Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Социальная работа с подростками девиантного поведения
Введение 3
1. Теоретические основы социальной работы с подростками девиантного поведения 5
1.1. Понятие девиантного поведения и его основные характеристики: причины, социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением 5
1.2. Сущность социально-педагогической поддержки несовершеннолетних как особого вида социально-педагогической деятельности 10
2. Практические аспекты профилактики девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационных центров 14
2.1. Анализ опыта БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Орла» по профилактике девиантного поведения подростков 14
2.2. Программа профилактики девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности 24
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Отклонение в поведении подростков является одной из важных проблем современного общества. Актуальность ее заключается в увеличении количества воспитанников, обучающихся в специализированных учреждениях открытого типа для подростков с девиантным поведением.
Причинами отклонений в поведении ребенка служат результаты измене-ний в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семей-но-бытовых отношений, отсутствия контроля над поведением и нарушением эмоциональной сферы личности подростков.
В настоящее время существует ложное мнение родителей о том, что глав-ным воспитателем подростков является образовательное учреждение – в плохой успеваемости, в аморальном поведении, нарушении познавательных и интеллек-туальных способностей виноваты учителя. Часто семья просто самоустраняется от процесса воспитания своих детей.
Но к ошибкам семейного воспитания дополняются пробелы школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности обучающегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной и поведенческой сферам.
В результате у подростков искажается значение уверенности в себе, спо-собность к саморегуляции, самоутверждение в жизненно важных ситуациях и в силу своего подросткового возраста и отсутствием внимания со стороны педаго-гов и родителей единственным выходом из такой ситуации они находят в про-явлении девиантного поведения, что влечет за собой рост количества обучаю-щихся в специализированных учреждениях.
При анализе теории вопроса выделилось большое количество определе-ний «девиантного поведения». В теоретической основе по изучению проблемы девиантности поведения можно выделить таких педагогов и психологов как Газман О.С., Галагузова М.А., Шульга Т.И., Мудрик А.В., Олиференко Л.Я., в работах таких ученых как Выготский Л.С., Блонский П.П., Бехтерев В.М. и др. проявляется большой интерес к отклоняющемуся поведению подростков под влиянием социальных факторов на особенности личности и на ее эмоциональ-ную сферу.
Теоретическими и экспериментальными аспектами по решению проблем отклоняющегося поведения выделяются работы в психологии: Беличева С.А., Бочкарева Г.Г., Степанов В.Г., и др.; в педагогике: Гуров Р.П., Мудрик А.В., Волкова Е.М., и др.
Объект исследования: социально-педагогическая поддержка подростков с девиантным поведением.
Предмет исследования: социальная работа с подростками девиантного по-ведения.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка программы социальной работы с подростками девиантного поведения.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы социальной работы с подростками де-виантного поведения;
- провести анализ опыта БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Орла» по профилактике девиантного поведения под-ростков;
- разработать программу профилактики девиантного поведения подрост-ков средствами социально-культурной деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка литературы.
Отклоняющееся поведение приобрело в послед ние годы массовый характер. Изучение механизмов возникновения и спо соб ов предупреждения девиантного поведения стало насущной проблемой. Важной задачей является диагностика склонности к проявлению девиаций у подростков, так как именно в этой возрастной кат его рии начинают появляться различные формы девиантного поведе ния.
Для современного российского общества характерно развитие и проявление различных девиаций в подростковой среде. Подростковый воз рас т является одним из самых опасных для возникновения девиантного поведения периодов человеческого развития. Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских воз рас тов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от дет ств а к взрослости, поэтому актуальной является проблема профилактики под рос тко вых девиаций.
В ходе работы был раскрыт теоретический аспект вопроса, т.е. проанализировано состояние проблемы в научной литературе. Мы определили понятие «девиантное поведение », раскрыли причины девиантного поведения подростков в современном мире. Нами были выделены следующие подходы к изучению девиантного поведения: биологический психологический и социологический. В цел ом ни одна теория не способна дать полного объяснения девиантному поведению, каждая высвечивает важный источник отк лон ени я поведения от норм. Причинами девиантного поведения явл яют ся противоречия социально-экономического и политического развития, с одной стороны и индивидуальная социально-психологическая дезадаптация с другой. Чтобы преодолеть отклоняющееся поведение подростка, нужно знать возможности его физического и психического развития, взаимообусловленность направленности лич нос ти положительными и отрицательными качествами, определить «зону» оптимального воздействия. Причем изучение причин отклонений и поиски пут ей положительного развития подростка должны осуществляться одновременно.
Распространение подростковых девиаций делает крайне актуальной проблему их профилактики.
Для проведения исследования дев иан тно го поведения у старших подростков в качестве испытуемых был о выбрано 26 подростков в возрасте 14-16 лет, уча щие ся МБОУ «СОШ №51» г. Орел.
В результате проведения методики «Определение скл онн ост и к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл) было выясне но, что все исследуемые подростки обладают средней степенью склонности к отклоняющемуся поведению, причем средний балл у девочек нем ног о выше, чем у мальчиков (7,2 балла и 6,6 балла соответственно). Таким образом, девочки, согласно результатам дан ной методики, более склонны к проявлению форм дев иан тно го поведения, чем мальчики.
Таким образом, согласно рез уль тат ам исследования девиантного поведения у старших подростко в: дев очк и более склонны к проявлению различных форм дев иан тно го поведения, чем мальчики.
Основываясь на эти результаты, мы составили программу действий социального педагога по про фил акт ики девиантного поведения школьников средствами социально-культурной деятельно сти.
Целью дан ной программы является - создание комплексной системы воспитания пра вов ого сознания обучающихся, направленной на профилактику правонарушений среди нес ове рше нно лет них.
Предполагается, что данная программа будет реализована в рамках воспитательной деятельности. В качестве целевой установки мож но рассматривать восстановление социального статуса в процессе творческого и физического развития детей.
Подобные работы
- Важнейшие цели и субъекты социальной политики социального государства
- Зарубежный опыт помощи детям с ОВЗ и подросткам-инвалидам. «Социальная передышка», «Сопровождаемое жилье»
- Инвалидность как медико-социальная проблема
- Методы и формы работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида
- Организация труда в социальных учреждениях
- Особенности девиантного поведения молодежи в современных условиях
- Особенности работы социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Особенности социальной ответственности гражданина
- Отчет по практике "Педагогика и психология девиантного поведения" в МВД
- Отчет по практике социального работника в КУ ОО «ОЦСЗН»