Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Законодательный процесс
Введение 3
1 Теоретико-правовые основы федерального законодательного процесса 5
1.1 Понятие, социальное значение и субъекты законодательного процесса 5
1.2 Конституционно-правовое регулирование федерального законодательного процесса 8
2 Анализ федерального законодательного процесса в России 15
2.1 Законодательная инициатива 15
2.2 Рассмотрение законопроекта и принятие законов Федеральным Собранием 18
2.3 Подписание закона Президентом Российской Федерации и обнародование 21
2.4 Факультативные стадии законодательного процесса 23
- Пути совершенствования законодательного процесса в РФ 29
Заключение 31
Библиографический список 34
Актуальность работы. В настоящее время Россия испытывает жесткое давление со стороны ЕС, США и других стран. Введение антироссийских санкций направлены на ослабление российской экономики и для изменения позиции России по самым крупным и значимым международным вопросам. В связи со сложившейся ситуацией международного характера вокруг Российской Федерации – в России как никогда необходима четкая опора, и этой опорой является законодательная база внутри страны, ее правовая система, позволяющая эффективно обеспечивать правопорядок в обществе.
Предлагаемая тема как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы, повышения эффективности принимаемых нормативно-правовых актов. Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе. Нестабильностью внутри страны могут воспользоваться другие государства, с целью установить свое влияние, что может привести к еще более негативным последствиям, таким как провокационные действия и протесты населения, создание митингов, подрыв авторитета законодательных органов, выражение недоверия к действующей власти и т.п.
Проводимые в России политические и экономические реформы потребовали интенсивного законотворчества, и становится, очевидно насколько важен сам процесс создания закона, выработка первоначального законопроекта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона адаптироваться в уже существующей правовой системе, экономические основы его существования и реальной возможности применения будущего закона на практике.
Также актуальность темы исследования обусловлена тем, что В настоящее время планируется внести изменения в законодательный процесс. В своем Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года президент РФ предложил внести в главы 3–8 Конституции РФ поправки, которые сам он разделил на семь блоков.
Степень разработанности проблемы. Над этой актуальной на сегодняшней день проблемой работали известные авторы книг и монографии. Свой вклад в исследование внесли Алексеев С.С., Баранов В.М., Бабий А.Н., Витрук Н.В., Матузов Н.И., Пиголкин А.С., Сенякин И.Н., Шеремет В.К., Бошно С. В., Сильченко Н.В., Кудрявцев В.Н., Нашиц А., Ковачев Д. А Кривовенко Л.Т. Степанова Туманов В.А. Т.Я. Хабриевой Шувалов И.И. Лопатин В.Н. Студеникина М.С. Тихомиров Ю.А., Туманов В.А. и другие выдающиеся люди, которые детально рассматривали явление «законодательного процесса».
Объект исследования - законотворческая деятельность субъектов законодательного процесса.
Предмет исследования - процедура возникновения, разработки, принятия и вступления в силу законов.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить теоретические основы законодательного процесса и раскрыть их практическое применение при создании и принятии законов.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретико-правовые основы федерального законодательного процесса;
- провести анализ федерального законодательного процесса в России;
- предложить пути совершенствования законодательного процесса в РФ.
Методология и методы исследования. Общей методологической основой исследования является диалектический метод познания. Также применялись методы исследования систематизации, сравнения, обобщения, классификации.
Законодательный процесс - это порядок деятельности органов законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституциях и регламенте соответствующего представительного органа, так как для законодательного процесса характерна четкая юридическая регламентация.
Субъекты законодательного процесса это: субъекты права законодательной инициативы; законодательные органы, их комитеты и комиссии; глава государства; граждане; научные и другие организации; координационные органы.
Законодательный процесс является частью общего процесса правотворчества, отражая его общие свойства. Выделение общего, особенного и единичного в процессе правотворчества позволяет, таким образом, избежать отождествления его с законодательным процессом.
Законодательный процесс в России регулируется рядом нормативных правовых актов, которые включают в себя спектр юридически закреплённых правил, определяющих порядок принятия и официального опубликования законов.
До принятия нового ФЗ документ проходит несколько таких стадий законотворчества:
- Внесение в Госдуму;
- Рассмотрение в Госдуме;
- Принятие нижней палатой Парламента РФ;
- Одобрение сенаторами в Совете Федерации (Совфед);
- Подписание действующим Президентом России.
После того, как по это схеме принимается новый закон РФ, его публикуют в СМИ.
Особая разновидность правовой инициативы - инициатива законодательная - является начальным звеном законодательного процесса и представляет собой официальное внесение управомоченным субъектом законопроекта в компетентный орган парламента.
В Регламенте Государственной Думы закреплена практика рассмотрения проектов законодательных актов в три чтения, если палата, применительно к конкретному законопроекту, не приняла другого решения или если другой порядок не установлен законодательством (например, для закона о бюджете).
Рассмотрение нового законопроекта в Госдуме проводят на заседании этот госоргана и открывают докладом от сотрудника Правительства РФ или иного чиновника, который внес документ на обсуждение. Потом, в профильном думском комитете готовят и принимают определенное заключение на ФЗ. Затем, депутаты обсуждают, дают правовую оценку документу и вносят в него различные поправки.
Проект закона рассматривают 3 раза: в 1 чтении анализируют главы документа с общими положениями; во 2 — рассматривают детали и вносят поправки;
После того как новые законы принимаются Госдумой России в первых двух чтениях, их рассматривают в третий раз, а потом одобряют большинством голосов «За» или, наоборот, отклоняют голосами «Против».
Согласно ч. 2 ст. 105 Конституции РФ, новые законопроекты принимают в Госдуме простым большинством депутатских голосов (50%+1 голос «За»). Принятие в РФ конституционных новых федеральных законов (например, о проведении референдума, введении в стране военного положения или ЧП и др.) проходит по-другому. Такие документы одобряют 2/3 депутатских голосов «За».
При принятии и изменении конкретного федерального закона в Госдуме проводят открытое голосование. В этом случае голосуют за весь законопроект в целом или по конкретным статьям.
После того как внесенные в Госдуму федеральные законы РФ принимают в 3 окончательном чтении, в течение 5 дней эти правовые акты передаются сенаторам в Совфед.
Согласно ст. 105 Конституции РФ, сенаторы одобряют новые законопроекты простым большинством (50% + 1 голос «За»). Конституционные правовые акты в верхней палате российского Федерального собрания принимают после получения 3/4 голосов «За» от лиц, кто принимает федеральные законы. Здесь законопроекты одобряют или отклоняют на протяжении 14 дней. Члены Совфеда на протяжении двух недель обязательно рассматривают ФЗ, которые охватывают вопросы чрезвычайной важности. Согласно ст. 106 Конституции РФ, к таковым правовым актам относят законопроекты о бюджете, о границе, войне и мире и др.
Согласно ст. 107 Конституции РФ, принятый депутатами Госдумы и одобренный сенаторами законопроект передают на подпись действующему Президенту России.
Затем, глава государства ставит на нем свою подпись или накладывает президентское вето на протяжении 14 дней.
Принятый новый ФЗ вступает в законную юридическую силу с даты его принятия Госдумой. Конституционный закон становится действительным после его одобрения большинством и депутатов, и сенаторов РФ.
Затем, принятый ФЗ публикуют в СМИ. Но, обычно, этот документ вступает в юридическую силу спустя несколько суток после его принятия депутатами и сенаторами.
Подобные работы
- Административно-территориальное устройство РФ
- Аннотированный список электронных ресурсов по теме: «Доказывания и доказательства в конституционном судебном процессе»
- Гарантии законности
- Защита конституционного права граждан на информацию при использовании интернет-ресурсов
- Исторические предпосылки развития англо-саксонской системы права
- Конституционно-правовая ответственность: понятие, виды и особенности
- Конституционные полномочия органов государственной власти РФ в системе противодействия коррупции
- Конституция Республики Польша
- Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и контроль за их исполнением
- Обстоятельства, подлежащие доказыванию в конституционном судебном процессе