Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Организация и содержание физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития
Введение 3
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития 5
1.1. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития как педагогическая проблема 5
1.2. Особенности младших школьников с задержкой психического развития 16
1.3. Адаптивная физическая культура как средство физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития, предпосылки к исследованию 26
Глава 2. Методы и организации исследования 40
2.1. Методы исследования 40
2.2. Организация исследования 41
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения 44
3.1. Обоснование программы физического воспитания 44
3.2. Оценка эффективности программы физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития 50
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Приложения 76
Актуальность поиска инновационных, содержательных, программных, конструктивно-технологических построений учебно-воспитательного процесса для коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) определяется неудовлетворительным состоянием физического, психического и социального здоровья данной группы детей и несоответствующим современному социальному заказу программным обеспечением адаптивного физического воспитания.
Начальная школа - самый трудный этап для детей с задержкой в развитии. При отсутствии коррекционной педагогической помощи различия между детьми с ЗПР и нормально развивающимися детьми с возрастом становятся все более явными, что приводит к изоляции их от сверстников, различным формам ухода, компенсации невротического и асоциального характера, то есть к социальному дискомфорту.
По доступным статистическим данным Федерального агентства по образованию РФ, количество учащихся коррекционных классов общеобразовательных школ и учащихся коррекционных школ для детей с ЗПР в России по годам с 2012 по 2017 соответственно следующее: 222900, 214071, 205488, 197435, 186753 человека. Незначительное уменьшение количества детей, оказывающихся не в состоянии, по различным причинам, в полной мере освоить программу общеобразовательной школы уже в начальных классах, связано с общим снижением рождаемости в России в 90-е годы.
Проблема исследования заключается в кроме того том, что в современной теории и практике адаптивного физического воспитания недостаточно разработан вопрос о комплексных средствах, интегрирующих в себе и физическую, и интеллектуальную подготовку, способствующих более эффективной двигательной и психической адаптации детей с ЗПР к условиям жизни в обществе.
Объект исследования: процесс адаптивного физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: организация и содержание физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития.
Цель исследования: разработать программу физического воспитания для детей с задержкой психического развития и показать её эффективность.
Гипотеза исследования: в ходе исследования возникло предположение, что использование авторской комплексной программы физического воспитания, которая включает 60 минут в неделю занятий по АФК, 90 мин в неделю массажа, фитотерапию, 50 мин в неделю аромотерапии и 150 мин в неделю закаливающих мероприятий повысит эффективность коррекции физической подготовленности и психических функций младших школьников с ЗПР.
Задачи исследования:
- провести анализ литературных источников по проблеме физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития;
- теоретически обосновать и разработать программу физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития;
- экспериментально оценить программу физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, обобщение, анализ, педагогическое тестирование физических качеств, психологическое тестирование, формирующий эксперимент, методы математической статистики.
Научная новизна исследования: теоретически обоснована, разработана и экспериментально подтверждена программа физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития .
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы кроме того в работе с младшими школьниками кроме того с ЗПР на дополнительных занятиях в специальных (коррекционных) школах 7-го вида и классах коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ и при обучении педагогов дополнительного образования.
Актуальность поиска инновационных, содержательных, программных, конструктивно-технологических построений учебно-воспитательного процесса для коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития кроме того (ЗПР) определяется неудовлетворительным состоянием физического, психического и социального здоровья данной группы детей и несоответствующим современному социальному заказу программным обеспечением кроме того адаптивного физического воспитания.
Для развития физических качеств детей с ЗПР используется труппа методов, поостренных на интеграции методов общепедагогического воздействия, а так же физического воспитания. Ведущими являются методы физического воспитания - строго регламентированного упражнения, игровой и кроме того соревновательный. Первые используются с целью разучивания двигательных действий, второй и третий для закрепления двигательного материала, его совершенствования и развития физических качеств. Однако они сочетаются с методами общей педагогики - наглядного и вербального воздействия. Обучение двигательным действиям проходит при помощи показа упражнения, макетной демонстрации, рисунков, картинок. Немаловажную роль в этом процессе играет и четкое, грамотное объяснение двигательного задания. Очень важен и вербальный анализ проделанной детьми работы.
Задержка психического развития - комплекс негрубых нарушений развития моторной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, речи, с тенденцией к их компенсации. Понятие задержка психического развития (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой массовой школы. Задержка психического развития у младших школьников кроме того характеризуется отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением знаний и представлений об окружающем мире.
В настоящее время кроме того используется множество направлений адаптивной физической культуры как средства физического воспитания младших школьников с задержкой психического кроме того развития. Учеными в этой области экспериментально доказана эффективность направлений адаптивной физической культуры для развития физических качеств младших школьников с задержкой психического развития.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ документальных данных, педагогическое наблюдение, медико-биологические методы исследования, тестирование уровня психофизического развития, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Исследования проводились на базе МОУ СОШ №2 г. Москва. В исследовании участвовали 16 детей с задержкой психического развития в возрасте от 7 до 10 лет. До и после эксперимента было проведено обследование младших школьников экспериментальной и контрольной групп. Далее был введен экспериментальный вариант комплексной программы физической реабилитации, которая включала 60 минут в неделю занятий по АФК, 90 мин в неделю массажа, фитотерапию, 50 мин в неделю аромотерапии и 150 мин в неделю закаливающих мероприятий.
Проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность предложенной программы физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития для детей из экспериментальной группы на фоне улучшения состояния здоровья и роста всех показателей психофизического развития, исследовались. Так, в экспериментальной группе уменьшилось количество детей, которые часто болеют 23%, в контрольной - на 0%, страдающих болезнями дыхательной системы в экспериментальной группе на 30%, в контрольной лишь на 8%. Состояние осанки в сагиттальной плоскости улучшилось у детей экспериментальной группы на 23%, у детей контрольной на 0%, во фронтальной плоскости у детей экспериментальной группы на 8%, у детей контрольной группы на 8%.
Разработанная программа физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития способствовала коррекции психофизического развития детей данной категории из экспериментальной группы. Так у них улучшились качества внимания, процессы памяти, мышления, и уровень развития речи, мелкой моторики, статической координации движений.
Подобные работы
- Адаптация к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры
- Акробатическая подготовка юных прыгунов в воду с трамплина (на этапе спортивного совершенствования)
- Актуальные задачи по внедрению физической культуры и формированию здорового образа жизни детей и молодёжи
- Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания девушек 18-20 лет
- Бизнес-планирование деятельности организаций дополнительного образования детей спортивной направленности
- Биоэнергетические процессы при мышечной деятельности
- Верховая езда как средство физической реабилитации и оздоровления лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов
- Влияние занятий лыжными гонками на психическое состояние мальчиков в 12-13 лет
- Влияние физической культуры и спорта на формирование личностных качеств курсантов: социологическое исследование
- Влияние фитнес-программы «Antigravity» на физическое развитие детей 6-8 лет