Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Методика обучения элементам игры в футбол детей младшего школьного возраста
Введение 3
1. Теоретические основы организации и методики обучения элементам игры в футбол детей младшего школьного возраста 5
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 5
1.2. Основы методики тренировки по футболу в младшем школьном возрасте 14
2. Методы и организация исследования 21
2.1. Задачи исследования 21
2.2. Методы исследования 21
2.3. Организация исследования 25
3. Оценка эффективности методики обучения элементам игры в футбол детей младшего школьного возраста 27
3.1. Экспериментальная методика обучения элементам игры в футбол детей младшего школьного возраста 27
3.2. Динамика выполнения нормативов по технической подготовке секции футбола в учебно-тренировочных группах 7-8 лет 31
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложения 60
В младшем школьном возрасте приобретаются основы культуры движений, успешно осваиваются новые, ранее не изученные упражнения и действия, происходит "закладка фундамента" для развития всех физических качеств, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений. Это возрастной период наиболее ответственный в формировании двигательных способностей ребенка. В младшем школьном возрасте происходит завершение анатомо-физиологического созревания систем организма, обеспечивающих двигательную активность детей, а процесс развития моторики протекает с высокой степенью интенсивности.
Футбол является популярным видом спорта среди детей и подростков, обладающим широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепления здоровья, повышения двигательной активности. Начальное обучение игре в футбол осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и секциях общеобразовательных школ.
В условиях школьной спортивной базы, обеспеченности спортивным инвентарем и оборудованием, подготовленности педагогических кадров необходима разработка педагогически оправданных технологий обучения навыкам игры в футбол, применение наиболее эффективных на начальном этапе подготовки средств и методов для овладения технико-тактическими навыками игры.
Перспективы развития спорта в современных условиях предопределяют многолетний планомерный процесс подготовки к получению уровня высокого спортивного мастерства, продиктованы необходимостью структуры спортивного резерва. Это касается и футбола, где физическая подготовка высококвалифицированного резерва позиционирует как ведущая проблема.
Процессу подготовки спортсменов младшего школьного возраста необходимо стоять на адекватно сформулированной методике тренировки, суть которой заключена в преемственности и обеспечении развития спортивного мастерства, динамике функциональных возможностей и их оптимальной реализации.
Занятия с детьми младшего школьного возраста, которые посещают секцию футбола, целесообразно планировать и реализовывать с учетом значений функциональных возможностей детского организма, которые есть главные критерии в оздоровительной физической культуре при определении физических нагрузок, системы двигательных действий, приемов воздействия на организм.
Укрепление здоровья детей, формирование интереса к спорту и физкультуре выступает главной целью учреждений дополнительного образования. Современное среднее образование дается ценой потери здоровья выпускника. Более 90% выпускников имеют патологические отклонения. С классической точки зрения система физического воспитания школьников, в общем, не может справиться с выдвинутыми задачами. Целесообразно при формировании основ перспективности юных футболистов осуществлять педагогические наблюдения.
Специалисты признают, что основой формирования техники игры в футбол является уровень развитие целевой точности движений у детей и подростков.
Однако до настоящего время отсутствуют практические научно обоснованные рекомендации по применению наиболее эффективных средств спортивной тренировки, направленных на развитие у школьников целевой точности движений при формировании технических навыков игры в футбол в условиях спортивной секции общеобразовательной школы. В этой связи выбранное направление исследования является актуальным для школьного физического воспитания.
Цель исследования: выявление особенностей методики обучения элементам игры в футбол детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: физическое развитие и физическая подготовленность футболистов младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности обучения элементам игры в футбол детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: футболисты младшего школьного возраста, тренирующиеся по вариативным образовательным программам, будут отличаться более высокими показателями физической подготовленности, чем футболисты, тренирующиеся по традиционным образовательным программам.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы организации и методики обучения элементам игры в футбол детей младшего школьного возраста.
2. Выявить наиболее эффективную программу обучения элементам игры в футбол детей младшего школьного возраста.
3. Экспериментально выявить различия в эффективности применения обеих образовательных программ для футболистов младшего школьного возраста.
Методология исследования основана на естественнонаучных, системно-структурных подходах, обоснованных ведущими специалистами в области физического воспитания и спорта: Горский Л., Кузнецов А., Годик М.А., Бороздов Г.Л., Котенко Н.В., Малышев В.Н., Кулин Н.А., и других, реализуемых в научных исследованиях в области физического воспитания и спорта.
Теоретическая значимость: заключается в анализе и обобщении опыта организации и методики обучения элементам игры в футбол детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость: предоставление материалов исследования тренерам, педагогам спортивных школ по использованию в педагогической практике вариативных программ по обучению элементам игры в футбол детей младшего школьного возраста
Новизна исследования: заключается в анализе эффективности использования вариативных и традиционных программ обучения элементам игры в футбол детей младшего школьного возраста на основе диагностических показателей подготовленности футболистов.
Футбол — командная игра, но на начальном этапе многолетней подготовки командные задачи вторичны. На первый план выходит индивидуальное обучение техническим приемам и развитие координационных способностей. В современном футболе особенно востребованы игроки, чье индивидуальное техническое мастерство позволяет им эффективно действовать на насыщенных соперником участках поля.
В целом период обучения в начальной школе не является проблемным этапом в развитии ребенка. В основном все дети рады переменам в их жизни. Здесь важен момент адаптации к новым условиям и то, как сами родители будут себя вести. В периоде физического развития от 6 до 10 лет можно выделить отдельные этапы, которые характеризуются разными особенностями и изменениями. Так, например, с 7 до 9 лет дети особенно активно растут, в этот же период у них заканчивается формирование тазовых костей, активнее становятся процессы коллагенизации. Несмотря на то, что к 8-9 годам навыки ходьбы отточены практически до совершенства, связи между темпом и длиной шага, как у взрослого человека, у детей не наблюдается. Это лишний раз подтверждает, что этот возраст особенно важен для совершенствования моторных функцией. Нормальное физическое развитие у детей в младшем школьном возрасте возможно только при условии правильного питания, соблюдения режима сна и отдыха, мотивации для сохранения собственного здоровья, занятий любимым видом спорта, по возможности на свежем воздухе.
На начальном этапе обучения мальчики и девочки должны заниматься футболом в смешанных группах. Связано это с тем, что уровень физической подготовленности у разнополых детей одного и того же возраста практически одинаков. Хотя причины этого равенства различны. Генетически мальчики сильнее, но скорость возмужания у них медленнее, чем у девочек. Два этих фактора, накладываясь один на другой, обуславливают равенство двигательных возможностей девочек и мальчиков одного и того же возраста до 12-13 лет, то есть до начала пубертатного периода. Главное в планировании тренировки для детей — найти оптимальное соотношение между объемами интересной для них нагрузки (игры в футбол) и не очень интересной, но полезной для обучения футболу (упражнения общей и специальной подготовки).
Цель исследования – провести оценку эффективности методики обучения элементам игры в футбол детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования: провести анализ научно-методической литературы, изучить и систематизировать научно-методическую литературу по теме исследования; разработать методику обучения элементам игры в футбол детей младшего школьного возраста; оценить динамику выполнения нормативов по технической подготовке секции футбола в учебно-тренировочных группах 6-7 лет.
Для решения поставленных задач нами были определены следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; метод математической статистики.
В исследовании принимали участие младшие школьники (2 группы) в возрасте 7-8 лет, тренирующиеся по разным технологиям при обучении игре в футбол в спортивных секциях г. Москвы. 1 группа (контрольная), дети тренируются по программе Годика М.А. «Поурочная программа подготовки футболистов 6-9 лет». 2 группа экспериментальная. Дети тренируются по экспериментальной (авторской программе), составленной на базе программы Ситникова А.Я., Каширина Л.А. «Учебно-тренировочная программа по футболу для детей 7-8 лет».
Экспериментальная методика обучения элементам игры в футбол детей младшего школьного возраста была направлена на: формирование у детей нужных знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, средств закаливания и гигиены для обеспечения высокой работоспособности во всех периодах жизни; формирования навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни; развивать физические качества, нужные для овладения игрой футбол, реализовать принципы гармоничности, оздоровительного вектора направленности учебного процесса.
Экспериментально выявлены различия в эффективности применения вариативных и традиционных образовательных программ для футболистов младшего школьного возраста. Результаты исследования позволяют судить о том, что в процессе реализации экспериментальных учебно-тренировочных программных мероприятий по программе А.Я. Ситникова, Л.А. Кашириной показатели физического развития и физической подготовленности юных футболистов выше, чем при тренировке по традиционной программе. В частности, показатели моды и медианы выше у испытуемых 2 группы.
Подобные работы
- Адаптация к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры
- Акробатическая подготовка юных прыгунов в воду с трамплина (на этапе спортивного совершенствования)
- Актуальные задачи по внедрению физической культуры и формированию здорового образа жизни детей и молодёжи
- Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания девушек 18-20 лет
- Бизнес-планирование деятельности организаций дополнительного образования детей спортивной направленности
- Биоэнергетические процессы при мышечной деятельности
- Верховая езда как средство физической реабилитации и оздоровления лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов
- Влияние занятий лыжными гонками на психическое состояние мальчиков в 12-13 лет
- Влияние физической культуры и спорта на формирование личностных качеств курсантов: социологическое исследование
- Влияние фитнес-программы «Antigravity» на физическое развитие детей 6-8 лет