Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Профилактика буллинга у детей подросткового возраста в условиях сельской школы
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические основы профилактики буллинга у детей подросткового возраста в условиях сельской школы 7
1.1. Сущность понятия «буллинг» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Профилактика буллинга у детей подросткового возраста как социально-педагогическая проблема 12
1.2. Обоснование социально-педагогических условий профилактики буллинга у детей подросткового возраста в условиях сельской школы 21
Выводы по I главе 31
Глава II. Реализация социально-педагогических условий профилактики буллинга у детей подросткового возраста в условиях МБОУ «Туровецкая СОШ» 33
2.1. Анализ опыта работы социального педагога по профилактике буллинга у детей подросткового возраста в условиях МБОУ «Туровецкая СОШ» 33
2.2. Программа реализации социально-педагогических условий профилактики буллинга у детей подросткового возраста в условиях МБОУ «Туровецкая СОШ» 49
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения 66
Актуальность исследования состоит в том, что на сегодняшний день насилие и агрессия в отношениях между людьми остаются насущными проблемами российского общества. Данные виды воздействий актуализируются в социуме и обусловлены стремлениями к чрезмерной индивидуализации, ростом конкуренции, социальной напряженностью в повседневности, распространением различных вариантов конфликтного взаимодействия. Перечисленные тенденции характерны и для образовательной среды.
С нарастающей частотой средства массовой информации сообщают широким слоям населения о случаях не просто деструктивных, но и крайне жестоких и чрезвычайных взаимоотношений между учащимися школы. Медиа информируют нас о распространённости конфликтов в подростковой среде, фактах издевательств детей над учителями и одноклассниками. Названные выше формы взаимодействий сигнализируют о существовании негативного явления, которое во всем современном мире называют буллинг.
Первые масштабные исследования по изучению и превенции буллинга были проведены Дэном Олвеусом и его коллегами в 1970 г. Учёный описывает буллинг как особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (группе), последний из которых не может защитить себя ни физически, ни морально.
Опираясь на классическое определение, можно заявить, что буллинг представляет собой острый социальный феномен, который отрицательно сказывается на развитии личности жертвы, формировании его Я-концепции, самооценке, а также системе ценностей и стиле взаимодействия подростка со сверстниками.
По данным исследования, проведённым Европейским региональным бюро ВОЗ в 2019 г., 43% российских школьников в возрасте 11 лет подвергались буллингу, в возрасте 13 лет – 39%, в возрасте 15 лет – 25%. По этим показателям Россия занимает 5,6 и 8-е места соответственно по количеству жертв буллинга среди 39 изучаемых развитых стран. В соответствии с исследованием, проведенным Т.Ф. Пушкиной и Т.Н. Гуженко в 2018 г. среди сельских подростков, в котором приняло участие 932 школьника, было выявлено, что 60% обучающихся подвергались буллингу в школьном классе. Распространение данного явления в школьной среде обуславливает необходимость поиска эффективных форм профилактики буллинга у детей подросткового возраста в условиях сельской школы.
Противоречие исследования: с одной стороны, происходит увеличение количества подростков, подвергшихся буллингу, а с другой стороны, используемые методы профилактики буллинга у детей подросткового возраста являются не достаточно эффективными.
Проблема исследования: каковы социально-педагогические условия профилактики буллинга у детей подросткового возраста в условиях сельской школы?
Объект исследования: профилактика буллинга у детей подросткового возраста.
Предмет исследования: особенности реализации социально-педагогических условий профилактики буллинга у детей подросткового возраста в условиях сельской школы.
Цель исследования: на основе изучения и анализа теоретических и практических аспектов проблемы буллинга у подростков выявить и реализовать социально-педагогические условия профилактики буллинга у детей подросткового возраста в условиях сельской школы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «булинг» в психолого-педагогической литературе.
2. Исследовать особенности профилактики буллинга у детей подросткового возраста как социально-педагогическую проблему.
3. Обосновать социально-педагогические условия профилактики буллинга у детей подросткового возраста в условиях сельской школы.
4. Изучить и проанализировать опыт работы социального педагога по профилактике буллинга у детей подросткового возраста в условиях МБОУ «Туровецкая СОШ».
5. Разработать программу реализации социально-педагогических условий профилактики буллинга у детей подросткового возраста в условиях сельской школы.
Гипотеза исследования: профилактика буллинга у детей подросткового возраста в условиях сельской школы будет успешной, при реализации следующих социально-педагогических условий:
- периодическое проведение классных часов, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям;
- реализация профилактики буллинга на следующих уровнях: личностном, групповом, общешкольном, социальном;
- предупреждение возникновения, либо преодоления влияния существующих групповых факторов буллинга;
- индивидуализация работы с потенциальными «обидчиками» и «жертвами», с учетом индивидуальных особенностей.
Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение) и эмпирические (изучение документов, тестирование, обобщение опыта, проектирование программы).
Методологической основой исследования является анализ основных понятий «буллинга» (Д.Лэйн, О.Л. Глазман, И.С. Кон), анализ причин буллинга среди подростков и особенностей участников буллинга подросткового возраста на основе возрастных особенностей (Ю.Л. Макарова, В.Р. Петросянц). Вопрос предупреждения буллинга среди школьников лежит в основах профилактических программ, разработанных зарубежными учеными: Д.Олвеусом, П. Смитом, К. Купером, К.Ригби и другими. В отечественной науке интерес к данной проблематике представлен в научных трудах В.С. Собкина, Д.Н. Соловьева, О.А. Селивановой, М.Г. Нечаевой, А.А. Бочавер и других.
Этапы работы:
I Подготовительный этап: проведение первичной диагностики риска возникновения буллинга; осуществление анализа психолого-педагогической литературы и существующих программ по профилактике буллинга среди подростков; определение наиболее эффективных методов и средств по превенции буллинга в образовательном учреждении.
II Организационный этап: проведение мероприятий, направленных на повышение психологической и правовой грамотности по вопросам буллинга у участников образовательного процесса; реализация интерактивных занятий.
III Заключительный этап: анализ проведенной программной деятельности; формулировка основных выводов по программу и их закрепление на информационных площадках.
База исследования: МБОУ «Туровецкая СОШ» (Вологодская область, Междуреченский район, поселок Туровец).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и списка литературы.
Анализ литературы по проблематике буллинга, позволяет утверждать, что обеспокоенность современных исследователей о распространенности явления не напрасна. Продолжающееся школьное преследование способно нанести непоправимый ущерб судьбам подростков. К сожалению, последствия буллинга носят и трагичный характер: жертвы травли способны к проявлению актов массового террора или же сведению счетов с жизнью.
Взгляды ученых на трактовку понятия различны, но стоит отметить, что вне зависимости от интерпретации явления, буллинг определяется как форма агрессивных взаимодействий. Обеспечение комплексной безопасности атмосферы внутри школы и классного коллектива должно стать решением поставленной задачи для управленцев в сфере образования, педагогов, психологов и специалистов по социальной работе.
Социально-педагогические методы профилактики буллинга, основанные на идеях командообразования и педагогики поддержки нацелены на комплексную работу системы взрослого (педагога) и подростков (участников буллинг-структуры). Помимо подхода, формирующего благоприятную атмосферу и предполагающего решение вопросов, противодействующих насилию, важным превентивным значением будет закрепление запрета буллинга в отдельном законе или законе об образовании. Законодательный подход в профилактике буллинга имеет огромное значение, но до тех пор, пока буллинг не является официально признанным, а его трактовка не закреплена в нормативных документах, то и выполнение поставленных задач по профилактике школьного насилия становится затруднительным.
Профилактика должна проводиться как в сельской школе в целом, так и в каждом отдельном классе. Большое внимание должно уделяться наиболее потенциальным участникам буллинга. При индивидуальной работе с подростком необходимо найти к каждому свой подход, совместно выяснить причины появлений ситуаций буллинга и выработать стратегии поведения при конфликтах. При работе с потенциальными «обидчиками» и «жертвами» также ведется работа и с их семьями. Профилактика должна проводиться в три этапа: диагностика, сама профилактика и рефлексия. На этапе диагностики должны проводиться опросы, анкетирования и социометрия, методы самой профилактики буллинга – классные часы на определенные темы (буллинг, толерантность и т.п.), тренинги по сплочению, беседы, воспитывающие ситуации, метод социальной пробы. На этапе рефлексии должна использоваться групповая рефлексия с классом.
Для диагностики состояния атмосферы в классе у младших и старших подростков в МБОУ «Туровецкая СОШ» была апробирована методика «Опросник риска буллинга», разработанная экспертами центра содействия развитию детей и подростков «Перекресток». Острого риска возникновения ситуаций буллинга в МБОУ «Туровецкая СОШ» не выявлено. В целом, подростки сконцентрированы на рабочих взаимоотношениях внутри класса. Подростки близки с педагогами и друг с другом в рамках образовательного процесса. Изучаемая группа подростков хорошо контролируема, не признает ценность силы и власти, но и безоговорочно не утверждает ценность уважения. Несмотря на то, что возможность появления ситуаций буллинга в МБОУ «Туровецкая СОШ» не характеризуется остротой, следует отметить, что группа не имеет достаточного количества источников предотвращения данного феномена, а значит, и без того важная роль педагогов и родителей в данной ситуации возрастает. Особую роль в воспитательной работе с подростками следует уделить мероприятиям по профилактике конфликтных взаимодействий. На базе МБОУ «Туровецкая СОШ» на регулярной основе реализуются различные проекты областного и школьного уровня, направленные на развитие и укрепление ценностей социального партнерства. Особую роль психолого-педагогический состав уделяет вопросам профилактики и превенции буллинга в школе. Психолого-педагогический состав заинтересован в предупреждении данной проблемы и непрерывно расширяет свою компетентность по этому вопросу, в том числе, и повышая педагогическую квалификацию по данной теме. Педагоги Школы активно сотрудничают с центром психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог», участвуют в семинарах и круглых столах по профилактике и превенции буллинга. Несомненно, активная работа по предупреждению деструктивных ситуаций в школе и обуславливает стабильность ситуации в учреждении, отсутствие острых конфликтов и наличие буллинг-структур, несмотря на возможные предпосылки их появления.
Результаты проведенного исследования по выявлению рисков, связанных с возникновением деструктивных взаимодействий среди подростков, стали основанием для разработки программы реализации социально-педагогических условий профилактики буллинга у детей подросткового возраста в условиях МБОУ «Туровецкая СОШ» - «Скажи буллингу – НЕТ!». Программа по профилактике буллинга «Скажи буллингу – НЕТ» направлена на увеличение ресурсного потенциала по предупреждению деструктивных взаимоотношений у участников образовательного процесса. Программа призвана обогатить подростков, их родителей и педагогов знаниями по проблематике, обеспечить инструментами по предупреждению, профилактике и прекращения ситуаций буллинга.
Подобные работы
- Важнейшие цели и субъекты социальной политики социального государства
- Зарубежный опыт помощи детям с ОВЗ и подросткам-инвалидам. «Социальная передышка», «Сопровождаемое жилье»
- Инвалидность как медико-социальная проблема
- Методы и формы работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида
- Организация труда в социальных учреждениях
- Особенности девиантного поведения молодежи в современных условиях
- Особенности работы социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Особенности социальной ответственности гражданина
- Отчет по практике "Педагогика и психология девиантного поведения" в МВД
- Отчет по практике социального работника в КУ ОО «ОЦСЗН»