Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Проектирование процесса социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты проектирования процесса социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы 7
1.1. Сущность социальной адаптации несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы 7
1.2. Особенности проектирования процесса социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы 21
2. Проектная программа социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы 40
2.1. Диагностика социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы 40
2.2. Программа социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы 51
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Актуальность исследования обусловлена необходимостью комплексного подхода к решению проблем социальной адаптации освободившихся из мест лишения свободы для обеспечения социального контроля в обществе, снижения рецидивной преступности и определения соответствующего социального института при управлении данным процессом.
В настоящее время отсутствует универсальный проект социальной адаптации граждан, освобожденных из мест лишения свободы, поэтому социализация и социальная адаптация имеют по большей части стихийный, неуправляемый характер. Составление оптимального проекта социальной адаптации освобожденных приведет к решению ещё одной немаловажной задачи - профилактики рецидивных преступлений. На наш взгляд, эти задачи должны взаимно дополняться и решаться в комплексе трех основных сфер жизнедеятельности. Но если нет системы, то даже функционирование (в той или иной степени) отдельных элементов не приносит желаемого эффекта или эффект оказывается сиюминутным.
В управлении общественными процессами социальное проектирование имеет особую роль - оно способствует организации и упорядочиванию целесообразной практической деятельности, направленной на определение или преобразование (изменение статусно-ролевого состояния) социального объекта, достижения заданного результата.
Социальная адаптация несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы является значимой проблемой для общества в целом, институтов социализации, в частности, семьи, а также значимой для самих молодых людей, освобожденных из мест лишения свободы (для их здоровья, психического и психологического, физического, бытового устройства, устройства интимноличностных отношений и др.), различных социальных групп и общностей.
В сознании большинства людей существуют жесткие стереотипы, определяющие антагонистический характер отношения к уголовному сообществу. Осужденные как бы выключаются из общественных отношений, существуют отдельно и наедине со своими проблемами. Попав в уголовную субкультуру, молодой человек проходит через жесткую ломку своей привычной жизни и мировоззрения, и этот процесс адаптации может быть неудачным или затянуться надолго, породить ряд конфликтов человека со средой, с самим собой, создать цепь проблем, ломающих его поведение и психику. После освобождения следует ещё одна болезненная ситуация- адаптация к прежней жизни. В этот период человек наиболее остро нуждается в поддержке и помощи, однако отсутствие развитой системы учреждений реабилитации лиц, освобожденных от отбывания наказания, осложняет процесс их социальной адаптации. В этой связи проектирование процесса социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных кроме того из мест лишения свободы является особенно актуальным.
Объектом данной диссертации являются особенности проектирования процесса социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы.
Предметом исследования являются предпосылки, проблемы и сам процесс подготовки осужденных к освобождению из мест лишения свободы.
Целью настоящей магистерской диссертации является раскрытие теоретико-методологических аспектов и проектирование процесса социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы.
Задачи данной магистерской диссертации:
- раскрыть сущность социальной адаптации несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы;
- выявить особенности проектирования процесса социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы;
- провести диагностику социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из кроме того мест лишения свободы;
- разработать программу кроме того социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы.
Степень научной разработанности рассматриваемой темы очень велика. Изучением данной темы занимаются теоретики и практики, юристы и психологи. Количество трудов, затрагивающих данную тему достаточно широко, это хорошо отражалось в работах таких ученых как Васильев В.Л., Алферов Ю.А., Галагузова Н.А., Малков В., Баранов Ю., Ольховик Н.В., Прозументов Л.М., Серебряник Е.В., Барышева А.В., Уткин В.А. и др.
Вместе с тем, исследования большинства ученых проводились в иных, существенно отличающихся от имеющихся ныне экономических, политических, правовых и социальных условий жизнедеятельности личности, общества и государства. Более того, проблемам социальной адаптации именно несовершеннолетних уделяется недостаточное внимание.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что результаты могут быть использованы в учебной работе, а также в практической и научной деятельности в рамках социальной работы в пенитенциарной системе.
В основу работы положены метод анализа, системный и сравнительный метод, историко-правовой метод, юридический метод, формально-логический метод. Использование данных методов помогает глубже и шире подойти к изучению темы.
Структура магистерской диссертации включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы. В библиографическом списке представлено 73 источника по теме исследования. Работа иллюстрирована 5 таблицами и 4 рисунками. Общий объём магистерской диссертации составил 83 страницы.
Процесс социальной адаптации и ресоциализации несовершеннолетних осужденных, является очень сложным и долгосрочным. От его планирования, выбора методики и подхода, напрямую зависит эффективность процесса. Необходимо также учитывать психическое, психологическое и иные различия, между несовершеннолетними осужденными, и осужденными старше 18 лет, чтобы добиться более успешного результата, а ещё важнее, не ухудшить сознание не до конца сформировавшихся личностей.
Процесс социального проектирования адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы определен нами как строго последовательный путь оптимального поведения, призванный своей целью кроме того обеспечить удовлетворенное внедрение в общественное «трехсферное» пространство, предупреждение повторяющихся асоциальных действий, повышение культуры социальных отношений, оптимизацию социальных действий и взаимодействий в «трехсферном пространстве» жизнедеятельности общества освободившегося из мест лишения свободы в постпенитенциарный период «статусно-ролевого моратория». Для того, чтобы осужденные прошли период социальной адаптации успешно, необходимо принять комплекс мер, как со стороны администрации исправительного учреждения, так и со стороны самого осужденного, направленный на быстрое и эффективное приспособление последнего к изменившимся условиям. Именно желание и готовность вести нормальный образ жизни, в кроме того конечном счете, определяет, насколько социальная адаптация будет успешной, а администрация исправительного учреждения и сопутствующие ей социальные службы призваны лишь облегчить данный процесс.
Нами была проведена диагностика социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы.
Целью данного исследования являются изучение и анализ этапов социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы.
Объектом исследования являлись кроме того несовершеннолетние в количестве 120 человек, в возрасте от 15 до 17 лет.
Наше исследование состоит из трех этапов.
Первый этап – формирование экспериментальной и контрольной групп, по 60 человек каждая. На данном этапе при помощи психодиагностических методик проводится эмпирическое исследование социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы.
Второй этап – исследование межличностных отношений и мотивационных подструктур направленности личности, здесь также проводится разбор полученных результатов, исходя из полученных данных по выбранным методикам.
Третий этап – установление значимых различий между выборками по исследуемым признакам, анализ полученных результатов.
Исходя из полученных данных, мы можем сделать следующие выводы: несовершеннолетние, пребывающие на свободе не более 6 месяцев, менее адаптированы к новым условиям, чем несовершеннолетние, пребывающие на свободе более 6 месяцев; особенности мотивационных подструктур направленности личности несовершеннолетнего определяет успешность¬ адаптации к условиям пенитенциарного учреждения; несовершеннолетние, пребывающие на свободе не более 6 месяцев, сопровождают такие состояния, как неприятие других, эмоциональный дискомфорт. Исходя из этого, следует что несовершеннолетним, пребывающим на свободе не более 6 месяцев необходима программа социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы.
Поэтому нами была разработана программа социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы.
Цели программы социальной кроме того адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы: обеспечение безопасности населения района и защита его от преступных посягательств; охрана прав лиц, освободившихся из мест лишения свободы; предупреждение рецидива преступлений со стороны лиц, освободившихся из мест лишения свободы; укрепление законности и правопорядка в городе.
Основные мероприятия программы:
1. Организационно-методические мероприятия.
2. Содействие в решении вопросов трудового и бытового устройства, оказании социально-медицинской помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы.
3. Профилактика правонарушений среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Реализация мероприятий Программы позволит: снизить уровень преступности в городе и социальной напряженности; укрепить общественный порядок в результате осуществления и совершенствования мер профилактического воздействия; увеличить рост доверия населения к органам социальной поддержки - социальная адаптация ранее судимых к самостоятельной жизни в обществе в отсутствие строгого контроля и постоянной поддержки со стороны служб; предотвратить распространение среди населения эпидемиологически значимых инфекционных и венерических заболеваний, носителями которых могут быть лица, освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы.
Подобные работы
- Важнейшие цели и субъекты социальной политики социального государства
- Зарубежный опыт помощи детям с ОВЗ и подросткам-инвалидам. «Социальная передышка», «Сопровождаемое жилье»
- Инвалидность как медико-социальная проблема
- Методы и формы работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида
- Организация труда в социальных учреждениях
- Особенности девиантного поведения молодежи в современных условиях
- Особенности работы социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Особенности социальной ответственности гражданина
- Отчет по практике "Педагогика и психология девиантного поведения" в МВД
- Отчет по практике социального работника в КУ ОО «ОЦСЗН»