Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Социально-педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в условиях школы
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические основы профилактики девиантного поведения в условиях школы 8
1.1. Сущность понятия девиантного поведения подростков в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Профилактика девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема 18
1.3. Обоснование социально-педагогических условий профилактики девиантного поведения подростков в условиях школы 27
Выводы по I главе 32
Глава II. Реализация социально-педагогических условий профилактики девиантного поведения подростков в условиях школы 34
2.1. Изучение и анализ опыта работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях МБОУ «Подюжская СШ им. В. А. Абрамова» 34
2.2. Программа реализация социально-педагогических условий профилактики девиантного поведения подростков в условиях школы 42
Выводы по II главе 59
Заключение 61
Список литературы 64
Приложение 68
Актуальность проблемы девиантного поведения обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества школьников, имеющих отклонения в поведении. Растет количество подростков, которые не успевают в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. Все больше подростков вовлекается в уголовный бизнес.
На сегодняшний день проблема правонарушений несовершеннолетних остается одной из острых проблем современного общества. Анализ ситуации дает право сказать, что происходит «омоложение» преступности несовершеннолетних: значительно увеличилась криминальная активность 14-15-летних подростков. По данным статистики, 16-17 – летними совершается до 62% всех преступлений [4].
Поэтому вопрос о профилактике девиантного поведения подростков − один из ведущих факторов образовательной организации. Именно в подростковом возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств, определяемый психологическими особенностями подростка (возникшее противоречие потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве своеобразного конфликтообразующего фактора), поведением субъективной ценности нравственного здоровья.
Степень научной разработанности проблемы. К настоящему времени накоплен значительный научно-теоретический багаж в исследуемой области. В частности, девиации как социальный феномен, вопросы соотношения нормы и отклонения от нормы рассматривали классики социологии М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Линтон, Р. Мертон, Р. Миллз. Р. Моррис, Т. Парсонс, У. Самнер, отечественные философы, психологи, социологи М.И. Бобнева, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, В.Д. Планов, А.А. Ручка, В.А. Ядов и др.
Следует сказать, что ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин «девиантное поведение». Анализ научной литературы по проблеме показывает, что применительно к подросткам с различного рода отклонениями в развитии, влияющими на их поведение, разные авторы используют следующие термины «трудные дети», к категории которых относят детей с отклонениями в нравственном развитии, акцентуациями характера, с нарушениями в аффективно-волевой сфере, отклонениями в поведении; «аномальные дети», имеющие отклонения от того, что является типичным или нормальным, но не включающее патологическое состояние; «дезадаптированные дети»; «дети, нуждающиеся в специальной заботе»; дети «группы риска»; «ребенок с нарушениями в аффективной сфере» (С.А. Беличева, А. Коэн, А.Е. Личко, Л. Пожар, В. Слот, Х. Спаниярд, А.С. Тупоногов, Т.И. Шульга,).
Вопросы выявления, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в различных его аспектах находят отражение в фундаментальных трудах классиков отечественной педагогической мысли П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Значительный вклад в разработку научных основ решения данной проблемы внесли Б.Г. Ананьев, С.А. Беличева., А.С. Белкин, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, А.Д. Гонеев, С.И. Григорьев, В.И. Загвязинский, Е.В. Змановская, В.Т. Лисовский, А.В. Мудрик, М.И. Рожков, В.Д. Семенов, Л.С. Славина В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн и др.
Несмотря на пристальный интерес представителей научного сообщества к профилактике девиантного поведения, отметим, что глубина и острота проблемы, недостаточная разработанность вопросов деятельности общеобразовательных школ по социально-педагогической профилактике девиантного поведения несовершеннолетних диктует необходимость разрешения противоречий: между современными требованиями к развитию личности школьника и недостаточной научной разработанностью проблемы предупреждения девиантного поведения в условиях учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы; все более актуализирующейся тенденцией гуманизации учебно-воспитательного процесса и преобладающим «школоцентристским» подходом к формированию личности школьника.
Проблема исследования: каковы социально-педагогические условия профилактики девиантного поведения в условиях школы?
Объект исследования: процесс профилактики девиантного поведения подростков в условиях школы.
Предмет исследования: социально-педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в условиях школы.
Цель исследования: выявить социально-педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в условиях школы.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность понятия девиантного поведения подростков в психолого-педагогической литературе.
- Исследовать особенности профилактики девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема.
- Обосновать социально-педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков в условиях школы.
- Изучить и проанализировать опыт работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях МБОУ «Подюжская СШ им. В. А. Абрамова».
- Разработать программу реализации социально-педагогических условий профилактики девиантного поведения подростков в условиях школы.
Гипотеза исследования: профилактика девиантного поведения подростков в условиях школы будет успешной, при реализации следующих условий:
- своевременное выявление в микросреде школы подростков, склонных к девиантному поведению и изучение причин проявлений девиаций;
- согласованность действий педагогов, специалистов в социально-образовательных учреждений и семьи в работе по профилактике девиантного поведения подростков в школе;
- поэтапное осуществление профилактической деятельности с подростками девиантного поведения должна строиться как ряд последовательных этапов: координационного этапа, информационно-ознакомительного, реконструктивного и интеграционного этапа.
...
В теоретической части исследования выпускной квалификационной работы раскрыты психолого-педагогические основы профилактики девиантного поведения подростков в условиях школы.
Анализ сущности понятия девиантного поведения подростков в психолого-педагогической литературе позволил прийти к выводу, что девиантное поведение – это действия, несоответствующие формально определенным или фактически сложившимися в данном обществе нравственным и законным общепризнанным нормам и погружающие девианта в изоляцию, лечение, исправление, наказание. Девиантное поведение вызывает стойкое отрицательное отношение общества и является серьёзным препятствием между личностью и окружающими его людьми. Поскольку девиантное поведение имеет глубокие биологические и социальные корни, искоренить его по всей видимости, невозможно. Можно говорить лишь о потребности уменьшения его проявлений посредством обучения активным формам поведения.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы мы выявили особенности профилактики девиантного поведения подростков.
Профилактика девиантного поведения подразумевает концепцию специальных и общих событий в разных степенях общественной организации. Критериями эффективной профилактической работы считают её комплексность, своевременность, последовательность, дифференцированность. С целью предупреждения отклонений в поведении подростка осуществляются разные формы профилактической работы: активизация личностных ресурсов; организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; организация социальной среды; информирование; организация здорового образа жизни; активное социальное обучение социально важным навыкам.
...
Подобные работы
- Важнейшие цели и субъекты социальной политики социального государства
- Зарубежный опыт помощи детям с ОВЗ и подросткам-инвалидам. «Социальная передышка», «Сопровождаемое жилье»
- Инвалидность как медико-социальная проблема
- Методы и формы работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида
- Организация труда в социальных учреждениях
- Особенности девиантного поведения молодежи в современных условиях
- Особенности работы социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Особенности социальной ответственности гражданина
- Отчет по практике "Педагогика и психология девиантного поведения" в МВД
- Отчет по практике социального работника в КУ ОО «ОЦСЗН»