 Мониторинг развития детей дошкольного возраста с применением теста «Здравик» 42
2.2 Концепция авторской программы по гармонизации когнитивно-соматического развития детей дошкольного возраста средствами физического воспитания 49
2.3 Контрольная оценка когнитивно-соматического развития детей дошкольного возраста 69
Заключение 79
Список использованной литературы 83
С первых мгновений появления на свет ребенок приспосабливается к внеутробному существованию. Он осваивает основные законы жизни. Учитывая потенциальные возможности ребенка, взрослые оказывают воспитательное воздействие на него. Это, прежде всего, выражается в заботе о физическом здоровье малыша, его духовном, интеллектуальном, нравственном и эстетическом развитии. Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Именно поэтому в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется физической культуре, организации оздоровительной работы с детьми. Ранний и дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии.
В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию, а оно невозможно без движения. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие и др.
С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50-60% всего периода бодрствования. Детям свойственна частая смена движений и поз – до 55-1000 раз в день, благодаря чему происходят поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети не устают.
Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия для разных движений. В связи с этим, возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима детей в дошкольном учреждении, который будет способствовать воспитанию здорового ребенка и его разностороннему развитию. Важнейшее место отводится принципу индивидуально дифференцированного подхода, который позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребенка, мобилизацию его активности и самостоятельности.
В процессе физического воспитания важно одновременно осуществлять умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребенка. Важнейшим вопросом физического воспитания, является гармонизация когнитивно-соматического развития детей в онтогенезе.
Одна из главных задач физического воспитания – оздоровление ребенка. Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.
Актуальность исследования объясняется тем, что занятия физическими упражнениями содействуют развитию внимания (поскольку овладение способами выполнения двигательных действий требует его концентрации на выполняемых движениях, возникающих при этом двигательных ощущениях и внешних условиях); наблюдательности (благодаря развитию анализаторов); быстроте и точности ориентации в вариативных условиях физкультурной деятельности. Всё это способствует гармонизации когнитивно-соматического развития детей в онтогенезе.
Цель исследования – проанализировать современные аспекты изучения когнитивно-соматического развития детей, а также апробировать авторскую программу по гармонизации когнитивно-соматического развития детей дошкольного возраста средствами физического воспитания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность когнитивно-соматического развития детей в онтогенезе;
- выявить роль средств физического воспитания в гармонизации когнитивно-соматического развития детей в онтогенезе;
- дать психолого-физиологическую характеристику детям дошкольного возраста;
- провести мониторинг развития детей дошкольного возраста с применением теста «Здравик»;
- разработать и реализовать авторскую программу по гармонизации когнитивно-соматического развития детей дошкольного возраста средствами физического воспитания;
- провести контрольную оценку когнитивно-соматического развития детей дошкольного возраста с целью исследования эффективности разработанной программы.
Объект исследования – дети дошкольного возраста .
Предмет исследования – гармонизация когнитивно-соматического развития детей в онтогенезе с использованием средств физического воспитания.
Проблемы здоровьесберегающего компонента в физическом воспитании детей дошкольного возраста нашли отражение в работах Ананьевой В.А., Баркан А.И., Венгер Л.А., Доронина А.М., Дьяченко Н.А., Егорова Б.Б., Змановского Ю.Ф., Иванов Г.П., Козлова И.М., Кудрявцева В.Т., Латохиной Л.И., Меньковой С.В., Нестерова В.А., Правдова М.А., Самсоновой А.В., Фершаловой Т.Д., Шевригина Б.В. и др.
Исследованию гармонизации когнитивно-соматического развития детей в онтогенезе с использованием средств физического воспитания посвящены работы Лазарева М.Л.
Методы исследования: анализ научной и научно-методической, педагогической литературы; педагогический эксперимент; педагогическое тестирование.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития. Если сравнить психику ребенка в первый год его жизни с тем уровнем психического развития, которого он достигает через 5–6 лет жизни, то можно заметить не только количественное, но и качественное различие.
Когнитивные расстройства — это пролонгированная социально-экономическая проблема, приводящая к школьной и социальной дезадаптации с асоциальным поведением, уголовным преступлениям, несостоятельности в браке, низкой производительности труда.
Когнитивные функции имеют качественные и количественные параметры. Каждому ребенку (с патологией и без нее) для динамического онтогенетического анализа необходимо создавать «когнитивный портрет»: повозрастное обследование всеми доступными методами (скрининг или развернутый вариант) с фиксацией данных в истории болезни и обязательным дублированием для родителей, что поможет оценить динамику развития в различные возрастные периоды.
Под психосоматическим расстройством понимается такое соматическое нарушение, в этиопатогенезе которого центральная роль принадлежит психологическим факторам, в первую очередь неотреагированным, подавленным эмоциональным переживаниям.
Роль социально-психологических факторов может быть выявлена в большей или меньшей степени в возникновении и развитии любого заболевания; при психосоматической патологии она максимальна.
В период дошкольного детства (4-6 лет) закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития, начинают складываться привычки и черты характера. Этот период особенно благоприятен для приобретения и закрепления необходимых двигательных навыков. Естественно, развитие ребенка находится в большой зависимости от условий среды, организации всей его жизни, воспитания, в частности физического.
Дошкольный возраст характеризуется ускоренными темпами роста и ограниченными двигательными возможностями. Заметно изменяются пропорции тела. Повышается выносливость организма.
Учеными и специалистами учитывается и реализуется в концептуальное положение о диалектическом единстве психического и физического развития. Двигательные действия в форме физической активности оказывают положительное воздействие не только на морфофункциональное развитие организма, но и способствуют развитию внимания и познавательной сферы ребенка.
Физическая культура подготавливает ребенка к жизни, тем самым способствуя гармонизации когнитивно-соматического развития.
Экспериментальное исследование проводилось в старшей группе на базе ДОУ №28 (г. Москва). В исследовании приняли участие 20 дошкольников старшей группы. Из них 10 девочек и 10 мальчиков. Возраст детей 5-6 лет.
Испытуемые случайным образом были разделены на две группы: экспериментальная группа (5 девочек и 5 мальчиков); контрольная группа (5 девочек и 5 мальчиков).
При этом экспериментальная группа занимала по разработанной нами оздоровительно-развивающей программе, направленной на гармонизацию когнитивно-соматического развития детей дошкольного возраста с использованием средств физического воспитания. Контрольная группа занималась по стандартной рабочей программе, принятой в ДОУ.
Цель мониторинга развития детей дошкольного возраста: выявить уровень физической подготовленности и работоспособности, как отдельного ребенка, так и группы в целом в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Мониторинг развития детей дошкольного возраста осуществлялся с применением теста «Здравик».
В тест «Здравик» включено пять тестовых заданий:
1. Скоростная выносливость.
2. Память.
3. Звуко-дыхательная проба.
4. Самооценка.
5. Здоровьеустойчивость (отсутствие заболеваний).
Мониторинг развития детей дошкольного возраста с применением теста «Здравик», что большинство тестируемых по всем параметрам имеет средний уровень. Что свидетельствует о необходимости внедрения программы по гармонизации когнитивно-соматического развития детей дошкольного возраста средствами физического воспитания.
Дошкольный период жизни - это этап наиболее интенсивного физического, психического, эмоционально-волевого и нравственного развития личности, когда закладываются основы её физического, психического и нравственного здоровья.
С учетом этого дошкольное воспитание должно быть направлено на всестороннее развитие личности, предусматривающее охрану и укрепление здоровья, обеспечение полноценного психического и физического развития. Что и является основной концепцией разработанной авторской программы.
Предполагается, что по окончанию освоения программы ребенок будет физически развитый, овладевший основными культурно¬ гигиеническими навыками. У ребенка будут сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Ребенок будет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, владеть техникой выполнения движений, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.
Контрольная оценка когнитивно-соматического развития детей дошкольного возраста позволила выявить, что, большинство тестируемых контрольной группы по всем параметрам имеет средний уровень. Результаты немного улучшились по сравнению с констатирующим исследованием. Тогда как большинство тестируемых экспериментальной группы по всем параметрам имеет средний уровень. Низкого уровня по результатам контрольного тестирования не выявлено. Результаты тестирования существенно улучшились. Что свидетельствует об эффективности разработанной программы по гармонизации когнитивно-соматического развития детей дошкольного возраста средствами физического воспитания.
Подобные работы
- Адаптация к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры
- Акробатическая подготовка юных прыгунов в воду с трамплина (на этапе спортивного совершенствования)
- Актуальные задачи по внедрению физической культуры и формированию здорового образа жизни детей и молодёжи
- Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания девушек 18-20 лет
- Бизнес-планирование деятельности организаций дополнительного образования детей спортивной направленности
- Биоэнергетические процессы при мышечной деятельности
- Верховая езда как средство физической реабилитации и оздоровления лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов
- Влияние занятий лыжными гонками на психическое состояние мальчиков в 12-13 лет
- Влияние физической культуры и спорта на формирование личностных качеств курсантов: социологическое исследование
- Влияние фитнес-программы «Antigravity» на физическое развитие детей 6-8 лет