Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Методы формирования морально-волевых качеств у курсантов 3-го курса
Введение 3
1. Теоретико-методические основы формирования морально-волевых качеств у курсантов 3-го курса 5
1.1. Понятие и сущность морально-волевых качеств 5
1.2. Методические приемы воспитания волевых качеств на занятиях по физической подготовке у курсантов 15
1.3. Этапы и особенности развития морально-волевых качеств курсантов в летных военных училищах 21
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию морально-волевых качеств у курсантов 3-го курса 27
2.1. Диагностика морально-волевых качеств курсантов 3-го курса 27
2.2. Авторская методика формирования морально-волевых качеств у курсантов 3-го курса 33
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их анализ 48
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложения 59
Главная роль в формировании высоконравственного, интеллектуального, морально устойчивого защитника Отечества отводится военно-учебным заведениям, отвечающим за подготовку высококвалифицированных специалистов военного дела для службы в Вооруженных Силах.
В боевой обстановке в первую очередь требуются боевой опыт, твердость характера, решительность, хладнокровие, умение принимать правильные решения и нести за них ответственность, личный пример, храбрость, забота о подчиненных, доверие солдатам и их поддержка, общительность и простота в отношении с подчиненными.
Анализ публикаций выявил, что большое внимание нравственному становлению личности в системе воспитания и обучения уделяли И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский. Они исходили из того, что воспитание личности происходит и как целенаправленный процесс, и как формирование ее под влиянием объективных условий жизни, и как самовоспитание.
Одними из наиболее значимых морально-волевых качеств личности выступают: дисциплинированность и организованность, настойчивость и целеустремленность, самообладание и выдержка, терпеливость, смелость и решительность, ответственность, уверенность в собственных силах. Формирование личностных качеств, как и формирование личности, происходит посредством деятельности, в том числе на занятиях физической подготовкой, которая имеет большие возможности развития вышеперечисленных качеств. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования.
Цель работы – исследовать методы формирования морально-волевых качеств у курсантов 3-го курса.
Задачи:
- раскрыть понятие и сущность морально-волевых качеств;
- исследовать методические приемы воспитания волевых качеств на занятиях по физической подготовке у курсантов;
- проанализировать этапы и особенности развития морально-волевых качеств курсантов в летных военных училищах;
- провести диагностику морально-волевых качеств курсантов 3-го курса;
- разработать и апробировать авторскую методику формирования морально-волевых качеств у курсантов 3-го курса;
- проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы и их анализ.
Объект исследования – морально-волевые качества курсантов 3-го курса.
Предмет исследования – методы формирования морально-волевых качеств у курсантов 3-го курса.
Большое значение в деятельности каждого военнослужащего имеет воля и обладание волевыми качествами. Без них выполнение учебных и боевых задач было бы проблематично, да и невозможно. Анализ научной литературы показал большую значимость проблемы формирования волевых качеств у военнослужащих в современных условиях.
Морально-волевые качества - это общие характеристики волевого поведения, и тут трудно разделить нравственные и волевые составляющие. Потому что это не просто взаимосвязанные характеристики, но вытекающие одна из другой. Перед каждым человеком постоянно встают задачи, для которых надо прикладывать усилия. Для получения высоких результатов и волевых - в том числе. Также как не стоит поддаваться панике и становиться жертвой своих страхов, не стоит и преисполняться лишнего оптимизма, искажающего картинку реальности. Для многих сфер жизни развитие морально-волевых качеств имеет определяющее значение. Демонстрация одних не гарантирует наличия других и не влечет за собой их появления. Бывает и так, что некоторые волевые качества даже взаимоисключающие, как в случае терпеливости и настойчивости.
Главным факторам, определяющим воспитание морально-волевых качеств курсантов на занятиях по физической подготовке, является уровень развития: общей и силовой выносливости; ловкости; эмоциональной устойчивости; быстроты мышления; сообразительности при выполнении поставленных задач, а так же навыков преодоления препятствий.
Воспитание и закалка воли опираются на развитие у подчиненных мышления, а также таких качеств, как находчивость, сообразительность, умение оценивать обстановку и правильно принимать решения, использовать для достижения поставленной задачи создавшиеся условия и все необходимые средства. На каждом занятии преподаватель, офицер имеет возможность при творческом отношении к делу воспитывать у подчиненных эти качества.
В работе проведена опытно-экспериментальная работа курсантами 3 курса лётного училища, направленная на исследование морально-волевых качеств курсантов.
Анализ уровня морально-волевых качеств курсантов проводился с помощью таких методик, как:
1. Методика изучения импульсивности и волевой регуляции курсантов.
2. Методика «социальная смелость».
3. Тест «самооценка силы воли».
Судя по результатам на констатирующем этапе эксперимента, в основном, преобладает средний уровень развития воли.
Далее нами проводился эксперимент, суть которого заключалась в использовании соревновательного метода на занятиях физической культурой и спортом. Наблюдение, проводившееся в течение всего эксперимента, при использовании разработанной методики, позволило выделить положительные сдвиги показателей у курсантов экспериментальной группы, по сравнению с первоначальным этапом.
Сравнительный анализ полученных результатов показал, что у испытуемых в экспериментальной группе повысилась сила воли и смелость. Предложенная методика использования соревновательного метода на занятиях по физической культуре и спортом заметно улучшила уровень морально-волевых качеств курсантов.
Подобные работы
- Адаптация к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры
- Акробатическая подготовка юных прыгунов в воду с трамплина (на этапе спортивного совершенствования)
- Актуальные задачи по внедрению физической культуры и формированию здорового образа жизни детей и молодёжи
- Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания девушек 18-20 лет
- Бизнес-планирование деятельности организаций дополнительного образования детей спортивной направленности
- Биоэнергетические процессы при мышечной деятельности
- Верховая езда как средство физической реабилитации и оздоровления лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов
- Влияние занятий лыжными гонками на психическое состояние мальчиков в 12-13 лет
- Влияние физической культуры и спорта на формирование личностных качеств курсантов: социологическое исследование
- Влияние фитнес-программы «Antigravity» на физическое развитие детей 6-8 лет