Каталог работ
Если Вы не нашли подходящей работы на нашем сайте, Вы можете заказать работу используя кнопку ниже и мы сделаем Вашу работу.
Значение идеомоторных тренировок в сложнокоординационных видах спорта на примере прыжков в воду
Введение 3
1. Общая характеристика идеомоторных тренировок, и их роль в сложно-координационных видах спорта 5
1.1. Понятие и суть идеомоторных тренировок 5
1.2. Роль идеомоторных тренировок в сложно-координационных видах спорта 9
2. Исследование роли идеомоторных тренировок в подготовке спортсменов по прыжкам в воду 13
2.1 Общая характеристика прыжков в воду как сложнокоординационного вида спорта 13
2.2. Значение идеомоторных тренировок в подготовке спортсменов по прыжкам в воду 15
Заключение 19
Список использованной литературы 22
Идеомоторная подготовка имеет высокое значение в процессе общей координационной и специально-технической подготовки спортсмена.
Идеомоторная тренировка - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Существует множество научных данных об эффективности идеомоторной тренировки при обучении двигательным действиям. Однако, не смотря на это, многие тренеры не включают методику идеомоторной тренировки в процесс обучения новым элементам техники.
Особенно значима такая тренировочная нагрузка в сфере сложнокоординационных видов спорта. Среди таких, в свою очередь, можно выделить прыжки в воду.
Современная актуализация научного подхода в тренировочном процессе в прыжках в воду связана c активным ростом популярности во всем мире к данному виду спорта. Что в свою очередь обуславливает необходимость поиска инновационных резервов подготовки спортсменов для достижения наибольшего уровня спортивной готовности. Рост популярности напрямую связан с углубленным изучением и внедрением методов средств и тактических разработок, направленных на качественный скачок в развитии эффективности общей методики подготовки спортсменов.
В прыжках в воду методу идеомоторной подготовки принадлежит огромная роль. Она позволяет прыгуну многократно мысленно воспроизводить мышечные ощущения. Причём, такие параметры режима работающих мышц, и в такой последовательности, величине, характере и ритме усилий и других компонентов движений, которые просто не улавливаются человеческим глазом, а существуют лишь на уровне подсознания. В более широком смысле здесь нужно говорить о внутреннем самоощущении.
Цель работы - выявить значение идеомоторных тренировок в сложнокоординационных видах спорта на примере прыжков в воду.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и суть идеомоторных тренировок;
- выявить роль идеомоторных тренировок в сложнокоординационных видах спорта;
- дать общую характеристику прыжков в воду как сложнокоординационного вида спорта;
- исследовать значение идеомоторных тренировок в подготовке спортсменов по прыжкам в воду.
Объект исследования - идеомоторная тренировка.
Предмет исследования - значение идеомоторных тренировок в подготовке спортсменов по прыжкам в воду.
Термин «идеомоторная тренировка» пришел из спортивной психологии. Чтобы улучшить свои результаты, идемоторика применяется в художественной гимнастике, прыжках в воду, в баскетболе и волейболе и многих других видах спорта.
Идеомоторная тренировка действенный метод психологической подготовки человека к выполнению определённого вида деятельности, посредством психической саморегуляции, настройки исполнителя под требования и условия предстоящей деятельности. Это умение субъекта самостоятельно воздействовать на собственное психическое состояние и функции организма путем использования вербальных конструкций и соответствующих им мысленных образов. Сущностью идеомоторной тренировки спортсменов является развитие у них способности вызывать и анализировать мышечно-двигательные представления о движении, вносить в них коррективы и, на основании этого, управлять движением.
Идеомоторная тренировка весьма эффективное средство подготовки спортсмена к соревнованию, однако на практике эффективность идеомоторной тренировки снижена из-за отсутствия у спортсменов навыков корректного её применения.
Таким образом, такое вмешательство в тренировочный процесс должно улучшить технико-тактическую составляющую подготовленности бойца без увеличения тренировочной физической нагрузки на организм спортсмена. Такое упражнение характеризуется мысленным представлением движения или его частей, выполняющее три основных функции.
Программирующая функция – представление движений как идеальной картины реальных действий, программу двигательной деятельности. Так строится программа выполнения двигательного действия, определяющая закономерную, прочную последовательность мышечных сокращений. Представление движений можно классифицировать следующим образом:
Тренирующая функция – формирование образа, помогающего процессу освоения движения. Созданный внутренним зрением образ, позволяет производить перенос от мыслительных операций к реальному технически верному выполнению двигательного действия.
Регуляторная функция – контроль и коррекция движения в ходе его выполнения, связующее звено между идеальным образом и реальным состоянием формирования двигательного навыка. Данная функция позволяет вести самоконтроль за правильностью выполнения движения на основе сравнения его со сформированным образом внутреннего зрения.
Все три функции отличаются синхронностью, их воздействие нельзя изолировать одно от другого, положительный эффект идеомоторного упражнения связан с одновременным влиянием всех функций
Прыжки в воду — это самостоятельный сложнокоординационный вид спорта, имеющий большое спортивное и прикладное значение.
В 1904 г. прыжки в воду были включены в программу Олимпийских игр. Прыжки в воду выполняются с трамплина (высотой 1 и 3 м) или с вышки (высотой 5 и 10м).
Соревнования по прыжкам в воду на Олимпийских играх и чемпионатах мира проводятся по 10 видам программы: трамплин высотой 1 м и 3 м, вышка высотой 10 м, синхронные прыжки с трамплина высотой 3 м и вышки высотой 10м у мужчин и женщин. Соревнования судят по 10-балльнoй системе с градацией в 0,5 балла. Оценка прыжка определяется качеством его исполнения, точностью движений, четкостью положения тела в полете, техникой входа его в воду и сложностью прыжка.
Главное в непосредственной подготовке психики прыгуна в воду для участия в конкретных соревнованиях – это упражнение в представлении им ожидаемых ситуаций, что принято называть идеомоторной тренировкой.
В прыжках в воду методу идеомоторной подготовки принадлежит огромная роль. Она позволяет прыгуну многократно мысленно воспроизводить мышечные ощущения. Причём, такие параметры режима работающих мышц, и в такой последовательности, величине, характере и ритме усилий и других компонентов движений, которые просто не улавливаются человеческим глазом, а существуют лишь на уровне подсознания. В более широком смысле здесь нужно говорить о внутреннем самоощущении.
Другими словами, в процессе представления (визуализации) важен не только зримый образ прыжка, но и весь концептуальный образ, включающий как смысловую, так и как можно более полную сенсомоторную информацию о движении.
Для этого используется ряд методических приёмов: идеомоторное воспроизведение прыгуном своих соревновательных прыжков с акцентом на самые удачные попытки; просмотр видеозаписей собственного участия в соревнованиях, где собраны самые лучшие прыжки за время спортивной карьеры.
Таким образом, самый важный компонент качественной визуализации – точность концептуального образа. Искажённый концептуальный образ – основная причина технических ошибок.
Подобные работы
- Адаптация к обучению в школе учащихся первых классов с нарушением слуха посредством физической культуры
- Акробатическая подготовка юных прыгунов в воду с трамплина (на этапе спортивного совершенствования)
- Актуальные задачи по внедрению физической культуры и формированию здорового образа жизни детей и молодёжи
- Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания девушек 18-20 лет
- Бизнес-планирование деятельности организаций дополнительного образования детей спортивной направленности
- Биоэнергетические процессы при мышечной деятельности
- Верховая езда как средство физической реабилитации и оздоровления лиц с функциональными нарушениями позвоночника и суставов
- Влияние занятий лыжными гонками на психическое состояние мальчиков в 12-13 лет
- Влияние физической культуры и спорта на формирование личностных качеств курсантов: социологическое исследование
- Влияние фитнес-программы «Antigravity» на физическое развитие детей 6-8 лет