Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Прокуратура в российской конституционной системе власти
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРИТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Прокуратура Российской Федерации в системе органов Российской Федерации 5
1.2 Система и структура органов прокуратуры 10
1.3 Принципы организации и деятельности, компетенция прокуратуры 16
2 ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23
2.1 Права и обязанности прокурора 23
2.2 Основные функции и полномочия прокурора 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
Актуальность темы исследования Российская Федерация - государство с самой большой в мире территорией, где без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, сложно сохранить территориальную целостность. Поэтому создание в России прокуратуры как отдельной власти - явление уникальное. Именно прокуратура призвана быть балансом, уравновешивающим другие ветви власти.
Со времени своего основания прокурорская деятельность совершенствуется. Развитие ее идет в соответствии с повышением статуса прокуратуры в качестве централизованного органа федерального значения по обеспечению правозащитного контроля, с наделением прокуроров дополнительными полномочиями (правами), необходимыми им для эффективного исполнения возложенных на них задач. Немаловажным фактором в совершенствовании вышеуказанного вида деятельности является более обстоятельная детализация деяний прокурорских служащих.
Активные дискуссии о месте и роли прокуратуры в России, начавшись с 80-х годов прошлого столетия, продолжаются и по сей день. По-прежнему наблюдаются разногласия в главном вопросе, касающемся сущности прокуратуры и ее основных функциях. В связи с этим, продолжается поиск концептуальной модели функционирования российской прокуратуры, что обуславливает актуальность темы исследования.
Степень разработанности темы исследования. Правовое регулирование деятельности прокуратуры явилось предметом научных исследований в работах таких авторов как: С. А. Авакьян, М. В. Баглай, С. Г. Бывальцева, А. Н. Ванькаев, И. В. Велиев, А. Ю. Гулягин, В. В. Гошуляк, Ю. С. Дибиров, А. Б. Елизаров, Е. И. Козлова, А. И. Казанник, О, Е. Кутафин, Н. В. Мельников, Ю. И. Скуратов, Б. А. Страшун, Т. Я. Хабриева, В. Е. Чиркин, Ю. Л. Шульженко и других исследователей.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
Предметом исследования являются совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в сфере деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
Цель исследования заключена в комплексном анализе места прокуратуры в системе государственных органов.
Для достижения обозначенной цели, посавлены следующие задачи:
- рассмотреть систему и структуру органов прокуратуры;
- исследовать принципы организации и деятельности, компетенцию прокуратуры.
- исследовать права и обязанности прокурора;
- охарактеризовать функции и полномочия прокуратуры;
- определить место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти.
Методы исследования: всеобщий метод познания; общенаучные методы (логический, синтез, анализ дедукция, индукция); частно-научные методы (статистический, логико-формальный, системного анализа и другие).
Нормативную правовую базу исследования составляют нормы Конституции, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, а также ряд других нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов прокуратуры РФ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизован-ная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления закон-ности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых зако-ном интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
- надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Феде-рации, органами местного самоуправления, органами военного управления, ор-ганами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления обще-ственного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного со-держания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммер-ческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими право-вых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федераль-ными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными орга-нами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, ор-ганами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав че-ловека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящим-ся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руко-водителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оператив-но-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принуди-тельного характера, администрациями мест содержания задержанных и заклю-ченных под стражу;
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установлен-ными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установлен-ными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Таким образом, органы прокуратуры призваны быть важным инструмен-том в системе сдержек и противовесов всех ветвей власти. Помимо этого, они должны способствовать достижению согласованности в действиях властей, уравновешивать их, чтобы ни одна из ветвей не смогла занять доминирующее положение над другими. Различия в способах осуществления властных полно-мочий теми либо другими органами государства, не должны нарушать единства власти. Прокуратура РФ с ее функциями, полномочиями, задачами и особой ро-лью в государственном механизме, призвана обеспечить указанное единство и надзор за конституционностью и законностью, не относясь к законодательной, исполнительной или судебной власти, а также не представляя собой какую-либо иную самостоятельную ветвь государственной власти.
Подобные работы
- Административно-территориальное устройство РФ
- Аннотированный список электронных ресурсов по теме: «Доказывания и доказательства в конституционном судебном процессе»
- Гарантии законности
- Законодательный процесс
- Защита конституционного права граждан на информацию при использовании интернет-ресурсов
- Исторические предпосылки развития англо-саксонской системы права
- Конституционно-правовая ответственность: понятие, виды и особенности
- Конституционные полномочия органов государственной власти РФ в системе противодействия коррупции
- Конституция Республики Польша
- Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и контроль за их исполнением