Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Методы и формы работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические основы работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида 7
1.1. Семья, воспитывающая ребёнка-инвалида как объект социальной работы 7
1.2. Социальные и психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида 13
1.3. Особенности работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида в условиях школы 20
Выводы по I главе 30
Глава II. Практика работы социального педагога МАОУ «СОШ № 3 имени А. А. Потапова» с семьей ребенка-инвалида 33
2.1. Изучение и анализ опыта работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида в условиях школы 33
2.2. Программа работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида 43
Выводы по II главе 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения 58
Актуальность исследования проблемы оказания социально-педагогической помощи семьям детей-инвалидов в условиях школы связана с ежегодным увеличением количества детей, имеющих инвалидность, а также их положением, когда нормой для детей является их изоляция от сверстников, ограничение в общении и других видах деятельности и, как следствие, неуверенность в себе, страх перед жизнедеятельностью в обществе здоровых детей и взрослых, а также с недостаточностью реализации на практике системы интеграционного обучения, включающей ребенка-инвалида в полноценный процесс обучения наряду со здоровыми людьми.
В такой ситуации ребенок-инвалид и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи социального работника, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи.
Главная цель в работе социального работника с семьей ребенка-инвалида – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания, способствовать ее оптимальному функционированию, воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
Степень научной разработанности проблемы. Социальная актуальность проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов отразилась и на научных изысканиях. В последние годы в связи с ростом детей-инвалидов в обществе, повысился интерес к проблемам семьи и воспитания в ней ребенка. Изучена сущность понятия «семья» (И.Ф Дементьева, В.Н. Дружинин, Е.А. Петрова, В.В. Ткачёва, А.Г. Харчев, Е.И. Холостова, В.М. Целуйко, и др.). В данных работах рассматриваются проблемы семей имеющих детей-инвалидов, основные направления семей с детьми-инвалидами, система социальной помощи семье имеющей ребенка с инвалидностью.
В настоящее время продолжаются исследования теории и технологии социальной работы с инвалидами, среди которых лидируют публикации Гусляковой Л.Г., Альперович В.И., Беличевой С.А., Сорвиной А.С., Холостовой Е.И., Щукиной Н.П., Грачевой Л.К., Шапиро Ю.Б. и многих других.
Не остается без внимания исследователей такая технология социальной работы с детьми-инвалидами, как социальная интеграция, которой посвящены работы Шипициной Л.М., Вязьмина А.М., Мартыненко А.В., Шабалиной Н.Е. и Маковецкой Г.А.
Несмотря на пристальный интерес представителей научного сообщества к социальной работе с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, наблюдается недостаточная разработанность вопросов работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида, что диктует необходимость разрешения противоречий: между необходимостью социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов и недостаточной научной разработанностью вопросов работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида в условиях школы; между объективными потребностями в создании целостной научно обоснованной системы социально-педагогической помощи семьям с детьми-инвалидами в условиях школы и отсутствием в педагогической науке достаточно обоснованной теории, а на практике - эффективной технологии оказания такой помощи.
Эти противоречия определяют проблему исследования: каковы эффективные методы и формы работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида?
Объект исследования: процесс работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида.
Предмет исследования: методы и формы работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида.
Цель исследования: на основе теоретического обобщения и анализа опыта работы разработать программу работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида как объекта социальной работы.
2. Проанализировать социальные и психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
3. Исследовать особенности работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида в условиях школы.
4. Изучить и проанализировать опыт работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида в условиях школы.
5. Разработать программу работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида.
Гипотеза исследования: программа работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида будет успешной если она разработана на основе анализа деятельности МАОУ «СОШ № 3 имени А. А. Потапова» и выявлении проблем семей, воспитывающих ребёнка-инвалида.
Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение) и эмпирические (изучение документов, тестирование, обобщение опыта, проектирование программы).
Методологическая основа исследования. Отправными методологическими идеями являлись идеи «социальной ситуации развития» Л.С. Выготского, идеи деятельностного подхода к развитию психики А.Н. Леонтьева, формирование способностей в деятельности (которая не может осуществляться без этих способностей); B. Теплова, положение о саморазвитии личности, в основе которого лежат внутренние противоречия (являющиеся ведущими факторами развития); C.Л. Рубинштейна. Одним из основных методологических принципов нашего исследования является принцип единства деятельности, сознания и личности в их неразрывной взаимосвязи, определяемый в работах А.Н. Леонтьева и А.В. Петровского. Работы таких авторов как: А.И Антонова, Л.К. Грачева, О.И. Лебединской, Л.Я. Олиференко, В.М. Остапова, Е.И Холостова, Т.И. Шульга, Б.Ю. Шапиро, и др., в которых рассматриваются проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, основные направления семей с детьми-инвалидами, система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями и теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми-инвалидами.
База исследования: МАОУ «СОШ № 3 имени А.А. Потапова» (Вологодская область, г. Череповец, пр-т Строителей, д. 11, б).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида может быть использована школами.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и списка литературы.
Семья является средой для полноценного процесса реабилитации ребенка-инвалида. Сама она далеко не всегда может справиться с этими проблемами самостоятельно, поэтому на помощь ей приходит государство в лице социального педагога как социального института по защите и поддержке нуждающихся граждан и семей.
Семья как первичная ячейка общества представляет собой сложное социально-психологическое образование. Семьи, воспитывающие ребёнка инвалида, являются объектом социальной работы, так как у этих категорий семей неизбежно возникают проблемы, связанные с воспитанием что и развитием своего ребёнка, социально экономическим положением в обществе, а также медицинские, психологические и социально-профессиональные проблемы. Поэтому социальная работа в этих семьях обязана быть сосредоточена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие положительных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, достигнуть положительных результатов в социально экономическом положении семьи и ориентироваться на реализацию социализирующего потенциала. В решении данных проблем им могут помочь не только лечебно-профилактические учреждения, но и учреждения социальной защиты, центры социальной помощи семье и детям через оказание социально-педагогических, социально-психологических, социально-медицинских и социально-правовых услуг.
Дети-инвалиды – это особенная категория детей, у которых специфика физического и психического развития обусловливает способности к социализации. Общими чертами, свойственными для таких детей следует назвать: низкий уровень самостоятельности; недостаточное развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.); неясное (неадекватное) представление об окружающей действительности и о себе, своем месте в реальном мире, эгоцентризм; эмоциональная неустойчивость, что представляет трудности в их воспитании и подготовки к будущей самостоятельной жизни. Семья, воспитывающая ребенка-инвалида обладает общими характеристиками, свойственными для всех семей: супружество/брак, совместное проживание, ведение хозяйства, времяпрепровождение, воспитание ребенка. Поскольку эти семьи воспитывают особенного ребенка, их потребности, проблемы, ритм жизни отличаются от обычных семей. Семьи, в которых растет ребенок с инвалидностью, могут адаптироваться к этому факту, а могут стать дезадаптивными, что негативно сказывается на ребенке: не обладая социализирующим потенциалом, они не могут обеспечить ребенку достойные условия для развития и подготовки к будущей самостоятельной жизни. В этих условиях необходимо оказание социальной помощи, в том числе со стороны социального педагога в условиях школы.
Особой задачей деятельности социального педагога в школе является интеграция детей-инвалидов в общество. Всем без исключения необходима социально-психологическая адаптация к статусу инвалида с детства, четкое осознание только своих прав, но самое главное реальных возможностей. Все эти меры будут способствовать улучшению климата в семьях детей, а также помогут избежать какой-то части конфликтов, нормализовать отношения между педагогами, детьми и внутришкольный климат, что будет способствовать психологической адаптации детей-инвалидов.
Изучив опыт работы социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида было выявлено, что работа ведется согласно плану и осуществляется по ситуации, когда возникают случай. Социально-педагогическая деятельность заключается в помощи и поддержке прежде всего в процессе социализации ребенка и организуется на основе нормативных документов международного и российского законодательства. Социальная работа осуществляется в трех направлениях: социально-правовая, социально-педагогическая и социально-психологическая. Эти направления позволяют помочь родителям понять и принять своего ребенка, использоваться знания в процессе воспитания, быть информированными в правовых вопросах, т.е. направлено на повышение их правовой культуры, педагогической и психологической подготовки.
Нами разработана программа, направленная на повышение психолого-педагогической (родительской) и правовой компетентности родителей, воспитывающих ребенка-инвалида. К задачам относятся: информирование родителей об специфике особого ребенка и воспитании его обучение родителей конструктивному общению с ребенком, формирование правовой грамотности. Содержательно программа включает три направления, которые направлены на решение каждой из задач. Программа рассчитана на один учебный год, участники - социальный педагог, родители, учителя, квалифицированный юрист, сотрудник социальной работник, инспектор ПДН, руководители кружков, дети-инвалиды. Каждое направление позволяет повысить правовую и психолого-педагогическую компетентность родителей детей-инвалидов. Ожидаемые результаты программы: повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих); создание комфортной обстановки для сотрудничества детей и родителей; создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка-инвалида.
Подобные работы
- Важнейшие цели и субъекты социальной политики социального государства
- Зарубежный опыт помощи детям с ОВЗ и подросткам-инвалидам. «Социальная передышка», «Сопровождаемое жилье»
- Инвалидность как медико-социальная проблема
- Организация труда в социальных учреждениях
- Особенности девиантного поведения молодежи в современных условиях
- Особенности работы социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Особенности социальной ответственности гражданина
- Отчет по практике "Педагогика и психология девиантного поведения" в МВД
- Отчет по практике социального работника в КУ ОО «ОЦСЗН»
- Отчет социального педагога в вузе ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»