Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Социально-педагогические пути развития здоровья младших школьников
Введение 3
1 Теоретические основы воспитания здоровой личности ребенка 6
1.1 Здоровье детей как личная и социальная ценность общества 6
1.2 Роль семьи в формировавши ЗОЖ у младших школьников 15
2 Содержание социально-педагогической деятельности по валеологическому воспитанию младших школьников 31
2.1 Структура функционирования валеологической службы 31
2.2 Организации социально-педагогической деятельности в классах «реабилитации здоровья» начального звена 39
Заключение 59
Список использованной литературы 62
В нашем обществе, особенно последние десятилетия, появилась необходимость принятия срочных и конкретных мер по формированию и развитию здоровой личности ребенка, где особую актуальность приобретает система взаимодействий различных структур в процессе его воспитания.
По мнению академика Н.М. Амосова, «чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные». Наукой, способной указать нужное направление «собственным усилиям» является валеология, стоящая на страже сохранения, развития и укрепления здоровья личности. Изучением этой проблемы занимались такие российские ученые как Колбанов. В.В. Зайцев Г.К., Брехман И.И., Татарникова Л.Г. и другие.
В последние годы вопросы охраны здоровья детей становятся все более актуальными, поэтому на наш взгляд представляется достаточно важным развивать у ребенка, начинающего учиться в школе, умение и потребность в ведении здорового образа жизни при непосредственном взаимодействии семьи и социального педагога общеобразовательного учреждения. Валеологическое воспитание подрастающего поколения - это процесс формирования ценностно - ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенный как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общего уровня культуры человека. Такое воспитание должно осуществляться уже с рождения ребенка.
Младший школьный возраст является одним из периодов интенсивного роста и развития ребенка. Именно на этом этапе происходит перестройка его организма к новым для него условиям школьной жизни. Поэтому одним из важных направлений взаимосвязи семьи и школы является работа по укреплению здоровья детей. Эта многоаспектная проблема включает режим и организацию их жизни, рациональное питание, физическую культуру, гигиенические основы. Большое внимание этому аспекту уделено в работах Шебенхо B.Н. Яковлева П.Г.
По данным статистики 80% детей, поступающих в первый класс имеют отклонения в состоянии здоровья: от функциональных до хронических заболеваний. 35% к шестеро семь годам нуждаются в лечении, 15-20% имеют хроническую патологию. В 2018 году лишь 4% учеников покинули школу здоровыми.
В связи с этим связующим и направляющим звеном в валеологическом воспитании детей должна стать деятельность социального педагога.
На основе вышеизложенного нами выявлено противоречие между потребностью общества в воспитании здоровой личности ребенка и реально ухудшающимся состоянием здоровья детей, обучающихся в школе.
Цель исследования состоит в определении социально-педагогических путей, способствующих развитию здоровья младших школьников.
Объект исследования- воспитание здоровой личности младшего школьника.
Предмет - содержание деятельности социального педагога по валеологическому воспитанию младших школьников.
В соответствии с целью, предметом, объектом исследования оставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу с целью выявления состояния проблемы валеологического воспитания личности в науке.
2. Выявить диагностическим путем значимость элементов ЗОЖ для детей и их родителей.
3. Разработать социально-педагогическую программу, нацеленную на осознание младшими школьниками важности введения ЗОЖ для сохранения здоровья
Для реализации цели и задач исследования применялись следующие методы: теоретические: анализ медико-биологической, психолого- педагогической и социологической литературы, выявляющей научное состояние проблемы воспитания здорового ребенка; диагностические - наблюдение, массовое анкетирование, тестирование и интервьюирование детей и их родителей; анализ рисунков на заданную тему; создание игровых ситуаций применительно к развитию умения вести здоровый образ жизни младшими школьниками.
Эмпирическую базу исследования составил контингент из 50 младших школьников в возрасте 8-9 лет Глазуновской общеобразовательной школы и их родителей.
Методологическую основу исследования составляют положения педагогики, психологии, медицины, философии, раскрывающие сущность проблемы воспитания здорового ребёнка в семье и школе.
В разработке и обосновании теоретических основ воспитания здорового ребенка учитывались концепции: понимания смысла жизни (А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон); становления и развития личности с позиции формирования здорового образа жизни (Н.М. Амосов, И.И. Брехман, Ю.П. Лисицин).
Достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических данных, использованием методов, адекватных целям, предмету, объекту и задачам исследования.
Практическая значимость включает разработку социально- педагогической программы, способствующей ведению здорового образа жизни всеми членами семьи, что позитивно сказывается на валеологическом воспитании младших школьников.
Проведенный нами теоретический анализ литературы по проблеме исследования и практическая деятельность позволяют заключить, что семейное воспитание является основным фактором в развитии ребенка и его валеологическом воспитании. Семья, являясь средой обитания и воспитания, характеризуется эмоционально-интимным характером отношений, постоянством и длительностью воспитательных воздействий. Полученные нами практические данные свидетельствуют, что наиболее здоровое развитие детей обеспечивается в условиях сочетания семейного и школьного воспитания.
При организации валеологического воспитания в системе «школа – семья» социальному педагогу необходимо учитывать следующие условия:
1. Организационно-педагогические - предполагающие постоянную самостоятельную подготовку к осуществлению деятельности по формированию знаний о сущности здоровья и здорового образа жизни учителей, родителей, детей. Социальному педагогу для осуществления этой деятельности необходимо проводить работу с педагогическим коллективом - семьей, чтобы помочь в освоении этих знаний и способствовать переходу их к конкретным валеопоступкам.
2. Социально- психологические условия обеспечивают наиболее благо-приятное в валеовоспитании психологическое самочувствие ребенка. Эта группа включает общие и специальные условия. Общие: создание особого стиля валеологических отношений между социальным педагогом, учителями, детьми; единство действий школы и семьи в процессе оздоровления младших школьников. Специфические условия: валеологическое просвещение детей; сочетание деятельности детей, направленной на проявление интереса к ведению ЗСЖ и формирование положительного отношения к ней. Искренность социального педагога, проявление сопереживания и чуткости вызывает у детей ответное доверие, побуждает потребность в его советах, помощи. Реализация данного условия способствует созданию здоровой атмосферы как в дс, так и в семье.
3. Личностно-деятельностные условия - обеспечивают активное участие самого ребенка в развитии своего здоровья, что предполагает двигательную активность, прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима дня, гигиенические процедуры. Социальный педагог должен сознательно создавать условия, чтобы у детей была возможность открыто высказывать свое мнение, давать советы, свободно участвовать в ситуации выбора. Таким образом, социальный педагог играет важную роль в организации педагогического процесса по укреплению и сохранению здоровья ребенка. Он проводит консультации, беседы, занятия с учителями, родителями и детьми по вопросам валеологического воспитания младших школьников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Обобщая опыт сотрудничества Глазуновской школы №4 -с семьями учащихся начального звена в укреплении здоровья детей, мы выделяем два основных этапа социально-педагогической деятельности: подготовительный этап (изучение условий жизни ребенка в семье) и основной этап (создание оптимальных условий, способствующих воспитанию ЗОЖ младших школьников).
В результате предполагаемые нами результаты подтвердились: у детей снизилось количество заболеваний за год; они стали более активными, ловкими. Всё это свидетельствует с том, что социальный педагог должен и в дальнейшем вести здоровьесберегающую работу с младшими школьниками по следующим направлениям: оказание содействия в осуществлении оздоровительного процесса; защита социального и психологического статуса младшего школьника; способствующего формированию здоровой личности ребенка; формирование у взрослых осознанного восприятия уникальности мира ребенка; создание благоприятных условий для деятельности ребенка, направленной на ведение ЗОЖ; оказание консультативной помощи воспитателям и родителям по вопросам валеологического воспитания детей в школе и дома.
Таким образом, валеологическое воспитание - это процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и ЗОЖ, построенный как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общего уровня культуры человека.
Нами определены основные социально-педагогические пути валеологического воспитания личности: необходимость научить детей бережному отношению к своему здоровью, дать им знания по физическим социальным основам его укрепления; воспитывать устойчивую потребность в регулярном ведении ЗОЖ.
В заключении можно выделить основные функции социального педагога в валеовоспитании младших школьников: диагностическая (изучение ребёнка, микросреды и окружающего его психологического климата); прогностическая (составление плана-программы помощи ребёнку); посредническая (взаимодействие с различными специалистами с целью сохранения здоровья ребёнка); организаторская (воплощение на практике разработанных проектов); адаптационная (приспособление ребёнка к жизни в определённой среде); коррекционно-реабилитационная (коррекция и восстановление нарушенных функций ребёнка); аналитическая (анализ полученных результатов).
Подобные работы
- Важнейшие цели и субъекты социальной политики социального государства
- Зарубежный опыт помощи детям с ОВЗ и подросткам-инвалидам. «Социальная передышка», «Сопровождаемое жилье»
- Инвалидность как медико-социальная проблема
- Методы и формы работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида
- Организация труда в социальных учреждениях
- Особенности девиантного поведения молодежи в современных условиях
- Особенности работы социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Особенности социальной ответственности гражданина
- Отчет по практике "Педагогика и психология девиантного поведения" в МВД
- Отчет по практике социального работника в КУ ОО «ОЦСЗН»