Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Развитие скоростных способностей у детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр 6
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2 Особенности развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста 12
1.3 Подвижные игры как средство развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста 18
Выводы по первой главе 22
Глава 2 Организация и методы исследования 24
2.1 Организация исследования 24
2.2 Методы исследования 24
Выводы по второй главе 28
Глава 3 Оценка эффективности развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр 30
3.1 Оценка развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе исследования 30
3.2 Авторская методика развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр 33
3.3 Оценка эффективности разработанной методики 37
Выводы по третьей главе 42
Заключение 44
Список литературы 47
Приложения 52
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физические качества необходимы человеку для полноценного существования, в учебе и отдыхе, в труде и в быту. Развивать их целесообразно в школе, а младший школьный возраст является благоприятным периодом для их развития. Высокий уровень развития физических качеств положительно сказывается на физической и технической подготовленности занимающихся, на их способности концентрации усилий в пространстве и во времени.
В содержании Федеральных государственных образовательных стандартов изменились структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ. В новых стандартах формирования культуры безопасного и здорового образа жизни обучающихся уделено особое внимание. Данный раздел реализуется в урочной и неурочной формах занятий физическими упражнениями.
Однако реализация на практике содержания принятых стандартов не позволяет сохранить на должном уровне физическое развитие школьников. Эта проблема особенно актуальна в связи с отмечающимся ухудшением состояния здоровья, снижением уровня физической активности детей и подростков, а также снижения уровня развития физических качеств, в частности скоростных способностей.
В занятиях физической культурой детей младшего школьного возраста присутствуют разнообразные формы и средства. Соревновательно-игровые задания и подвижные игры являются эффективным средством физической рекреации и поддержание высокой работоспособности, успешного роста и развития детей, а также ранней профилактики различных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной патологий.
Актуальность проблемы, связана с тем, что до настоящего времени отсутствует теоретическое обоснование методов и средств развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения с учетом возрастных особенностей организма. При этом практическое использование подвижных игр, для целенаправленного развития скоростных способностей, связано с отсутствием четких и научно обоснованных рекомендаций по влиянию подвижных игр на анатомо-физиологические системы организма формирующие функциональную систему развития скоростных способностей.
Вопросами развития и улучшения физических качеств школьников занимались Л. П. Матвеев, В. П. Филин, Ю. Ф. Курамшин и другие. Однако теоретические исследования механизмов формирования скоростных способностей с использованием подвижных игр в динамике образовательного процесса практически не используются при разработке рекомендаций по развитию скоростных способностей детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – средства и методы развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.
Цель работы – выявить и обосновать эффективность использования предложенного комплекса упражнений в процессе развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования. Данное исследование основывается на предположении того, что развитие скоростных способностей младших школьников будут успешными, если использовать подвижные игры.
Задачи исследования:
- исследовать анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста;
- проанализировать особенности развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста;
- охарактеризовать подвижные игры как средство развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста;
- описать организацию и методы исследования;
- провести оценку развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе исследования;
- разработать и апробировать авторскую методику развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр;
- провести оценку эффективности разработанной методики.
Теоретическая значимость состоит в обобщении точек зрения на подвижные игры как средство развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы учителем физической культуры и тренером в образовательных учреждениях с целью развития скоростных способностей младших школьников.
Период мла дше го школьного воз рас та является наи бол ее благоприятным в развитии общ их физ иче ски х качеств (ск оро стн о-с ило вых способностей, дви гат ель но- коо рди нац ион ных способностей и др.) Кро ме того, общ им показателем физ иче ско го развития это го периода явл яет ся преобладание про цес сов возбуждения, обу сло вле нны х, функционированием нер вно й системы. Про цес с благоприятного раз вит ия организма мла дше го школьника про явл яет ся в пот реб нос ти ребенка в повышенной дви гат ель ной активности. Пол ноц енн ое физическое раз вит ия младшего шко льн ика подразумевает не только выс оки й уровень физ иче ско й силы, мыш ечн ой массы и других пок аза тел ей, а так же общее сос тоя ние сердечно-сосудистой и дыхательной сис тем и ней рог умо рал ьно й системы рег уля ции.
Дл я детей мла дше го школьного воз рас та естественной явл яет ся потребность в высокой дви гат ель ной активности. Орг ани зм младшего шко льн ика растет и развивается. Зна чит ель ное внимание нео бхо дим о уделять вос пит ани ю быстроты дви жен ий, осуществляя инд иви дуа льн ый и диф фер енц иро ван ный подход, так как в этом воз рас те имеются шир оки е возможности для воспитания это го важнейшего физ иче ско го качества.
Развитие ско рос тны х качеств у детей цел есо обр азн о осуществлять в те воз рас тны е периоды, ког да наблюдается их наиболее инт енс ивн ый возрастной рос т. Для развития час тот ы движений при мен яют ся циклические упр ажн ени я в усл ови ях, способствующих пов ыше нию темпа дви жен ий. Очень пол езн ы подвижные и спортивные игр ы, упражнения на местности.
Подв ижна я игра – неза мени мое средство разв итя скор остн ых спос обно стей, пополнения мла дши м школьником зна ний и пре дст авл ени й об окр ужа юще м мире, раз вит ия мышления, сме кал ки, ловкости, сно ров ки, ценных мор аль но- вол евы х качеств. При проведении под виж ной игры име ютс я неограниченные воз мож нос ти комплексного исп оль зов ани я разнообразных мет одо в, направленных на формирование лич нос ти ученика. В процессе игр ы происходит не только упр ажн ени е в уже имеющихся нав ыка х, их зак реп лен ие и сов ерш енс тво ван ие, но и формирование нов ых психических про цес сов, новых кач ест в личности мла дше го школьника.
Экспериментальное исследование по развитию скоростных способностей у детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр проводилось на базе ГБОУ «Школа №1535 г. Москвы» и проходило в 3 этапа. На первом этапе (июнь-август 2020 года) мной были определены объект и предмет исследования, поставлены цели и задачи и проведен анализ источников литературы электронного и печатного характера по данной проблеме. На втором этапе в период (сентябрь-октябрь 2020 года) проводился педагогический эксперимент, в который входило внедрение в уроки физической культуры младших школьников, подвижных игр, направленных на развитие скоростных способностей. Третий этап исследования (октябрь-ноябрь 2020 года) заключался в обработке полученных результатов, сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента, обсуждение и оформление выпускной квалификационной работы.
В эксперименте принимали участие два класса по 10 человек (4 «А» и 4 «Б»). Учащиеся 4 «А» класса входили в контрольную группу, 4 «Б» являлся экспериментальной группой. Классы одинаковы по половому и возрастному признаку, все участники эксперимента отнесены к основной медицинской группе здоровья.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ и обобщение литературных источников и научно-практического опыта; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Для измерения уровня развития скоростных способностей контрольной и экспериментальной групп в ходе проведения констатирующего и контрольного этапа педагогического эксперимента использовались следующие контрольные упражнения (тесты): бег на месте за 10 сек; прыжки через короткую скакалку за 30 сек.; броски мяча о стену с последующей ловлей за 20 сек; бег дистанция 30 м.
Уровень развития скоростных способностей контрольной (4 «А» класс) и экспериментальной (4 «Б» класс) на констатирующем этапе исследования находился на уровне выше среднего (66,6-67,2%).
В ходе проведения эксперимента, направленного на развитие скоростных способностей, для экспериментальной группы (4 «Б» класс) были подобраны и предложены подвижные игры, направленные на развитие простой двигательной реакции; для развития двигательной реакции на движущийся объект; направленные на развитие стартовой скорости. Предложенные подвижные игры были направлены на формирование скоростных способностей и проводились на уроках физической культуры 4 «Б» класса (экспериментальной группы) (12 уроков) в ГБОУ «Школа №1535 г. Москвы».
Исходя из полученных данных контрольного тестирования и сравнения этих данных с результатами тестов до проведения эксперимента, наблюдается значительное улучшение результатов у экспериментальной группы. Можно сделать вывод, что регулярное проведение подвижных игр, развивающих физические и психические качества, плодотворно влияет на развитие скоростных способностей учащихся младших классов.
Подобные работы
- Адаптация к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры
- Акробатическая подготовка юных прыгунов в воду с трамплина (на этапе спортивного совершенствования)
- Актуальные задачи по внедрению физической культуры и формированию здорового образа жизни детей и молодёжи
- Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания девушек 18-20 лет
- Бизнес-планирование деятельности организаций дополнительного образования детей спортивной направленности
- Биоэнергетические процессы при мышечной деятельности
- Верховая езда как средство физической реабилитации и оздоровления лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов
- Влияние занятий лыжными гонками на психическое состояние мальчиков в 12-13 лет
- Влияние физической культуры и спорта на формирование личностных качеств курсантов: социологическое исследование
- Влияние фитнес-программы «Antigravity» на физическое развитие детей 6-8 лет