Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Социализация младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности
Введение 3
1 Анализ научных представлений по проблеме социализации младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности 6
1.1 Сущность физкультурно-оздоровительной деятельности 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 18
1.3 Особенности социализации младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 37
2 Эмпирическое исследование уровня социализации младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 46
2.1 Организация исследования уровня социализации младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 46
2.2 Интерпретация и анализ результатов исследования уровня социализации младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 55
3 Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня социализации младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности 61
3.1 Авторская методика физкультурно-оздоровительной деятельности для младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 61
3.2 Диагностика уровня социализации младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с целью выявления эффективности авторской методики физкультурно-оздоровительной деятельности 69
Заключение 77
Список использованной литературы 80
В каждой стране есть дети с ограниченными интеллектуальными возможностями, возможно, скоро восприятие таких детей в нашем обществе станет нормой.
Но трудности восприятия общества возникают у ребенка. Имеющийся дефект, приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте - основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии.
На основе исследования особенностей умственно отсталых детей Л. С. Выготский показал, что у всех детей, в том числе и умственно отсталых, под воздействием среды (прежде всего, обучения) формируются сложные виды психической деятельности «психологические функции».
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватное условие и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления Для успешной социализации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями интеллекта. Эту задачу можно решать средствами физкультурно-оздоровительной деятельности.
Проблема социализации детей с умственной отсталостью в науке раскрыта достаточно обширно и полно, её рассматривали такие деятели науки как Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Д. Б. Эльконин, К. C. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ю. кроме того Левченко, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, У. В. Ульенкова, Ж.Пиаже.
Цель исследования – исследовать возможность социализации младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
Объект исследования - младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования - педагогические возможности влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на социализацию младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи исследования:
- провести анализ научных представлений по проблеме социализации младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности;
- провести эмпирическое исследование уровня социализации младших школьников с кроме того легкой степенью умственной отсталости;
- провести опытно-экспериментальную работу по повышению уровня социализации младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения современной специальной педагогики (олигофренопедагогики), представленные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Граборова, Г.И. Россолино, С.Я. Рубинштейна; достижения современной теории и методики физической культуры по изучению структуры двигательной деятельности человека, изложенные в трудах В.К. Бальсевича, В.М. Выдрина, Л.П. Матвеева, Ю.Ф. Курамшина и др.; современные концепции физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья Б.В. Сермеева, Н.В. Астафьева, А.С. Самыличева, А.А. Дмитриева и др.; теория адаптивной физической культуры С.П. Евсеева и Л.В. кроме того Шапковой.
Сочетание теоретико-методологического исследования с решением задач практического характера обусловило выбор методов работы, включающих теоретические методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, анализ документальных материалов, синтез эмпирического и теоретического материалов, обобщение; эмпирические методы: педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, педагогические контрольные испытания: тестирование, методы математической статистики.
База исследования. Исследование проводилось на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида № 108».
В эксперименте приняли участие 12 учащихся интерната в возрасте кроме того 7-10 лет, имеющих умственную отсталость легкой степени. Они были разделены на две группы по 6 человек.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В период формирования физического потенциала младшего школьника одним из основных видов деятельности, на наш взгляд, будет являться именно ФОД, направленная на освоение опыта здорового образа жизни, сохранение оптимального физического состояния, формирование устойчивой потребности в двигательной активности, повышение субъектной позиции педагогов, родителей и самого ребёнка в достижении положительных результатов. Учитывая тот факт, что физические возможности ребёнка неразрывно связаны с его здоровьем, в нашем исследовании мы будем говорить о физкультурной деятельности оздоровительной направленности или о физкультурно-оздоровительной деятельности, которую мы рассматриваем как форму целеустремленной активности, направленную на преобразование субъектом своего кроме того здоровья и здоровья окружающих с целью достижения позитивных результатов, реализующей потребности субъекта в движении, в здоровом образе жизни.
Умственная отсталость кроме того — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического по¬ражения¬ центральной нервной¬ системы. Развитие¬ младшего¬ школьника¬ с легкой умственной отсталостью¬ (интеллектуальными¬ на¬ру¬ше¬ни¬ями), хотя¬ и¬ происходит на¬ дефектной¬ основе и характеризуется¬ замедленностью,¬ на¬ли¬чи¬ем отклонений¬ от¬ нормального развития,¬ тем не менее,¬ представляет собой¬ по¬с¬ту¬па¬-тельный¬ процесс,¬ привносящий качественные¬ изменения в познавательную¬ деятельность детей и¬ их¬ личностную сферу,¬ что дает кроме того ¬ основания¬ для¬ оптимистического¬ прогноза.
Социализация это необходимый аспект в жизни каждого человека, который включает в себя присвоенные человеком, культурно исторические, бытовые познания, необходимые для адаптации человеку в обществе, и связи с предыдущими и последующими поколениями. Использование принципа социализирующего воздействия в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью позволит приблизить нас к заветной цели - максимальной социальной адаптации к условиям жизни в современном обществе.
Нами было проведено эмпирическое исследование уровня социализации кроме того младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Исследование проводилось на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида № 108». В эксперименте приняли участие 12 учащихся интерната в возрасте кроме того 7-10 лет, имеющих умственную отсталость легкой степени. Они были разделены на две группы по 6 человек.
Контрольная группа того занималась по обычной программе. Экспериментальная группа дополнительно к общей программе физического воспитания посещала занятия по разработанной авторской методики физкультурно-оздоровительной деятельности для младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Занятия проводились в течение 3 месяцев 1 раз в неделю по 40 мин. Всего было проведено 15 занятий.
В исследовании применялись следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы; анализ медицинской и учебной документации; педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; методы математической статистики; методы контрольного тестирования (бег на кроме того месте с высоким подниманием кроме того бедра за 1 мин; бег с максимальной скоростью на кроме того 10 м кроме того с высокого старта; бег «змейкой» 10 метров).
И в контрольной и в экспериментальной группе до и после проведения эксперимента проводилось тестирование кроме того уровня развития навыка бега быстроты движений. Результаты тестирования были зафиксированы, был проведен анализ полученных результатов и их сравнительная характеристика.
По результатам контрольной оценки выявлено, что в целом уровень развития в экспериментальной и контрольной группе различается незначительно. В обеих группах уровень развития навыка бега и быстроты движений школьников с легкой степенью кроме того умственной отсталостью низкий, что свидетельствует о необходимости опытно-экспериментальной работы по повышению уровня развития навыка бега и быстроты движений, что приведет к повышению уровня социализации младших кроме того школьников с легкой степенью умственной отсталости в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
С целью повышения уровня социализации младших школьников с легкой степенью умственной отсталости нами была разработана авторская методика физкультурно-оздоровительной деятельности. Методика включает в себя следующие методы социализации, реализуемые в кроме того двух направлениях: учебная деятельность: урок обычный, открытый урок; внеурочная деятельность: соревнования, различные мероприятия, праздники. Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности в спортивно- оздоровительной работе способствовало повышению уровня социализации и усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в кроме того ходе активного использования обучающимися с умственной отсталостью освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Изменение показателей уровня развития навыка бега и быстроты движений школьников с умственной отсталостью легкой степени за период педагогического эксперимента, как в контрольной, так и в экспериментальной группе носит положительный характер. Более значительные сдвиги произошли в экспериментальной группе. При сравнительном анализе результатов эксперимента, а именно среднего арифметического показателя по результатам трех тестов для каждой группы исследуемых (контрольная группа – 2,26%, экспериментальная группа – 13,36%), кроме того были получены существенные различия, которые носили достоверный характер (P<0,05). Это говорит об эффективности проведенных физкультурно-оздоровительных мероприятий, проведенных по разработанной нами методике.
Подобные работы
- Адаптация к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры
- Акробатическая подготовка юных прыгунов в воду с трамплина (на этапе спортивного совершенствования)
- Актуальные задачи по внедрению физической культуры и формированию здорового образа жизни детей и молодёжи
- Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания девушек 18-20 лет
- Бизнес-планирование деятельности организаций дополнительного образования детей спортивной направленности
- Биоэнергетические процессы при мышечной деятельности
- Верховая езда как средство физической реабилитации и оздоровления лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов
- Влияние занятий лыжными гонками на психическое состояние мальчиков в 12-13 лет
- Влияние физической культуры и спорта на формирование личностных качеств курсантов: социологическое исследование
- Влияние фитнес-программы «Antigravity» на физическое развитие детей 6-8 лет