Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Оптимизация бросковой техники у самбистов на этапе совершенствования спортивного мастерства
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы технической подготовки у самбистов 6
1.1. Общая характеристика самбо как вида спорта 6
1.2. Техническая подготовка в системе многолетней подготовки самбистов 14
1.3. Особенности технической подготовки самбистов на этапе совершенствования спортивного мастерства 19
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Оптимизация бросковой техники у самбистов на этапе совершенствования спортивного мастерства 30
2.1. Основные подходы и методики анализа эффективности бросковой техники у самбистов 30
2.2. Авторская методика оптимизации бросковой техники у самбистов на этапе совершенствования спортивного мастерства 38
2.3. Эффективность использования авторской методики оптимизации бросковой техники у самбистов на этапе совершенствования спортивного мастерства 46
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список литературы 55
Актуальность исследования. Самбо признано национальным видом спорта, оно играет одно из ведущих мест в системе физического воспитания подросткового поколения.
Техническая подготовка является основным ведущим звеном всей спортивной подготовки.
В настоящее время у специалистов и тренеров по самбо не вызывает сомнений тот факт, что успешность подготовки спортсмена зависит непосредственно от эффективности осуществления индивидуального подхода в многолетнем тренировочном процессе подготовки самбиста. При этом техническая подготовка самбиста выделяется в качестве основного компонента профессиональной деятельности тренера, так как параметры владения техникой и тактикой являются определяющими по сравнению с другими видами подготовки спортсмена для достижения высокого спортивного результата.
Одним из важнейших путей совершенствования бросковой техники, направленным на повышение эффективности соревновательной деятельности борца, является целенаправленный выбор и формирование индивидуальных (коронных) технических действий (приемов), создающих необходимые предпосылки для стабильности уровня спортивных достижений спортсмена и являющихся той базой, на которой на этапе спортивного совершенствования строится вся техническая, тактическая и физическая подготовка.
Научная разработанность проблемы исследования. Предпосылки для исследования данной проблемы создают работы ряда авторов: теория и методика юношеского спорта (Никитушкин В.Г.); общие методологические принципы обучения самбо (Агафонов Э.В., Хориков В.А., Осипов А.Ю, Роджерс Маркс); основы технического мастерства борцов (Осипов А.Ю.) и др.
Обобщение результатов ретроспективного анализа накопленного в педагогической науке обширного теоретического и эмпирического материала позволяет обнаружить противоречие между необходимостью совершенствования бросковой техники и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций по оптимизации бросковой техники у самбистов на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Стремление педагогической науки к разрешению данного противоречия послужило основой для определения проблемы данного исследования, которая заключается в ответе на вопрос: какова эффективная программа оптимизации бросковой техники у самбистов на этапе совершенствования спортивного мастерства?
Цель исследования: разработать программу по оптимизации бросковой техники у самбистов на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Объект исследования: бросковая техника у самбистов.
Предмет исследования: программа по оптимизации бросковой техники у самбистов на этапе совершенствования спортивного мастерства.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
- дать общую характеристику самбо как вида спорта;
- выявить место технической подготовки в системе многолетней подготовки самбистов;
- исследовать особенности технической подготовки самбистов на этапе совершенствования спортивного мастерства;
- проанализировать основные подходы и методики анализа эффективности бросковой техники у самбистов;
- разработать и апробировать авторскую методику оптимизации бросковой техники у самбистов на этапе совершенствования спортивного мастерства;
- экспериментальным путем проверить эффективность использования авторской методики оптимизации бросковой техники у самбистов на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, экспертная оценка, моделирование.
Выборка исследования. Исследование было организовано с юношами 14-16 лет занимающиеся самбо, учебно-тренировочной группы на этапе совершенствования спортивного мастерства примерно равных по уровню выполнения техники бросков в стойке.
Опытно-экспериментальной базой исследования является спортивная школа г. Москвы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем уточнены теоретико-методические основы бросковой техники у самбистов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная авторская программа по оптимизации бросковой техники у самбистов на этапе совершенствования спортивного мастерства может быть использована для подготовки самбистов.
Структура работы соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка литературы. Общий объем работы составляет 59 страниц. Библиография содержит 49 источников, в том числе 2 на иностранных языках.
Самбо – боевой вид спорта, а также система защиты без оружия. Самбо впитало и продолжает впитывать в себя наиболее эффективные приёмы защиты и нападения, которые тщательно отбираются из различных видов боевых искусств. Вместе с приемами борьбы самбо впитало в себя и нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры.
Техническая подготовка занимает особое место в системе многолетней подготовки самбистов, так как является одним из главных составляющих высокого мастерства самбистов. При этом техническая подготовка осуществляется на всех этапах многолетней подготовки самбистов, включающей в себя несколько этапов и уровней подготовки.
Особенности технической подготовки самбистов на этапе совершенствования спортивного мастерства заключаются в том, что на этапе совершенствования спортивного мастерства следует уделять повышенное внимание формированию навыков технических и тактических действий, соблюдая принцип преемственности программного материала, пройденного и закрепленного на предыдущих этапах. Содержание данного этапа в целом ориентировано на подготовку и успешное выступление в соревнованиях, что предъявляет повышенные требования к психологической и технической подготовленности самбистов. Цель этапа спортивного совершенствования заключается в повышении уровня тренированности, соответствующего данному возрасту, а также в достижении спортивных разрядов с учетом индивидуальных особенностей самбистов.
Основным подходом и методикой анализа эффективности бросковой техники у самбистов является оценка приемов экспертной комиссией, с последующим сравнением результатов. В качестве контрольных упражнений нами применялись семь бросков, в правую и левую стороны, с выставлением оценок: боковой переворот; передняя подножка; бросок через бедро; задняя подсечка; зацеп изнутри; бросок через спину; бросок через грудь. Целью исследования было разработать и экспериментально обосновать эффективность программы оптимизация бросковой техники у самбистов на этапе совершенствования спортивного мастерства. Исследование было организовано с юношами 14-16 лет занимающиеся самбо, учебно-тренировочной группы примерно равных по уровню выполнения техники бросков в стойке. Организация констатирующего, формирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы проводилась в период с августа 2019 года по январь 2020 года (г. Москва).
Результаты предварительного этапа исследования позволили нам выявить часто встречающиеся ошибки при выполнении бросков в левую сторону. На основании этого мы разработали содержание программы, направленной на совершенствование техники бросков в стойке, в левую сторону. Общий объем 68 часов. Спортсмены совершенствовали технику бросков в стойке в левую сторону, делая акцент на создание ориентировочной основы действия с выделением основных опорных точек каждого двигательного действия. Последовательность изучения двигательного действия в стойке и партере отдельно по всем открытым образовательным технологиям и в целом: демонстрация видеозаписи изучаемого приема; показ тренером-преподавателем или спортсменом высокой квалификации; имитационные упражнения: без отягощения и с резиновым жгутом; выполнение двигательного действия с партнером по заданию; комплекс подготовительных упражнений; выполнение упражнений для развития отстающих физических качеств. Предложенные комплексы упражнений проводились в основной части тренировочного занятия по 35-40 минут, всего 10 часов в месяц.
Исследованием установлено, что в конце опытно-экспериментальной работы повысились средне групповые показатели при выполнении бросков в левую сторону и соответствовал 5,94±1,6 баллам, в правую сторону средне групповые показатели понизились и соответствовали 5,19±1,54 баллам. Удачные приёмы, как в правую, так и в левую сторону: боковой переворот, передняя подножка, задняя подсечка. Менее удачный – бросок через спину (с захватом головы). Исследованием определено, что наибольший прирост в технике бросков влево показан при выполнении двигательных действий: задняя подсечка 44,8 %, передняя подножка 40,6 % и в бросок через бедро 40 %, наименьший прирост в двигательном действии – бросок через грудь -26,9 %, все показатели достоверны. Наибольший прирост в технике бросков вправо показан при выполнении следующих двигательных действий: бросок через грудь 1,8 %, передняя подножка 1,72 % и в боковом перевороте 1,7%. Не было прироста в оценке техники в таких приёмах как: задняя подсечка и бросок через грудь. Применение программы по совершенствованию техники бросков в стойке в левую сторону у юношей на этапе совершенствования спортивного мастерства, занимающихся самбо оказывает положительное влияние на её, что впоследствии может привести к повышению эффективности тренировочного процесса, а также соревновательной деятельности.
Подобные работы
- Адаптация к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры
- Акробатическая подготовка юных прыгунов в воду с трамплина (на этапе спортивного совершенствования)
- Актуальные задачи по внедрению физической культуры и формированию здорового образа жизни детей и молодёжи
- Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания девушек 18-20 лет
- Бизнес-планирование деятельности организаций дополнительного образования детей спортивной направленности
- Биоэнергетические процессы при мышечной деятельности
- Верховая езда как средство физической реабилитации и оздоровления лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов
- Влияние занятий лыжными гонками на психическое состояние мальчиков в 12-13 лет
- Влияние физической культуры и спорта на формирование личностных качеств курсантов: социологическое исследование
- Влияние фитнес-программы «Antigravity» на физическое развитие детей 6-8 лет