Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Методика физической реабилитации при разрывах связок голеностопа у старшеклассников
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты физической реабилитации при разрывах связок голеностопа у старшеклассников 4
1.1. Анатомо-физиологическая характеристика голеностопного сустава 4
1.2. Характеристика разрыва связок голеностопного сустава и их диагностика 8
1.3. Особенности физической реабилитации при разрывах связок голеностопного сустава у старшеклассников 16
2. Разработка и апробация авторской методики физической реабилитации при разрывах связок голеностопа у старшеклассников 25
2.1. Характеристика авторской методики физической реабилитации при разрывах связок голеностопа у старшеклассников 25
2.2. Гидрореабилитация при повреждениях разрывах связок голеностопа у старшеклассников 38
2.3. Опыт применения авторской методики физической реабилитации при разрывах связок голеностопа у старшеклассников и анализ ее эффективности 44
Заключение 49
Список использованных источников 52
За последнее время отмечается значительный рост популярности различных видов спорта, вследствие чего возрос и уровень детского травматизма. По данным отечественных и зарубежных авторов, в травмпункт ежегодно обращаются до 20% детей с травмами голеностопного сустава
Профилактическая направленность российского здравоохранения обусловливает проведение комплекса предупредительных мероприятий для сохранения и укрепления здоровья человека. В эти мероприятия входит огромная по своим масштабам система мер по профилактике травматизма, в частности при занятиях спортом.
Травмы при занятиях физической культурой и спортом возникают относительно редко по сравнению с травмами, связанными с промышленным, сельскохозяйственным, уличным, бытовым и другими видами травматизма, - около 3 % к общему числу травм. Возникновение повреждений при занятиях спортом, противоречит оздоровительным задачам системы российского физического воспитания. Хотя, как правило, эти травмы и не опасны для жизни, они отражаются на общей и спортивной работоспособности человека, выводя его на длительный период из строя и нередко требуя много времени для восстановления утраченной работоспособности.
По мнению многих авторов травмы связочного аппарата голеностопного сустава относятся к категории тяжелых повреждений. Это в значительной степени связано с повышенными функциональными требованиями к голеностопному суставу, так как на его сумочно-связочный аппарат падает большая опорная нагрузка
В наше время, благодаря достижениям медицины, появилась возможность полного или частичного восстановления двигательной активности после перенесения травм. Особую роль в восстановлении двигательных функций организма играет лечебная физкультура и массаж при травмах опорно-двигательного аппарата. Этим объясняется актуальность темы исследования.
Цель курсовой работы – разработать эффективную методику физической реабилитации при разрывах связок голеностопа у старшеклассников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать анатомо-физиологическую характеристику голеностопного сустава;
- дать характеристику разрыва связок голеностопного сустава и выявить особенности их диагностики;
- выявить особенности физической реабилитации при разрывах связок голеностопного сустава у старшеклассников;
- охарактеризовать авторскую методику физической реабилитации при разрывах связок голеностопа у старшеклассников;
- описать гидрореабилитацию при повреждениях разрывах связок голеностопа у старшеклассников;
- описать опыт применения авторской методики физической реабилитации при разрывах связок голеностопа у старшеклассников и провести анализ ее эффективности.
Объектом исследования являются старшеклассники.
Предметом исследования выступает методика физической реабилитации при разрывах связок голеностопа у старшеклассников.
Авторская методика физической реабилитации при разрывах связок голеностопа у старшеклассников была апробирована с 10 старшеклассниками в возрасте 15-17 лет. Из них 5 мальчиков и 5 девочек. Все старшеклассники являются спортсменами различных специализаций и различной квалификации.
Анатомия голеностопного сустава очень сложна, в этой области происходит соединение костей, мышц и связок, благодаря чему человек может нормально передвигаться, не теряя равновесия. Каркас из мышц выдерживает большие нагрузки и оберегает опорно-двигательный аппарат от травм, а кровеносные сосуды, располагающиеся вокруг сустава, обеспечивают питание самого сочленения. Столь сложная анатомия голеностопа провоцирует повреждения, на него постоянно воздействуют тяжелые нагрузки и он может легко травмироваться.
В каждом типе повреждений голеностопного сустава в зависимости от величины действия травмирующей силы и характера повреждений выделяют следующие степени: А. Острые повреждения голеностопного сустава. I. Повреждения от непрямого действия травмирующей силы: а) абдукционно-эверсионные (пронационные) (I, II, III степени); б) аддукционно-инверсионные (супинационные) (I, II, III степени). II. Повреждения от прямого действия травмирующей силы (ушибы, повреждения связок и костных элементов голеностопного сустава). Б. Хронические повреждения голеностопного сустава.
В зависимости от степени тяжести травмы и индивидуальности физиологии пациента, сроки реабилитации могут сильно различаться – как правило, снять опухоль и разработать сустав удается за промежуток времени от месяца до полугода.
В течение первых трех дней выполняются легкие упражнения, не провоцирующие чрезмерное напряжение: движения пальцами пострадавшей конечности; напряжение мышц стопы и голени. Спустя четыре-семь дней, исходя из состояния, можно добавить другие упражнения. Необходимо пытаться делать подъем на носочки, также тянуть какой-то предмет на себя. Нужно начинать ходить и делать упражнения на растяжку. Выполняя перечисленные упражнения, можно улучшить кровообращение в ногах и сохранить тонус мышц. Обязательно перед тем, как приступить к упражнениям, нужно сделать разминку. Выполнение упражнений через боль может привести к ухудшению состояния связок.
Авторская методика физической реабилитации при разрывах связок голеностопа у старшеклассников состояла из трех периодов: иммобилизации (до 3-4 нед.); восстановления подвижности и укрепления околосуставных мышц (до 6 нед.); тренировки выносливости к продолжительным физическим нагрузкам и координации движений (до 3-4 мес.). В период иммобилизации старшеклассники выполняли общетонизирующие и дыхательные упражнения, которые сочетали со специальными (изометрические напряжения мышц голени и стопы и идеомоторные упражнения). Интенсивность сокращения мышц постепенно доводили до субмаксимальной, продолжительностью до 5-7 с. После прекращения иммобилизации использовали лечебную гимнастику, гидрокинезотерапию, ручной и подводный массаж. При этом был назначен щадящий ортопедический режим - ограничение нагрузки на поврежденную конечность.
Задачи гидрореабилитации при повреждениях разрывах связок голеностопа у старшеклассников: улучшение крово— и лимфообращения, обмена веществ; борьба с осложнениями (атрофией мышц, контрактурами); восстановление утраченной функции и общей работоспособности; восстановление нормальной подвижности во всех суставах; восстановление опорно-рессорной функции стопы; укрепление мышц; профилактика травматического плоскостопия и других деформаций стопы и пальцев. В бассейне применялись комплексы специальных упражнений и упражнения по освоению с водой.
Авторская методика физической реабилитации при разрывах связок голеностопа у старшеклассников была апробирована с 10 старшеклассниками в возрасте 15-17 лет. Из них 5 мальчиков и 5 девочек. Все старшеклассники являются спортсменами различных специализаций и различной квалификации. Авторская методика физической реабилитации при разрывах связок голеностопа у старшеклассников реализовывалась в течении 6 месяцев. Спустя 6 мес. после операции проводили экспертную оценку степени клинико-функционального восстановления старшеклассника и его готовности к начальному этапу спортивной тренировки. Вопрос решали положительно при следующих условиях: отсутствие боли и отеков в зоне операции в покое и при физических нагрузках; восстановление полной амплитуды активных и пассивных движений в голеностопном суставе (оценивали с помощью теста «ходьба на носках в полном приседе» и при гониометрии); высокая степень восстановления силы мышц-сгибателей стопы. После реализации авторской методики физической реабилитации при разрывах связок голеностопа у 9 из 10 старшеклассников наблюдается высокая степень клинико-функционального восстановления голеностопного сустава, что свидетельствует об эффективности разработанной нами методики.
Подобные работы
- Образовательная роль физической культуры в начальной школе по теории и методики физической культуры и спорта
- Педагогические инновации в сфере физической культуры
- Работоспособность спортсмена в экстремальных условиях окружающей среды (при повышенной и пониженной температуре, повышенном и пониженном атмосферном давлении и т.п.)
- Развитие специальной выносливости у юных самбистов 12-14 лет на основе использования статических упражнений