Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Профилактика наркомании у подростков средствами физической культуры и спорта
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 6
1.1 Понятие и признаки наркомании у подростков 6
1.2 Модели, средства и принципы профилактики наркомании у подростков в образовательной среде 12
1.3 Использование средств физической культуры и спорта в профилактике наркомании 19
2 ПРОЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 30
2.1 Анализ состояния профилактики употребления наркотиков на факультете среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева» 30
2.2 Разработка проекта по профилактике наркомании у подростков средствами физической культуры и спорта 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
В наше время проблема такого явления как злоупотребление наркотическими и психотропными веществами приобрела масштабный характер. Широкое распространение наркотизма в России охватывает огромные слои населения, и как бы это ни печально звучало, под влияние наркотических средств попадают не только взрослые, но и несовершеннолетние.
Высокая доступность наркотических веществ – безусловно одна из главных и центральных причин развития такого явления как злоупотребление наркотическими и психотропными веществами. Наркотики доступны любому человеку, даже ребенку. Их можно приобрести через специализированные сайты, наркоторговцы создают аккаунты в разных социальных сетях, с целью поиска «постоянных клиентов». Спрос на наркотики рождает их предложение.
Исходя из нравственных, социальных, правовых и медицинских последствий наркомании поднимается вопрос о потребности в создании специализированных программ по предостережению и предупреждению данного явления и вторичной социализации (ресоциализация) наркозависимых.
Дефицит двигательной активности, общения в культурной среде, потеря интереса к познанию мира, характерные для многих современных людей, вызывают дискомфорт в растущем организме подростка, стремление к поиску «острых» ощущений, выходу «за рамки дозволенного», что влечет за собой опасность попадания его «в группу риска». С этих позиций представляется очевидным, что приобщить подростка к систематическим физкультурно-спортивным занятиям, открыть для него мир спорта – значит предупредить возможность развития у него девиантного поведения, и в частности наркозависимости.
Нерешенность многих проблем профилактической антинаркотической социальной активности средствами физической культуры и спорта, противоречивость взглядов специалистов определяют необходимость проведения дальнейших научных исследований в данном проблемном поле.
К настоящему времени психологами и медиками, написано много работ про наркоманию. Но исследование проблемы наркомании не получили своего должного развития в педагогике физической культуры и спорта.
Среди зарубежных исследователей можно выделить: Д. Бабоян, Е. Бертран, Д. Галихер, Д. Маккартни, Е. Гуд, У. Кан, М. Кох, Р. Каестнер, Г. Пакер, А. Россини, Н. Смелзер, Х. Там, Д. Читвуд. В работах этих авторов исследуются различные аспекты девиации и наркомании среди различных социальных групп молодежи и проблемы, которые возникают в связи с употребление наркотиков.
Среди отечественных авторов стоит особо выделить монографические исследования проблем наркомании: Н. Левина, Л. Гилинского, В. Афанасьева, Л. Романовой.
Профилактика наркомании средствами физической культуры и спорта детей и подростков посвящено комплексное исследование М.В. Еремина.
Объект исследования - наркомания в подростковой среде.
Предмет исследования - физическая культура и спорт в системе профилактики наркомании в подростковой среде.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование профилактики наркомании у подростков средствами физической культуры и спорта.
Для реализации цели выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть понятие и признаки наркомании у подростков;
- проанализировать модели, средства и принципы профилактики наркомании у подростков в образовательной среде;
- исследовать специфику использования средств физической культуры и спорта в профилактике наркомании;
- провести анализ состояния профилактики употребления наркотиков на факультете среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева»;
- разработать проект по профилактике наркомании у подростков средствами физической культуры и спорта.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: фундаментальные идеи и принципы классической и современной социологии: М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Г. Беккера, Р. Мертона, Н. Смелзера, А. Коэна, Э. Сатерленда; теории физической культуры (В.К. Бальсевич, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов); концепция личностно-ориентированного образования (В.В. Сериков); концепция индивидуализации массового физического воспитания (В.К. Бальсевич, В.Д. Сонькин, Л.И. Лубышева, В.В. Зайцева); здоровьесберегающие педагогические технологии (В.К. Бальсевич, И.И. Брехман, А.В. Шаханова), положения развития физкультурно-спортивной деятельности, направленной на профилактику асоциального поведения подростков и молодежи (П.А. Виноградов, М.В. Еремин, Н.В. Паршикова, В.А. Кабачков).
Эмпирической базой работы являются данные государственной статистики, данные анкетного опроса, проведенного автором.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, логически связанных между собой, которые включают пять параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В настоящий момент наркомания является важной проблемой общестранового масштаба. Одним из действенных способов ее профилактики является стимулирование к занятиям физической культурой и спортом. В статье рассматриваются основные методы и проблемы спорта в профилактике наркомании.
Подростковую наркоманию следует рассматривать как серьезную многофакторную болезнь, которая является результатом взаимодействия генетических и средовых факторов риска. Пристрастие к наркотикам у подростка может выражаться в различных проявлениях. Однако выделяют несколько общих параметров, по которым родители смогут определить, что их ребенок стал наркоманом: неадекватное поведение; плохие отношения с родителями; перепады настроения; неопрятность; бледность кожных покровов; сухость и ломкость волос; нарушения речи; отсутствие или наоборот повышенный аппетит; появление в лексиконе сленга; плохой сон или сонливость в дневное время. Чтобы снизить вероятность того, что несовершеннолетние обратят внимание в сторону наркотических веществ, важно своевременно проводить профилактическую работу – в группе риска находится любой подросток, а не только проблемные дети. При этом воздействие должно осуществляться как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Подростки – психологически сложная возрастная группа, требующая повышенного внимания со стороны государства, школы и семьи. Профилактическую работу по предупреждению наркотической зависимости должны проводить высококвалифицированные специалисты на базе общеобразовательных и специализированных учреждений, формируя у подростков принципы здорового жизненного стиля. В международной практике выделяют десять моделей профилактики наркомании у подростков. Каждая профилактическая модель имеет свои особенности и своих потребителей превентивных стратегий. Многокомпонентные программы, которые включают в себя различные модели и подходы, на наш взгляд, более эффективны и востребованы специалистами, занимающимися профилактикой. Имеется разные средства профилактики наркомании у подростков, одним из них являются физическая культура и спорт.
Физическая культура и спорт как средство профилактики наркомании у подростков занимает первостепенное и ведущее значение (что закрепляется на уровне законодательства, в нормативно-правовых актах). Меры спортивного характера представляются наиболее эффективными, поскольку акцент в таких мероприятиях смещается на каждого отдельного гражданина, на его личностное и духовное развитие. При этом, роль физической культуры не ограничивается только борьбой с наркоманией, а воздействует на все асоциальные проявления, способствуя их регрессу. В Российской Федерации перед государством и обществом поставлены большие задачи, решение которых требует обдуманных, современных подходов, где здоровье и здоровый образ жизни граждан России должны стать приоритетной задачей политики нашего государства.
Молодежная политика на факультете среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева» в области профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ направлена на развитие благоприятной социокультурной среды в вузе, создание множества альтернативных траекторий для деятельности студентов, формирование жизненных ориентиров обучающихся, опирающихся на базовые нравственные, общечеловеческие и гражданские ценности. По результатам анкетирования можно констатировать факт, что студенты факультета СПО достаточно легкомысленно относятся к употреблению наркотиков и постоянно с ним сталкиваются. Большинство опрошенных считает, что зависимость может возникнуть спустя 2-3 месяца регулярного употребления наркотиков. Существенно меньше людей, которые считают, что человек рискует попасть в зависимость, единожды попробовав наркотически вещество. Поэтому требуется разработка проекта по профилактике наркомании у подростков средствами физической культуры и спорта.
Разработанный проект по профилактике наркомании у подростков средствами физической культуры и спорта состоит из трех взаимосвязанных блоков: психолого-педагогической диагностики особенностей личности; средств и методов формирования интереса к систематическим занятиям ФКС; дифференцированного применения ФКС для коррекции психоэмоционального состояния, повышения уровня двигательных способностей и функционального состояния организма. Реализация проекта по профилактике наркомании у подростков средствами физической культуры и спорта будет способствовать значительному увеличению числа подростков, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, как эффективными средствами пресечения дальнейшего роста наркомании и преступности среди данной категории населения.
Таким образом, проблема наркомании, являясь актуальной в России и городе Орёл, требует дальнейшей работы по её профилактике. Практическая значимость работы обусловлена возможностью применения результатов исследования в конкретной жизненной ситуации, при пропаганде здорового образа жизни.
Подобные работы
- Важнейшие цели и субъекты социальной политики социального государства
- Зарубежный опыт помощи детям с ОВЗ и подросткам-инвалидам. «Социальная передышка», «Сопровождаемое жилье»
- Инвалидность как медико-социальная проблема
- Методы и формы работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида
- Организация труда в социальных учреждениях
- Особенности девиантного поведения молодежи в современных условиях
- Особенности работы социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Особенности социальной ответственности гражданина
- Отчет по практике "Педагогика и психология девиантного поведения" в МВД
- Отчет по практике социального работника в КУ ОО «ОЦСЗН»