Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Технология социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МОББИНГА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ 8
1.1 Сущность и содержание социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде 8
1.2 Зарубежный опыт социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде 18
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МОББИНГА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ 25
2.1 Организация технологии социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде 25
2.2 Разработка технологии социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде 33
Выводы по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Актуальность темы исследования. Социально-экономическая жизнь, так или иначе, протекает в организациях, которые являются наиболее устойчивой формой социального взаимодействия, направленной на реализацию насущных потребностей общества. С изменением общественно-политического строя и экономических отношений меняются и социальные отношения в организациях.
В процессе своего развития организации приобрели сложный характер. В индустриальный период организации характеризуются большими размерами, сложной структурной организацией, развитой формализованной системой социальных связей. Возрастание отчуждения в крупных деловых организациях влияет на взаимодействия между людьми в них. Нередко социальные взаимодействия в современных деловых организациях носят противоречивый характер и отличаются высокой степенью психологической напряженности. Напряжение возникает между организациями различного типа и форм собственности (например, между некоммерческими и коммерческими, государственными и частными организациями и т.п.), между субъектами внутри организаций.
Прежде всего, это бывает связано с недопониманием роли каждого члена фирмы в общей системе взаимодействия субъектов организации, наличием различных функций, целей и интересов. Социальная напряженность в организации, подчас перерастающая в конфликт, может возникать по разным причинам: из-за неравномерности распределения организационных ресурсов (финансовых, материальных, социальных и т.п.); из-за недостатков организации труда и управленческой деятельности; в силу взаимозависимости задач или различного понимания целей и путей их достижения разными работниками; из-за проблем коммуникации; из-за психологических различий и т.п.
В данной работе мы намерены рассмотреть одну из форм проявления социальной напряженности в образовательных организациях - явление моббинга.
Актуальность темы исследования заключается в роли протекания моббинг-процессов в системе межличностных отношений в учебной группе. Последствиями моббинга являются спад успеваемости, ухудшение психического и физического здоровья студентов.
Степень разработанности темы исследования: Исследованию моббинга как социальной проблеме посвящено значительное число работ (Л.Н. Гумилев, Р. Рорти, Дж. Эдварде, М. Вебер, К. Мангейм, И. Шумпетер, А. Адлер, Р. Ассаджиоли, Э. Берн, К. Левин, А. Маслоу, А.Б. Леонова, В.И. Медведев, А.И.Донцов, Т.П. Емельянова, П.Н. Шихирев). Однако, вопросы моббинга в студенческой среде недостаточно освещены в научной литературе.
Таким образом, выявилась необходимость в разработке технологии социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде.
На основе анализа научной литературы исследуемой проблемы можно сформулировать противоречие между необходимостью профилактики моббинга в студенческой среде и недостаточной разработкой действенных технологий социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде.
Выявленное противоречие позволило охарактеризовать проблему исследования: каковы теоретические и методические основы проектирования технологии социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде?
Объект исследования: социальная работа в студенческой среде.
Предмет исследования: технология социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать технологию социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде.
Гипотеза исследования: неблагоприятный морально-психологический климат приводит к возникновению моббинга в группе, что в свою очередь становится причиной негативных отношений и желания студентов сменить специальность, либо покинуть группу.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность и содержание социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде;
- исследовать и обобщить зарубежный опыт социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде;
- провести анкетирование студентов Адыгейского государственного института, направленное на изучение морально-психологического климата студенческих групп с целью выявления моббинга;
- разработать технологию социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют общенаучные исторический и логический подходы, а также такие методы познания, как анализ, синтез, индукция, сравнение, факторный и корреляционный анализ. Основанием нашего исследования являются работы Х. Леймана, который определял моббинг как негативные действия нескольких людей или одного человека, направленные против другого человека (одного или многих), длящиеся достаточно продолжительное время и характеризующие особые «отношения между жертвой и виновником.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ и сравнение литературы по проблеме исследования, моделирования;
- эмпирические методы: диагностический (анкетирование), математический метод обработки результатов исследования.
Эмпирической базой исследования выступил: Адыгейский государственный институт.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- раскрыта сущность и содержание социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде;
- исследован и обобщен зарубежный опыт социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде;
- разработана технология социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе раскрыты теоретические основы социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде, которые могут быть использованы для проведения лекций студентам.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная технология может быть использована в практической деятельности социальными работниками по профилактике моббинга в студенческой среде. Успешная реализация технологии позволит внести различные инновации и с успехом реализовать технологию в дальнейшем.
Положения, выносимые на защиту:
1. Образовательная среда учебного заведения является частью жизненной среды человека. Особенно большую роль образовательная среда оказывает на становление личности учащихся. При этом образовательная среда не всегда комфортна для учащихся, в ней присутствуют факторы, оказывающие негативное влияние на психическое развитие. Одним из таких факторов является моббинг.
2. Общим для всех определений является описание моббинга через негативные, враждебные или агрессивные действия. Моббинг является разновидностью насилия и имеет место преимущественно в организованных коллективах.
3. Моббинг представляет собой физические или социальные негативные действия, производящиеся систематически на протяжении длительного времени одним или несколькими лицами и направленные против того, кто не имеет возможности защитить себя в актуальной ситуации.
4. Социально-педагогическая работа со студентами проводится усилиями психологов, социальных педагогов, родителей, учителей. Для повышения эффективности мер первичный этап направлен на установление продуктивных отношений, основывающихся на ответственности, понимании возможности наказания. По необходимости жертвам моббинга назначаются консультации психолога и сеансы психотерапии.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, выводов по главам, списка литературы и приложений. Общий объем составляет 50 страниц машинописного текста.
Нами были проанализированы и обобщены теоретические основы социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде.
При этом раскрыта сущность и содержание социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде.
Образовательная среда учебного заведения является частью жизненной среды человека. Особенно большую роль образовательная среда оказывает на становление личности учащихся. При этом образовательная среда не всегда комфортна для учащихся, в ней присутствуют факторы, оказывающие негативное влияние на психическое развитие. Одним из таких факторов является моббинг.
Общим для всех определений является описание моббинга через негативные, враждебные или агрессивные действия. Моббинг является разновидностью насилия и имеет место преимущественно в организованных коллективах.
Моббинг представляет собой физические или социальные негативные действия, производящиеся систематически на протяжении длительного времени одним или несколькими лицами и направленные против того, кто не имеет возможности защитить себя в актуальной ситуации.
Социально-педагогическая работа со студентами проводится усилиями психологов, социальных педагогов, родителей, учителей. Для повышения эффективности мер первичный этап направлен на установление продуктивных отношений, основывающихся на ответственности, понимании возможности наказания. По необходимости жертвам моббинга назначаются консультации психолога и сеансы психотерапии.
Кроме того, в первой главе курсовой работы раскрыт зарубежный опыт социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде.
Молодежные службы в Западных странах все чаще действуют по принципу – не услуги для молодежи, а службы, организованные самой молодежью в интересах решения собственных проблем и развития общества в целом. В первую очередь они опираются на добровольное участие молодежи в общественно полезной деятельности.
Нами проведено проектирование технологии социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде.
Мы планируем изучить морально-психологический климат студенческих групп с целью выявления моббинга.
В анкетировании приняли участие студенты Адыгейского государственного университета, всего было опрошено 306 респондентов в возрасте от 18 до 23 лет. 75,9 % опрошенных девушки и 24,1% юноши.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в целом морально-психологический климат в студенческих группах АГУ благоприятен, но требует корректировки (работы с кураторами, организация внеучебной деятельности, становление корпоративной культуры вузов) с целью недопущения возникновения моббинга, предпосылки которого прослеживаются во взаимоотношениях студентов.
С этой целью нами разработана технология (программа) социальной работы по профилактике моббинга в студенческой среде. Цель программы: повышение толерантности и эмпатии, профилактика конфликтов в межличностных отношениях обучающихся. Программа рассчитана на 2020-2024 гг. и включает в себя 4 этапа.
Ожидаемый результат заключается в том, что профилактические мероприятия позволят создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство; сформируются устойчивые доброжелательные отношения в группе по приобретается навык конструктивного реагирования в конфликте, агрессия, изменяются представления о самом себе; улучшиться социальное самочувствие; формируется осознание подростками своих личностных качеств, жизненной позиции без применения насилия; уменьшается количество случаев появления жестокого поведения в подростковом сообществе.
Предотвращение моббинга в студенческой среде в рамках программы включает в себя: формирование мотивации на социальную адаптацию; стимулирование личностных изменений; создание благоприятных психологических условий для личностных изменений.
Подобные работы
- Важнейшие цели и субъекты социальной политики социального государства
- Зарубежный опыт помощи детям с ОВЗ и подросткам-инвалидам. «Социальная передышка», «Сопровождаемое жилье»
- Инвалидность как медико-социальная проблема
- Методы и формы работы социального педагога школы с семьей ребенка-инвалида
- Организация труда в социальных учреждениях
- Особенности девиантного поведения молодежи в современных условиях
- Особенности работы социального педагога в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Особенности социальной ответственности гражданина
- Отчет по практике "Педагогика и психология девиантного поведения" в МВД
- Отчет по практике социального работника в КУ ОО «ОЦСЗН»