Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Социально-психологическая реабилитация подростков - делинквентов в условиях закрытых учебных заведений
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социально-психологической реабилитации подростков - делинквентов в условиях закрытых учебных заведений 7
1.1. Понятие и виды делинквентного поведения несовершеннолетних 7
1.2. Причины и факторы, приводящие к делинквентному поведению 11
1.3. Методы и приемы социально-психологической реабилитации подростков - делинквентов в условиях закрытых учебных заведений 17
Выводы по главе 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по социально-психологической реабилитации подростков - делинквентов в условиях Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Орловской области 26
2.1. Анализ опыта работы учреждения по социально-психологической реабилитации подростков – делинквентов 26
2.2. Выявление склонности к делинквентному поведению подростков 29
2.3. Комплекс занятий по социально-психологической реабилитации подростков – делинквентов 34
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Выводы по главе 46
Заключение 49
Список литературы 52
Приложения 60
Актуальность исследования. Залогом благоприятного будущего страны является здоровое подрастающее поколение. Именно физическое здоровье, уровень интеллектуального развития и работоспособности детей обуславливают перспективы экономического, социального, культурного и научного развития страны. Однако для подрастающего поколения зачастую характерны такие проявления как агрессия, жестокость, озлобленность, такие асоциальные действия как алкоголизм, наркомания, бродяжничество, проституция и другие, что характеризует их поведение как делинквентное, то есть такое поведение несовершеннолетнего, которое противоречит правовым нормам и угрожает социальному порядку и благополучию окружающих людей. Состояние и тенденции проявления асоциальных поступков являются показателями нравственного здоровья подрастающего поколения.
Делинквентное поведение наиболее характерно для подростков, которые в силу возрастных особенностей, перехода от детства к взрослости, сопровождающегося изменением смысловых ценностей и ориентаций, подверженности влиянию окружения, с большим трудом адаптируются к новым социально-экономическим условиям. Прежде всего, именно экономические, культурные и политические преобразования в стране являются причинами делинквентного поведения подростков. Наряду с этим антисоциальная направленность действий и поступков несовершеннолетних может являться следствием наличия проблем в формировании личности и носить глубоко индивидуальный характер. Формирование здоровой социальной личности подростка нарушается под воздействием социального отрицательно направленного окружения. Делинквентное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых они оказались и в то же время как язык общения с социумом, когда другие приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Проблема противоправного (делинквентного, антиобщественного) поведения является центральной в сфере воспитания подрастающего поколения, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности. Данная проблема затрагивалась многими отечественными и зарубежными учеными А. Айхорн, Ю.М. Антонян, Е.В. Васкэ, В.А. Гульдан, С.Н. Ениколопов, В.В. Ковалев, Б.С. Кудрявцев, П. Куттер, А.Е. Личко, Ф.С. Сафуанов, В.С. Собкин и др., в работах которых приведены различные классификации противоправного поведения, подробно описаны его формы и типы, движущие силы и условия формирования. Подробно изучена мотивация законопослушного и антиобщественного поведения. Особое внимание уделено вопросам преступности несовершеннолетних.
Идеи гуманистического, личностно ориентированного подхода к образованию и воспитанию учащихся делинквентного поведения прослеживаются в трудах таких авторов как Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Л.Н. Куликова, A.M. Печенюк и др.
Цель исследования: - исследование, теоретических, методологически и практических основ социально-психологической реабилитации подростков - делинквентов в условиях закрытых учебных заведений.
Объект исследования: делинквентное поведение подростков.
Предмет исследования: процесс социально-психологической реабилитации подростков - делинквентов в условиях закрытых учебных заведений.
Гипотеза исследования: социально-психологическая реабилитация подростков - делинквентов в условиях закрытых учебных заведений будет эффективной, если:
- своевременно диагностировать склонность к асоциальному поведению подростков и его причины;
- предоставить подросткам объективную информацию о последствиях делинквентного поведения;
- реализовать среди подростков комплекс профилактических занятий по предупреждению отклоняющегося поведения, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям подростков.
Цель и гипотеза исследования обусловили комплекс задач:
1. Раскрыть понятие и охарактеризовать виды делинквентного поведения несовершеннолетних.
2. Исследовать причины и факторы, приводящие к делинквентному поведению.
3. Проанализировать методы и приемы социально-психологической реабилитации подростков - делинквентов в условиях закрытых учебных заведений.
4. Провести анализ опыта работы учреждения по социально-психологической реабилитации подростков – делинквентов.
5. Выявить склонность к делинквентному поведению подростков.
6. Разработать и апробировать комплекс занятий по социально-психологической реабилитации подростков – делинквентов.
7. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Для решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс методов, включающих в себя:
- теоретические методы (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности);
- эмпирические методы (тестирование, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы));
- статистические методы (методы количественной и качественной обработки данных).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс занятий по социально-психологической реабилитации подростков – делинквентов может использоваться в практической деятельности закрытых учебных заведений
База исследования: Цент р врем енно го соде ржан ия для несо верш енно летн их прав онар ушит елей УМВД России по Орловской облас ти.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений. Во введении проведено обоснование актуальности темы исследования, выявлены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования. Первая глава носит теоретический характер и посвящена обоснованию проблемы социально-психологической реабилитации подростков - делинквентов в условиях закрытых учебных заведений. Глава состоит из трех параграфов. В первом параграфе раскрыто понятие и определены виды делинквентного поведения несовершеннолетних. Второй параграф главы посвящен изучению причин и факторов, приводящих к делинквентному поведению. В третьем параграфе показаны методы и приемы профилактики делинквентного поведения в подростковом возрасте. Вторая глава носит практический характер и содержит описание опытно-экспериментальной работы по социально-психологической реабилитации подростков - делинквентов в условиях Цент ра врем енно го соде ржан ия для несо верш енно летн их прав онар ушит елей УМВД России по Орловской облас ти. Глава состоит из четырех параграфов. В первом главе обобщен опыт работы учреждения по социально-психологической реабилитации подростков – делинквентов. Во втором параграфе описаны результаты проведения исследования по выявлению склонности к делинквентному поведению у детей подросткового возраста. Третий параграф содержит описание комплекса занятий по социально-психологической реабилитации подростков - делинквентов. В третьем параграфе описаны результаты опытно-экспериментальной работы и выявлена эффективность комплекса занятий по социально-психологической реабилитации подростков - делинквентов. В заключении сделаны основные выводы по результатам исследования. Библиографический список представлен 70 источниками.
В первой главе выпускной квалификационной работы раскрыты теоретические аспекты проблемы социально-психологической реабилитации подростков - делинквентов в условиях закрытых учебных заведений.
Делинквентным называется поведение, которое противоречит правовым нормам, угрожает социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством. Различают такие виды делинквентного поведения несовершеннолетних как агрессивно - насильственное поведение; корыстное поведение; распространение и продажа наркотиков. Среди всех совершаемых противоправных поступков доля правонарушений, совершаемых несовершеннолетними значительна. Основная масса противоправных поступков совершается подростками. Это обуславливает необходимость изучения особенностей подросткового возраста и их влияния на возникновение делинквентного поведения.
Подросток-правонарушитель — это молодой человек с завышенной или заниженной самооценкой часто из неполной и (или) неблагополучной семьи. В большинстве случаев он бросил учебу в связи с различными трудностями в школе и дома. Подросток с делинквентным поведением характеризуется узким кругозором, отсутствием трудовых навыков, интересов и увлечений, безразличием к своей дальнейшей судьбе. Для таких подростков характерно недоразвитие духовных чувств и эмоций, недисциплинированность, грубость, агрессивность, лживость и лень. Их привлекает лишь то, что не требует целенаправленного, систематического умственного или физического напряжения, что носит легкий, развлекательный характер, вызывает острые ощущения.
На сегодняшний день проблема профилактики делинквентного поведения подростков в воспитательно-образовательном процессе является одной из важнейших. Делинквентное поведение как одна из разновидностей девиантного поведения подростка, выступает наиболее серьезной формой девиаций, проявляющейся во влиянии на нервную систему подростка совокупности отрицательных социально-психологических, психофизиологических причин. К ним относят: недостатки семейного воспитания, акцентуации характера, подростковый нигилизм, психологические травмы и прочие, следствием чего выступают правонарушения, совершаемые с различной тяжестью.
Только во взаимосвязи различные методы и приемы профилактики способны оказать положительное влияние на подростков, склонных к асоциальному поведению. Считается, что эффективными в работе с подростками являются групповые формы работы, так как удовлетворяют ведущую потребность подростков - потребность в общении со сверстниками. Эффективная профилактика делинквентного поведения будет способствовать социальному благополучию подростков в будущем.
Во второй главе представлены результаты опытно-экспериментальной работы по социально-психологической реабилитации подростков - делинквентов в условиях Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Орловской области.
В опытно-экспериментальной работе, проводимой на базе Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Орловской области, принимали участие 40 подростков в возрасте 13 – 14 лет: по 20 учащихся в контрольной и экспериментальной группах.
Эксперимент проводился в три этапа.
На констатирующем этапе проводилась диагностика учеников на выявление склонности к различным формам девиантного поведения с помощью модифицированного автором опросника «ДАП - П». Было выявлено, что в контрольной группе нет учеников с высоким уровнем склонности к делинквентному поведению. При этом у 75 % учеников контрольной группы диагностирован низкий уровень склонности к девиантному поведению, а у остальных 25 % - средний.
В экспериментальной группе было выявлено, что нет ни одного подростка с низким уровнем склонности к делинквентному поведению. У 35% респондентов экспериментальной группы диагностирован средний уровень склонности к делинквентному поведению, у 55 % учеников - уровень выше среднего, характеризующийся значительной предрасположенностью к делинквентному поведению. А 10 % имеют высокий уровень склонности к делинквентному поведению.
Полученные результаты явились предпосылкой для разработки и реализации комплекса занятий по профилактике делинквентного поведения в подростковом возрасте. Комплекс представлен 10 занятиями, ориентированными на профилактическую работу с подростками в возрасте 13-14 лет.
На контрольном этапе проведена повторная диагностика подростков. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в контрольной группе изменений не произошло. Заметные улучшения произошли в экспериментальной группе. Не выявлены подростки с высоким уровнем склонности к делинквентному поведению. Доля подростков со значительной предрасположенностью к делинквентному поведению снизилась с 55 % до 10%. В то же время увеличилась доля учащихся с низким уровнем склонности к делинквентному поведению с 0% на констатирующем этапе до 30 % (или 6 респондентов) на контрольном этапе исследования. Доля подростков со средним уровнем склонности к делинквентному поведению составила на контрольном этапе 60 %.
Полученные результаты подтверждают гипотезу исследования и позволяют судить об эффективности комплекса занятий по профилактике делинквентного поведения в подростковом возрасте.
Подобные работы
- Важнейшие цели и субъекты социальной политики социального государства
- Зарубежный опыт помощи детям с ОВЗ и подросткам-инвалидам. «Социальная передышка», «Сопровождаемое жилье»
- Инвалидность как медико-социальная проблема
- Методы и формы работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида
- Организация труда в социальных учреждениях
- Особенности девиантного поведения молодежи в современных условиях
- Особенности работы социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Особенности социальной ответственности гражданина
- Отчет по практике "Педагогика и психология девиантного поведения" в МВД
- Отчет по практике социального работника в КУ ОО «ОЦСЗН»