Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Особенности соревновательного метода в физическом воспитании
Введение 3
1. Теоретические основы методов физического воспитания 5
1.1. Специфические методы физического воспитания 5
1.2. Порядок применения специфических методов физического воспитания 11
2. Исследование особенностей соревновательного метода в физическом воспитании 14
2.1. Характерные черты соревновательного метода: соревнование как форма взаимодействия 14
2.2. Соревновательный метод в физическом воспитании младших школьников 17
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Физическая культура, будучи одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Однообразные занятия по физическому воспитанию ведут к потере интереса занимающихся. Необходимо повышать эмоциональность тренировочного процесса, исключать по мере возможности монотонность.
На наш взгляд, одним из таких методов является соревновательный метод тренировки. Как утверждает А.В. Починкин, ядром базовых понятий, относящихся к двигательной активности человека, является состязание.
На современном этапе развития теории и методики физического воспитания накоплен большой объем знаний, раскрывающих сущность соревновательного метода. Основа соревновательного метода составляет социально-организованный процесс состязания. По мнению ряда авторов, соревновательным может быть принципиально любое физическое упражнение. Характерной особенностью использования различных форм тренировки является выполнение упражнений в соревновательной обстановке сопоставлений сил занимающихся.
Уникальность соревновательной деятельности как средства подготовки заключается, прежде всего, в том особом эмоциональном состоянии занимающегося, на фоне которого она протекает. Установлено увеличение показателей ручной динамометрии, длины прыжков, количества подтягиваний и отжиманий, а также скорости операции на уроках труда в тех случаях, когда между группами учащихся было организовано соревнование.
Основу соревновательного метода составляет рационально-организованный процесс состязания, причем занимающийся может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.
Цель работы - исследовать особенности соревновательного метода в физическом воспитании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать специфические методы физического воспитания;
- проанализировать порядок применения специфических методов физического воспитания;
- проанализировать характерные черты соревновательного метода: соревнование как форма взаимодействия;
- исследовать соревновательный метод в физическом воспитании младших школьников.
Объект исследования - особенности соревновательного метода в физическом воспитании.
Предмет исследования - методы физического воспитания.
Методы физического воспитания - это способы, приемы, возможности выполнения физических упражнений.
Выделяют два вида методов: специфические (только для физического воспитания) и общепедагогические (для всех сфер развития).
Специфические методы - методы строго регламентированного упражнения, игровой и спортивный методы.
Общедидактические методы - словесные и наглядные методы.
Методы строго регламентированного упражнения - обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств.
Игра оказывает комплексное воздействие на человека, ведь в процессе игровой деятельности многие качества развиваются сообща, тесно взаимодействуя друг с другом.
Суть соревновательного метода заключается в том, что все виды физических упражнений выполняются в форме соревнований. Это повышает энтузиазм, увлеченность и заинтересованность тех, кто занимается физической культурой. Соревновательный момент подстегивает занимающихся показывать лучшие результаты.
Используя словесность можно сообщать нужные знания, усиливать и активизировать восприятие, проводить оценку и анализ результатов работы, контролировать и исправлять поведение занимающихся.
С помощью наглядности можно влиять на органы чувств: зрительный, слуховой и мышечный анализатор.
Применяемая нагрузка (объем, интенсивность, порядок повторения, колебания и чередования с фазами отдыха) и характер отдыха между фазами нагрузки определяют методы, применяемые в ходе физической нагрузки.
Методы применяются в следующей последовательности: расчлененное конструктивное упражнение, целостное конструктивное упражнение, избирательно-направленное упражнение, сопряженное упражнение, стандартно-повторные упражнения, вариативное упражнение, комбинированный метод, комплексная круговая тренировка.
Целый комплекс педагогических задач может быть решен с использованием соревновательного метода. Это относится и к воспитанию качеств морально-волевого и физического порядка, совершенствованию навыков, умений и способностей, рациональному использованию их в сложных условиях. По сравнению с другими методиками он выдвигает максимальные требования к физическим возможностям человеческого тела, благодаря чему те получают оптимальное развитие.
В то же время не следует забывать о потенциальной опасности формирования не одних лишь положительных черт характера. Обстановка постоянного соперничества порой может привести к усилению таких негативных качеств, как тщеславие, эгоизм и чрезмерное честолюбие. Именно потому так важно сочетать соревновательный метод с грамотным и высококвалифицированным педагогическим руководством. Лишь при выполнении данного условия можно не беспокоиться о достойном нравственном воспитании подрастающего поколения.
Подобные работы
- Адаптация к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры
- Акробатическая подготовка юных прыгунов в воду с трамплина (на этапе спортивного совершенствования)
- Актуальные задачи по внедрению физической культуры и формированию здорового образа жизни детей и молодёжи
- Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания девушек 18-20 лет
- Бизнес-планирование деятельности организаций дополнительного образования детей спортивной направленности
- Биоэнергетические процессы при мышечной деятельности
- Верховая езда как средство физической реабилитации и оздоровления лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов
- Влияние занятий лыжными гонками на психическое состояние мальчиков в 12-13 лет
- Влияние физической культуры и спорта на формирование личностных качеств курсантов: социологическое исследование
- Влияние фитнес-программы «Antigravity» на физическое развитие детей 6-8 лет