Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Методика развития скоростных способностей у футболистов 10-11 лет с учётом их игрового амплуа
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ 10-11 ЛЕТ И МЕТОДЫ ИХ РАЗВИТИЯ 7
1.1. Понятие и роль скоростных способностей в физическом развитии детей 10-11 лет 7
1.2. Специфика футбола как средства комплексного физического развития 10-11 лет 13
1.3. Отбор методик организации тренировочного процессов юных футболистов с учетом их игрового амплуа 19
1.4. Выбор приемов развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом их игрового амплуа 28
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 43
2.1. Цель и задачи исследования 43
2.2. Методы исследования 44
2.2.1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных 44
2.2.2. Педагогическое тестирование 44
2.2.3. Педагогический эксперимент 46
2.2.4. Педагогические наблюдения 47
2.2.5. Методы математической статистики 47
2.3. Организация исследования 47
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ 10-11 ЛЕТ С УЧЕТОМ ИХ ИГРОВОГО АМПЛУА 50
3.1. Констатирующий этап диагностики уровня скоростных способностей у юных футболистов 50
3.2. Методический комплекс упражнений по развития скоростных качеств футболистов 10-11 лет с учетом их игрового амплуа 53
3.3. Сравнение результатов констатирующего контрольного этапов по оценке уровня скоростных способностей у юных футболистов 10-11 лет 58
ВЫВОДЫ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Для современного футбола характерны очень высокие соревновательные и тренировочные нагрузки, темп игры, выполнение технических приёмов на большой скорости с сопротивлением противника, применение активных систем защиты и нападения, быстрого прорыва и прессинга. Длительный соревновательный период, высокая напряжённость турниров и отдельных матчей требуют высокого уровня развития выносливости, то есть способности противостоять появляющимися в результате соревновательных нагрузок утомлению. Именно поэтому необходимо развивать выносливость футболистов.
В процессе коллективной игры, такой как футбол, у занимающихся прививается положительные качества, такие как чувство дружбы, взаимопомощи, чувство ответственности и уважение к партнерам по игре и к соперникам. Каждый футболист во время игры имеет возможность проявить свои личные качества: умение самостоятельно принимать быстрые решения, инициативу и творческий подход в игре. Но в тоже время футбол формирует умение подчинять личные стремления в пользу интересам коллектива. К тому же тот объем физической нагрузки, который предлагается в литературных источниках, зачастую не соответствует физической и функциональной подготовленности футболистов конкретной спортивной школы. В связи с этим встает проблема разработки собственной методики развития скоростных способностей, либо коррекции, адаптации существующих методик к условиям конкретной спортивной школы.
Одной из важнейших сторон подготовки является развитие скоростных способностей спортсменов в футболе на начальном этапе. Настоящая работа посвящена актуальной проблеме – проблеме воспитания скоростных способностей спортсменов в футболе.
Многие специалисты (Барчуков И.С., Варфоломеева З.С., Голомазов С.В., Горелов А.А.) занимаются проблемами в области футбола, которые сводятся к вопросу о том, как усовершенствовать методику обучения и тренировки детей 11-12 лет по футболу, которая в свою очередь будет являться основополагающим фактором повышения уровня здоровья и эффективности учебно-тренировочного процесса на следующих этапах тренировок [8, 10, 14, 16]. Анализ специальной литературы по данной проблеме (Годик М.А., Котенко Н.В., Малышев В.Н., Кулин Н.А., Российский С.А., Гончаров В.И., Кожухова Н. Н., Попов А., Саскевич, А.П.) выявил, что в упражнениях и в занятиях футболом накоплен обширный экспериментальный материал по вопросам построения тренировочного процесса, обучающих методик и отбора футболистов [13, 16, 17, 24, 28]. Однако до настоящего времени, не смотря на определенный уровень изученности данной проблемы в научной и специальной литературе в практике футбольных тренеров при подготовке футболистов недостаточно учитываются особенности развития футболистов на начальном этапе, что в последствии приводит к неумению решить ими поставленную задачу. Все вышеизложенное обуславливает поиск новых путей и научно-методических разработок по рационализации методик развитию футболистов на начальном этапе у футболистов, что и обуславливает проблему исследования.
Скоростная выносливость во многом определяет успех соревновательной деятельности футболистов. Сегодня существуют различные подходы к развитию футболистов на начальном этапе.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс футболистов 10-11 лет.
Предмет исследования – методика развития скоростных способностей у футболистов 10-11 лет с учетом их игрового амплуа.
Цель исследования – предложить методику развития скоростных способностей у футболистов 10-11 лет с учетом их игрового амплуа.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику возрастных особенностей и этапы физической подготовки спортсменов в футболе;
- проанализировать особенности построения тренировочных занятий с футболистами;
- охарактеризовать методы развития скоростных способностей футболистов 10-11 лет с учетом их игрового амплуа на начальном этапе;
- обосновать этапы и методологию исследования скоростных способностей спортсменов в футболе;
- предложить методику физического воспитания скоростных способностей спортсменов 10-11 лет в футболе на начальном этапе;
- проверить эффективность развития скоростных способностей у футболистов 10-11 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность развития скоростных способностей у футболистов с учетом их игрового амплуа будет выше, если использовать беговую тренировку интервальным методом с сокращающимися промежутками времени восстановления.
Для решения задач нами использовались такие методы исследования как:
- Анализ научно-методической литературы.
- Педагогическое тестирование.
- Педагогический эксперимент.
- Математическая обработка полученных результатов.
База исследования. Экспериментальная работа по развитию у футболистов на начальном этапе проходило на базе ГБУ СШОР № 27 «Сокол» города Москвы. Были сформированы две группы: КГ – 15 человек, ЭГ – 15 человек.
Теоретическая значимость состоит в том, что, проведенное исследование позволяет расширить и уточнить знания об особенностях развития скоростных способностей футболистов с учетом их игрового амплуа и на этой основе обогатить профессиональные умения и навыки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная нами экспериментальная методика развития скоростных способностей футболистов на начальном этапе; позволит повысит уровень исследуемого качества и может использоваться в практической работе.
Структура выпускной квалификационной работы. Исследование структурно включает в себя введения, две главы основного текста, заключение, список использованных источников, приложения. Структура работы обусловлена следующим содержанием:
Во введении обоснована актуальность изучаемой проблемы и степень ее разработанности, определены цель, задачи, проведенного исследования.
В первой главе «теоретические подходы изучения скоростных способностей у футболистов 10-11 лет и методы их развития» на основе анализа литературы представлены, дана общая характеристика возрастных особенностей и этапы физической подготовки спортсменов в футболе и представлено содержание физического воспитания футболистов.
Во второй главе «Цель, задачи и методы организации исследования» изложены постановка цели и задач исследования, методология исследования и организация исследования.
В третьей главе «Результаты экспериментальной работы по развития скоростных способностей у футболистов 10-11 лет с учетом их игрового амплуа» представлены результаты данных педагогического эксперимента уровня скоростных способностей футболистов, методика физического воспитания скоростных способностей спортсменов в футболе на начальном этапе и результаты оценки скоростных способностей футболистов после экспериментального обучения.
Содержание работы изложено на 70 страницах компьютерного текста, и включает 2 приложения. Список литературы состоит из 41 источник.
В результате проведенного исследования достигнута цель исследования и решены задачи выпускной квалификационной работы, в результате чего выявлено:
- Определены возрастные и анатома-физиологические особенности футболистов, в результате чего сделан вывод, что с возраста 8-9 лет начинает интенсивно нарастать скорость бега, а к 10-11 годам максимальных значений достигает частота беговых шагов, обусловленная в большей степени возрастанием частоты движений. В возрасте 10-11 лет у детей повышается способность к неоднократному выполнению скоростной работы. Изучены особенности развития скоростных способностей как одного из физических качеств игроков, которые выявили, что с возраста 8-9 лет начинает интенсивно нарастать скорость бега, а к 10-11 годам максимальных значений достигает частота беговых шагов, обусловленная в большей степени возрастанием частоты движений. Общая выносливость у подростков, занимающихся спортом, с возрастом увеличивается. Причем это увеличение носит неравномерный характер [5]. Несущественный рост ее величины на этапе начального обучения (возраст от 8 до 10 лет) сменяется резким приростом в возрастных группах от 11 до 16 лет (этапы специализации).
- Охарактеризовано содержание и методика учебно-тренировочного процесса физической подготовки футболистов на начальном этапе, которое показало, что при планирование учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать немаловажные факты такие как: лично-индивидуальные особенности футболистов, а также о самой выстроенной тренером игры, на какие сильные стороны делается упор выбранной тактике команды. Обучение и тренировка футболистов на начальном этапе составляют единый педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развития их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры.
- Проведено обобщение методов развития скоростных способностей футболистов 10-11 лет на начальном этапе, которые позволяют говорить о тренировке скоростно-силовых качеств у футболистов на начальном этапе, направленной на совершенствование: скоростных способностей реагирования на движущиеся объекты (мяч, соперники и партнеры); скоростных способностей реакции выбора (когда из нескольких возможных продолжений игрового упражнения нужно выбрать одно, наиболее эффективное);скоростных способностей стартового ускорения.
- Определены цели и задачи опытно-экспериментальной работы, описаны анализы результатов констатирующего этапа исследования, который свидетельствует о слабой физической, специальной и технической подготовке футболистов на начальном этапе. Стандартная тренировочная программа не дает желаемого результата, поэтому необходимо использовать разнообразные формы учебно-тренировочных занятий, равномерное увеличение физических, специальных и технических нагрузок, внедрять психологическую подготовку футболистов на начальном этапе.
- После проведения эксперимента у спортсменов экспериментальной группы скоростная выносливость увеличилась в среднем на 11%. По тесту Челночный бег 7×50 м (сек.), у спортсменов экспериментальной группы результаты выше контрольной на 13,9%, по тесту ««Пульсирующий» бег (сек)» отличие составило 5,1 (сек) или 9,2%, бег на месте с заданной интенсивностью (с) на 15,9 % выше у футболистов экспериментальной группы.
- Основу методики занятий экспериментальной группы были положены различные варианты тренировочных нагрузок, направленных на развитие скоростных способностей, которые включали выполнение индивидуальных, групповых и командных упражнений. В своей работе мы применяли следующие основные методы для развития скоростных способностей: интервальный метод: работа выполняется на пульсе 170-180 уд/мин., круговой метод: упражнение выполняется в порядке последовательной смены «станций», которые располагаются в зале или на площадке по замкнутому кругу и повторный метод: метод повторного выполнения скоростно-силовых упражнений без отягощения, метод повторного выполнения скоростно-силовых упражнений с отягощением малого и среднего веса.
Таким образом, проведенный нами эксперимент подтвердил, что пути и средства реализации методики учебно-тренировочного процесса по средствам экспериментальной тренировочной программы по футболу будет более успешным. Значительно повысился уровень скоростных способностей футболистов 10-11 лет на начальном этапе. Результаты контрольной группы, обучающейся по традиционной методике, значительно ниже. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза получила в результате проведенного исследования подтверждение.
Подобные работы
- Адаптация к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры
- Акробатическая подготовка юных прыгунов в воду с трамплина (на этапе спортивного совершенствования)
- Актуальные задачи по внедрению физической культуры и формированию здорового образа жизни детей и молодёжи
- Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания девушек 18-20 лет
- Бизнес-планирование деятельности организаций дополнительного образования детей спортивной направленности
- Биоэнергетические процессы при мышечной деятельности
- Верховая езда как средство физической реабилитации и оздоровления лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов
- Влияние занятий лыжными гонками на психическое состояние мальчиков в 12-13 лет
- Влияние физической культуры и спорта на формирование личностных качеств курсантов: социологическое исследование
- Влияние фитнес-программы «Antigravity» на физическое развитие детей 6-8 лет