Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Характеристика функциональных компонентов профессиональной деятельности спортивного педагога
Введение 3
1. Общая характеристика профессионально-педагогической деятельности спортивного педагога 5
1.1. Общая характеристика и профессиональные компетенции спортивного педагога 5
1.2. Специфика деятельности и профессиограмма спортивного педагога 10
2. Анализ функциональных компонентов профессиональной деятельности спортивного педагога 14
2.1. Функциональные компоненты деятельности спортивного педагога 14
2.2. Роль, проблемы и функции спортивного педагога 15
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Современный период развития спорта в России характеризуется активизацией процессов модернизации. Высокий уровень спортивных достижений, увеличение плотности спортивных результатов на соревнованиях высокого ранга, колоссальные тренировочные нагрузки выдвигают в число ведущих факторов дальнейшего роста спортивных достижений и успешного выступления на международной спортивной арене совершенствование системы психолого-педагогического обеспечения подготовки спортсменов к соревнованиям. Эта специфика обуславливает весьма широкие требования к спортивным педагогам. В виду сложности профессии тренера, специфики объекта и орудия труда, а также возрастающих требований к тренеру возникает необходимость всестороннего изучения его профессиональной деятельности. Многие авторы в течение долгого времени занимаются исследованием данного вопроса. Педагог должен быть в первую очередь компетентным в вопросах в области психологии и педагогики. Знания и умения по данным дисциплинам позволяют предотвратить в работе ряд проблем, найти наиболее рациональный способ решения трудных ситуаций.
Развитие системы высшего физкультурного образования предъявляет все новые требования к личности спортивного педагога, его профессиональному мастерству, нравственному потенциалу, психологической и физической готовности к выполнению профессиональной деятельности.
В связи с этим особую актуальность приобретает изучение функциональных компонентов профессиональной деятельности спортивного педагога, что должно послужить основой его профессионального становления.
Цель работы - охарактеризовать функциональные компоненты профессиональной деятельности спортивного педагога.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику и профессиональные компетенции спортивного педагога;
- выявить специфику деятельности и охарактеризовать профессиограмму спортивного педагога;
- проанализировать функциональные компоненты деятельности спортивного педагога;
- выявить роль, проблемы и функции спортивного педагога.
Предмет исследования - профессиональная деятельность спортивного педагога.
Объект исследования - функциональные компоненты профессиональной деятельности спортивного педагога.
Особое внимание в психологических исследованиях уделено вопросам профессиональной компетентности, т.к. именно она определяет успешность профессиональной деятельности. Однозначно, что предпосылкой для развития профессиональной компетентности является склонность к деятельности и профессиональный интерес. Профессиональная компетентность состоит из разных видов компетентностей (психологической, исследовательской, коммуникативной, методической, управленческой, конфликтной и др.). Однако в научно-методической литературе не в полной мере представлена проблема значимости психологического компонента профессиональной подготовленности и недостаточно раскрыто содержание названного компонента в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Принято выделять следующие компоненты профессиональной деятельности спортивного педагога: конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический, двигательный.
Знания должны включать в себя знания по методологии и категории педагогики и психологии; закономерностей развития и проявления психики человека; факторов формирования личности; типологии характера и темперамента; фундаментальных и вторичных свойств личности; формирования характера в спортивной деятельности; свойств темперамента; социально-психологических основ формирования коллектива, индивидуально-психологических особенностей личности спортсмена; особенностей психических процессов и состояний спортсмена; методов педагогических и психологических исследований в спорте, проявления психики спортсмена при занятиях спортом, назначение и содержание каждого этапа подготовки, знания методики обучения, методики тренировки.
Необходимо учитывать особенности спортивной тренировки на различных этапах системы подготовки спортсменов, методики проведения занятий с любым контингентом, знания - правил судейства и организации соревнований любого ранга; прав и обязанностей участников, судей и организаций, оценивать социально-педагогические явления, выявлять причины их возникновения и развития; прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности и их причины; выбирать средства и методы с учетом индивидуально-психологических особенностей спортсменов; предвидеть характер ответных реакций спортсменов на применяемые педагогические воздействия; осуществлять процесс воспитания спортсменов и формирования коллектива; определять по внешним проявлениям изменение психического состояния спортсменов; понимать и объяснять особенности их поведения в различных ситуациях; мысленно ставить себя на место своих воспитанников; увлекать спортсменов на достижение более высоких спортивных результатов; быстро принимать решения и находить наиболее действенные средства педагогического воздействия; устанавливать контакт со спортсменами; располагать к себе спортсменов и находить индивидуальный подход к ним; вскрывать характер межличностных взаимоотношений; регулировать и направлять личностные взаимоотношения; ликвидировать возникающие конфликты.
Умения по должны включать в себя умения по отбору в виде спорта, в системе подготовки спортсмена, в технике вида спорта, умения в методики обучения, тренировки, проведения занятий с любым контингентом, правил и организации соревнований.
Профессионально-личностный компонент должен включать в себя: общую направленность личности, мировоззрение, моральные нормы, ценностные ориентации, сознание общественного долга, чувство ответственности.
Профессионально-педагогическая направленность должна включать в себя: устойчивый интерес к профессии, любовь к спорту и детям, увлеченность работой, наличие склонности к педагогической деятельности, профессионально значимые мотивы выбора профессии, качества личности, обусловливающие эффективность работы с людьми.
Подобные работы
- Адаптация к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры
- Акробатическая подготовка юных прыгунов в воду с трамплина (на этапе спортивного совершенствования)
- Актуальные задачи по внедрению физической культуры и формированию здорового образа жизни детей и молодёжи
- Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания девушек 18-20 лет
- Бизнес-планирование деятельности организаций дополнительного образования детей спортивной направленности
- Биоэнергетические процессы при мышечной деятельности
- Верховая езда как средство физической реабилитации и оздоровления лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов
- Влияние занятий лыжными гонками на психическое состояние мальчиков в 12-13 лет
- Влияние физической культуры и спорта на формирование личностных качеств курсантов: социологическое исследование
- Влияние фитнес-программы «Antigravity» на физическое развитие детей 6-8 лет