Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Социальная работа по профилактике алкоголизма среди подростков в образовательных организациях
Введение 3
1. Теоретические аспекты проблемы профилактики алкоголизма среди подростков в образовательных организациях 7
1.1. Понятие алкоголизма, его причины и последствия 7
1.2. Подростковый алкоголизм как социальная проблема 13
1.3. Специфика деятельности специалиста по социальной работе по профилактике алкоголизма среди подростков в условиях школы 22
2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике алкогольной зависимости в подростковом возрасте в условиях МБОУ «СОШ № 5» 36
2.1. Анализ опыта социальной работы МБОУ «СОШ № 5» по профилактике алкоголизма подростков: диагностика склонности к зависимому поведению в подростковом возрасте 36
2.2. Проект деятельности специалиста по социальной работе по профилактике подросткового алкоголизма 45
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 55
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения 72
В современных условиях Россия продолжает переживать этап социального и экономического развития, несомненно, это не может не отразиться на развивающихся в этих условиях подростках. Личность человека формируется с детства, поэтому дети и подростки являются наиболее уязвимой социально-демографической категорией населения. В настоящее время непостоянность и незавершенность процессов многопланового изменения нормативно-ценностных и культурно-идеологических устоев общества существенно затрудняют социализацию данных групп населения. Данный кризис сопровождается конструктивными и деструктивными явлениями во всех сферах жизнедеятельности общества, и подростки оказываются особенно чувствительными в этом плане.
Так как понятие подросткового возраста и его временные границы в российской и зарубежной научно-исследовательской практике понимается по-разному, обратимся к Всемирной Организации Здоровья, как к наиболее авторитетному источнику. По его определению, подростковый возраст является периодом роста и развития человека, следует после детства и продолжается до достижения зрелого возраста, таким образом, его границы составляют от 10 до 19 лет. Подростковый возраст обычно характеризуют, как критический переходный период жизненного цикла, для которого характерны бурные темпы роста, физиологические и психические изменения. Подростковый возраст является важнейшим этапом в развитии мировоззрения и нравственности, в формировании убеждений, привычек, идеалов. В этом возрасте заканчивается процесс усвоения моральных и правовых норм поведения, мощное влияние оказывает социальный контекст и начинается время значительных рисков. Это обстоятельство учитывается законом, который установил частичную уголовную ответственность за убийство, кражи, грабежи, разбои, изнасилования и другие опасные преступления с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, - с 16 лет.
Обоснование выбора темы и ее актуальности подкрепляет тот факт, что на данном этапе общественного развития алкоголизация молодых людей является открытой социальной проблемой. Среди молодёжи пьянство и алкоголизм являются наиболее распространенной формой девиантного поведения. Данные официальной медицинской статистики и социологических исследований показывают, что подавляющее большинство учащихся общеобразовательных учебных заведений начинают злоупотреблять алкогольсодержащими напитками в возрасте 13-17 лет. Заболеваемость детей психическими расстройствами поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ, показывает, что с каждым годом количество детей, которым официально поставлен диагноз алкоголизм и алкогольные психозы уменьшается, однако не исчезает совсем. С 2017 по 2019 год данный диагноз был поставлен 947 несовершеннолетним в возрасте до 17 лет в Российской Федерации в целом, а в Орловской области количество зарегистрированных случаев данных заболеваний среди несовершеннолетних составил 136 человек.
Данному явлению сопутствуют многообразие таких факторов, как наследственность, окружающая среда, и, конечно же, неэффективная политика государства в области профилактики девиантного поведения среди молодых людей. Медицинские и социальные факторы, общественное отношение – все это необходимо тщательно исследовать для успешного внедрения в общественную жизнь и сознание населения идей здорового образа жизни, с целью недопущения распространения такого насущного негативного явления как алкоголизация подростков нашей страны.
Проблема подросткового алкоголизма требует особого внимания, что обуславливает необходимость профилактической работы с подростками, направленной на профилактику причин и последствий алкоголизма; организацию свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя; формирование у подростка твёрдых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности подростка злоупотребляющего алкоголем.
Актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы подтверждается также тем, что степень научной разработанности данной темы постоянно увеличивается, так же, как и внимание к проблеме со стороны ученых. Исследователям необходимо постоянно искать причинно-следственную связь в проблеме алкоголизации совсем юного населения нашей страны, а также выявлять мотивы отклоняющегося поведения и выявлять факторы, способствующие развитию данной патологии.
Большой вклад в изучении исторических вопросов употребления алкоголя молодыми людьми внесли такие ученые, как Н.А. Шилов, И.О. Сикорской и другие. Педагогические и социальные аспекты рассматривали в своих работах Э.Е. Бехтель, Н.Ю. Максимова, П.Д. Павленок. Наконец, психологические и медицинские аспекты алкоголизации детей и подростков были раскрыты в изданиях таких авторов, как, В. Е. Пелипаса, Б. М. Левин, А. Е. Личко и другими.
Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно считать проблему алкоголизма подростков актуальной.
Цель исследования заключается в исследовании особенностей социальной работы по профилактике алкоголизма среди подростков в образовательных организациях, и разработке путей ее совершенствования.
Объект исследования - алкогольная зависимость в подростковом возрасте.
Предмет исследования - технология социальной работы по профилактике алкоголизма среди подростков в образовательных организациях.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что использование специально разработанного комплекса занятий, направленного на: формирование навыков сопротивления употреблению алкоголя на основе усиления ответственности личности в использовании алкоголя, укрепления негативного отношения к алкоголю; активизацию осознанности необходимости вести здоровый образ жизни является эффективным для профилактики алкогольной зависимости в подростковом возрасте в условиях школы.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему алкогольной зависимости в подростковом возрасте.
2. Выявить степень склонности подростков к употреблению алкоголя.
3. Разработать и реализовать комплекс занятий по профилактике алкогольной зависимости в подростковом возрасте.
4. Выявить эффективность комплекса занятий по профилактике алкогольной зависимости в подростковом возрасте.
В качестве методов исследования использовались: анализ научной, психолого-педагогической, методической литературы; работа с документацией; тестирование, психолого-педагогический эксперимент; количественная и качественная обработка данных.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №5» города Орла. В эксперименте принимали участие 48 подростков в возрасте 14-15 лет: по 24 человека в контрольной и экспериментальной группах.
Практическая значимость работы состоит в том, что теоретические положения и выводы, разработанные в ходе исследования, доведены до конкретных методических рекомендаций, внедрение которых в практику способствует предотвращению употребления алкоголя подростками; разработанный комплекс занятий по профилактике алкогольной зависимости в подростковом возрасте внедрен в практику работы образовательного учреждения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Проблема алкоголизации подростков представляет собой разветвленный комплекс социальных патологий, влияющих на нормальное функционирование общества. Поиском решения этой проблемы наряду с медицинскими и социальными работниками занимается государство в целом, гражданское общество и различные общественные институты. Одним из наиболее эффективных способов преодоления раскрытой проблемы, по нашему мнению, является эффективная социальная профилактика и пропаганда здорового образа жизни, включающая наглядные примеры социальных и медицинских последствий потребления алкоголя.
Анализ теоретических аспектов проблемы подросткового алкоголизма и его профилактики позволил сделать следующие выводы.
Алкоголизм - это во многом неспецифический маркер социально-психологической несостоятельности личности и индикатор порочности микросреды, это один из показателей не включенности человека в сферу общественно полезной деятельности. Основными причинами, возникновения алкоголизма являются социальные причины и, следовательно, наиболее эффективными методами борьбы с этим заболеванием являются социальные методы, такие как профилактика, реабилитация и социально-психологические методы.
Употребление спиртного с самых ранних лет наносит непоправимый вред здоровью, а также опасно развитием тяжелой зависимости. Молодежь в силу психологических особенностей подвержена негативному влиянию внешнего мира, поэтому крайне важно, чтобы каждый ребенок был огражден от причин, вызывающих подростковый алкоголизм. Самый эффективный способ общественной борьбы с алкоголизмом – устранение его причин. Ранняя алкоголизация приводит к развитию подросткового конформизма и психопатизации. Чтобы не допустить этого, или хотя бы уменьшить статистику подросткового алкоголизма необходимо проводить профилактику алкоголизма среди подростков, которая является одним из направлений деятельности социального работника в условиях школы.
Социальная профилактика алкоголизма занимает ключевое место в содержании социальной работы с подростками в условиях школы, с одной стороны облегчая работу ряда специализированных учреждений социальной сферы, а с другой подчеркивает необходимость разработки этими организациями методических рекомендаций по организации и проведению профилактических мероприятий, мониторинга по проблеме, ведения воспитательной и просветительской работы. Важно уделять большое внимание совершенствованию этого вида деятельности в системе социальной работы, потому что исключить возможность возникновения у подрастающего поколения проблем с алкоголем гораздо эффективнее, нежели лечить возникающие у подростков зависимости от алкоголя, восстанавливать их нормальное функционирование в обществе и устранять другие проявляющиеся вследствие алкоголизации негативные последствия. В связи с этим нами был разработан и апробирован проект деятельности социального работника по профилактике подросткового алкоголизма.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с целью выявления эффективности комплекса занятий по профилактике алкогольной зависимости в подростковом возрасте.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ № 1» г. Орел. В опытно-экспериментальной работе принимали участие подростки 14 -15 лет. Всего 48 человек – по 24 подростка в экспериментальной и контрольной группах.
Для выявления подростков, склонных к употреблению алкоголя, выбран Тест-опросник «Аддиктивная склонность», предложенный В.А. Корзуниным и В.В. Юсуповым. Склонность к зависимому поведению говорит о психологической готовности к употреблению алкоголя и психоактивных веществ.
Выявленные в результате опроса результаты констатирующего этапа показали присутствие в экспериментальной группе подростков с выраженной степенью зависимого поведения, что послужило предпосылкой для проведения работы по профилактике алкогольной зависимости среди подростков.
На формирующем этапе разработан и реализован комплекс занятий по профилактике алкогольной зависимости в подростковом возрасте. Цель комплекса занятий - социально-нравственное оздоровление подростковой среды: профилактика первичного употребления алкоголя и обогащение школьников научными знаниями.
После реализации комплекса занятий по профилактике алкогольной зависимости в подростковом возрасте в экспериментальной группе не стало подростков, имеющих выраженную степень склонности к зависимому поведению. Это позволяет сделать вывод об эффективности предложенного комплекса занятий по профилактике алкогольной зависимости в подростковом возрасте.
Подобные работы
- Важнейшие цели и субъекты социальной политики социального государства
- Зарубежный опыт помощи детям с ОВЗ и подросткам-инвалидам. «Социальная передышка», «Сопровождаемое жилье»
- Инвалидность как медико-социальная проблема
- Методы и формы работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида
- Организация труда в социальных учреждениях
- Особенности девиантного поведения молодежи в современных условиях
- Особенности работы социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Особенности социальной ответственности гражданина
- Отчет по практике "Педагогика и психология девиантного поведения" в МВД
- Отчет по практике социального работника в КУ ОО «ОЦСЗН»