Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Технология социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов в учреждении интернатного типа
Введение 3
1. Теоретические аспекты социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов 7
1.1 Современные подходы к проблемам детей-инвалидов 7
1.2 Инструментарий социально-педагогической реабилитации детей- инвалидов 23
1.3 Нормативно-правовое обеспечение реабилитации детей-инвалидов 41
2. Организация социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов в учреждении интернатного типа 61
2.1 Деятельность социального педагога по осуществлению социально-педагогической реабилитации в БСУ СО ОО «Болховский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками» 61
2.2 Проектирование программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов 73
Заключение 87
Список использованной литературы 91
Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в соответствии с общепризнанными правилами и нормами международного права, является реализация мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право неполучение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности - в целях повышения уровня и качества их жизни. Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации и беспрепятственный доступ к ней, в том числе с использованием специальных, адаптированных носителей.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов, в том числе об объектах социальной инфраструктуры и оказываемых ими услугах (с учетом требований доступности объектов и услуг для граждан с различными видами нарушений функций и ограничений жизнедеятельности).
Несмотря на приоритетность и актуальность социальной поддержки детей-инвалидов, сложившаяся в стране ситуация в этой сфере остается проблемной. Увеличение числа детей-инвалидов, недостаточность финансирования программ социальной поддержки, разнообразия форм и методов обучения, воспитания, адекватных потребностям и способностям детей данной категории, дают основание сделать вывод о несовершенстве их социальной поддержки в стране.
Как показывает практика, процесс позитивной интеграции детей-инвалидов в социум является для них сложным этапом социализации. В современном обществе при интеграции детей-инвалидов в социальную среду средством, компенсирующим отклонения в развитии личности, выступает социальная реабилитация. Ее основная задача – восстановление социального статуса ребенка-инвалида и включение его в систему общественных отношений.
В западной и отечественной практике накоплена большая теоретическая база по изучению социально-педагогической реабилитации инвалидов. Становление теоретической основы вопроса социально-педагогической реабилитации инвалидов связано со следующими учёными: М. Вебер, Э. Дюркгейм, Д. Дьюи, Ф. Знанецкий, Г. Мид, Т. Р. Мертон, Т. Парсонс, Г. Тард, Ж. Пиаже и др.
Существует ряд подходов к пониманию проблемы социально-педагогической реабилитации инвалидов:
‒ Психологический подход (A. A. Налчаджян, A. A. Реан, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, С. И. Розум и др.);
‒ Культурологическое направление (Э. С. Маркарян, П. С. Кузнецов и др.)
Непосредственно с самой проблемой социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов в учреждении интернатного типа работали такие авторы, как: И. А. Милославова, Л. B. Корель, М. В. Ромм, Т. И. Заславская, Ю. А. Урманцев, и др.
Среди русских исследователей, обратившихся к проблеме социально-педагогической реабилитации инвалидов, наиболее интересные работы представили такие ученые деятели, как: В. А. Ядов, Д. А. Леонтьев, И. С. Кон, Л. Б. Волынская, М. С. Бережная, Т. Ф. Маслова, и др. Значительным вкладом перечисленных ученых стало накопление материала о поведенческих особенностях и взаимодействии человека в видоизменяющемся социокультурном пространстве.
В рамках настоящей диссертации необходимо отметить особый интерес научных деятелей к проблеме социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов. Они находящихся под фокусом внимания большого числа наук — социологии, педагогики, психологии, медицины, правоведения и др. Изучение проблем детей с особенными потребностями (детей-инвалидов) как особой группы населения тесно связанно со следующими именами: А. И. Осадчих, Б. С. Братусь, Е. Р. Смирнова, И. А. Коробейников, Л. Пожар, Л. М. Шипицына, М. С. Певзнер, Н. В. Антипьева, Т. А. Власова, и др.
Медицинские и социальные особенности инвалидности детей нашли своё отражение в работах: Д. И. Зелинской, И. А. Камаева, И. П. Катковой, Л. С. Балевой, М. А. Поздняковой, О. В. Грининой, и др.
Взаимодействие ребенка с особенными потребностями и культурной средой, окружающей его, вырабатывание навыков его общения в ходе его интеграции и адаптации в социальный мир изучали: А. Д. Жарков, А. П. Марков, Г. М. Бирженюк, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников.
Несмотря на большое количество работ, посвященных вопросу социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, в действительности проблемы рассматриваемой группы детей остаются не в полной мере разработанными и требуют дальнейшего их исследования.
Цель: анализ технологии социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов в учреждении интернатного типа и разработка программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.
Задачи:
- проанализировать современные подходы к проблемам детей-инвалидов;
- охарактеризовать инструментарий социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов;
- исследовать нормативно-правовое обеспечение реабилитации детей-инвалидов;
- проанализировать деятельность социального педагога по осуществлению социально-педагогической реабилитации в БСУ СО ОО «Болховский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками»;
- разработать программу по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.
Объект исследования - дети-инвалиды.
Предмет исследования - технология социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов в учреждении интернатного типа.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение и обобщение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, моделирование программы социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью внедрения разработанной программы в практику работы социального педагога для обеспечения социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов. Программа должна обеспечить конкретные прогрессивные результаты в успешной интеграции в социум, определенные в качестве ожидаемых результатов реализации программы.
Проблема инвалидности в значительно большей степени является общественной и общественно-психологической проблемой. Ребенок с ограниченными возможностями - не инертный объект социальной помощи, а человек, обладающий правом на удовлетворение самых многосторонних общественных потребностей - в познании, общении, творчестве.
Для полноценной социализации должна быть сформирована система условий и методов, дающих возможность возместить ограничения, мешающие его социализации, инкультурации и индивидуальному развитию.
Проблема социализации ребёнка инвалида объединена с социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами. Бесспорно, социально-педагогическая сущность формирования социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья находится в прямой зависимости от целенаправленной педагогической поддержки детей, выявления их потенциала во всевозможных формах жизнедеятельности, главным образом, в социально-культурной деятельности.
Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов – целенаправленный процесс возврата ребенка в социально активную деятельность, систему социальных контактов в процессе определенным образом организованной деятельности и создания для этого оптимальных условий, а также совокупности социально-педагогических средств, ориентированных на целостное развитие ребенка как личности с учетом его психофизических возможностей.
В процессе социальной реабилитации формируется личность, которая определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д.
Известно, что социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного социализируемого возраста. Особое значение для педагогического понимания сущности социальной реабилитации и личности ребенка имеет изучение факторов и механизмов социальной реабилитации личности. На социализацию человека влияют ряд факторов, требующих от него определенного поведения и активности.
Первая группа – макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах.
Вторая – мезофакторы, т.е. условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье, кино и др.). Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через микрофакторы. К ним относятся: семья, группы сверстников, организации, в которых происходит социальное воспитание (учебные, профессиональные, общественные, частные и др.).
Влияние микрофакторов на развитие инвалида осуществляется через агентов социальной реабилитации, т.е. лиц во взаимодействии с которыми протекает его жизнь (родители, братья, сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).
Что касается процесса реабилитации, то его содержание раскрывается в Законе достаточно детально, тогда как термин «система реабилитации» не раскрывается ни в Законе, ни в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Во многом вследствие наличия подобной правовой лакуны система реабилитации инвалидов в стране до настоящего времени не сформирована, несмотря на многократные попытки, предпринимаемые в рамках управленческих решений.
Очевидна в этой связи целесообразность уточнения в Законе определения термина «реабилитация инвалидов», приведения его в соответствие с нормами международного права.
Отсутствие четких целей и задач, соответствующих потребностям инвалидов, и их преемственности в целевых программах может рассматриваться в качестве одного из факторов, препятствующих достижению эффективности и результативности реабилитации инвалидов, а также эффективному использованию бюджетных ресурсов на их практическую реализацию.
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Орловской области «Болховский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками» является стационарным Детским домом-интернатом социального обслуживания системы социальной защиты населения, предназначенным для постоянного, временного и пятидневного в неделю проживания детей, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с сохранным интеллектом в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально - трудовой адаптации с одновременным обучением их по программам общеобразовательной школы в соответствии с медицинскими показаниями.
Основная цель деятельности социального педагога – создание благоприятных условий для всестороннего развития личности воспитанника. Задачи деятельности социального педагога: социальная защита воспитанника; оказание ему помощи в решении проблем; осуществление связи между различными структурами образовательного процесса.
Нами разработана «Программа по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов БСУ СО ОО «Болховский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками» на 2018-2021 гг.»
Цель Программы: формирование благоприятных условий для социализации детей – инвалидов и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование и медицинское обслуживание.
Сроки реализации Программы: 2018- 2021 гг.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: совершенствование обучения детей-инвалидов; увеличение доли числа детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья вовлечённых в досуговую школьную и внешкольную деятельность; увеличение результативности участия детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.
Подобные работы
- Важнейшие цели и субъекты социальной политики социального государства
- Зарубежный опыт помощи детям с ОВЗ и подросткам-инвалидам. «Социальная передышка», «Сопровождаемое жилье»
- Инвалидность как медико-социальная проблема
- Методы и формы работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида
- Организация труда в социальных учреждениях
- Особенности девиантного поведения молодежи в современных условиях
- Особенности работы социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Особенности социальной ответственности гражданина
- Отчет по практике "Педагогика и психология девиантного поведения" в МВД
- Отчет по практике социального работника в КУ ОО «ОЦСЗН»